Конспект занятия "Путешествие в подводное царство" в группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Рожкова Ольга Викторовна

Конспект  занятия - развлечения

 по формированию  лексико-грамматических средств  языка в старшей группе

"Путешествие в   подводное царство"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия - развлечения

 по формированию  лексико-грамматических средств  языка в старшей группе

«Путешествие в   подводное царство»

 

Программное содержание:

1. Расширять представления о морских обитателях и о море  (коммуникация).

2. Обучать  составлению описательной загадки по плану-символу; закреплять умение составлять простые распространенные предложения, применяя в связной речи названия обитателей подводного мира (коммуникация, художественная литература).

3. Развивать мелкую моторику: умение правильно работать широкой  кистью при закрашивании (художественное творчество).

4.  Формировать навык правильного дыхания (здоровье).

5. Развивать навык снятия психического и эмоционального напряжения при рассматривании аквариума, с помощью  танцевально-двигательного упражнения, музыкотерапии (музыка)

 6.  Воспитание чувств толерантности.

 

Предварительная работа:

  Чтение сказки Х.К. Андерсена «Русалочка»;  знакомство с планом-символом для описания внешнего вида подводного жителя; разучивание танцевально-двигательного упражнения «Подводный карнавал».

  

        Оборудование.

Демонстрационный материал:

декорации к «Путешествию в подводное царство»; картинки с изображением подводных обитателей; чудо-коробочка с планом-символом; морская звезда, морской ёж, игрушка рыбки; мольберты; магнитная доска с магнитами; костюм русалочки, светильник в виде аквариума, магнитофон с аудиозаписью шума моря и плавной музыкой, указка.

 

Раздаточный материал:

широкие (беличьи) кисточки, подставки под кисточки, акварельные краски, белые листы бумаги с контурами морских обитателей нанесенными воском.

 

План:

  1. Организационный момент (прием сближения и объединения). Рассматривание аквариума (музыкотерапия).
  1. Беседа о жителях подводного мира: реальных и сказочных.  Предложение отправиться в подводный мир. Упражнение  дыхательной гимнастики.
  1. Встреча с «русалочкой». Приглашение в подводное царство.  Беседа о море.
  1. Загадывание загадок о морских жителях с демонстрацией картинок по мере отгадывания.
  1. Загадывание загадок детьми о морских обитателях по плану-символу.
  1. Танцевально-двигательное упражнение «Подводный карнавал».
  1. Игра «Расколдуй морского обитателя». Прием закрашивания белых листов бумаги широкими кисточками. Составление простых распространенных предложений о расколдованных морских жителях.
  1. Итог занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

«- Здравствуйте ребятишки:

Девчонки и мальчишки.

Я пришла к вам из далека,

Познакомиться нам пора.»

 

- Меня звать ..., а вас как.

      (логопед протягивает руку, а дети называют свои имена и кладут ладошки сверху)

- Я пришла к вам не с пустыми руками, а что-то принесла.

- Что это?       (показ аквариума; дети усаживаются вокруг стола и рассматривают                                   аквариум).

  Чтение стихотворения, звучание плавной и тихой музыки.

«Смотрите: река у меня на столе.

Там синие рыбки плывут в глубине.

Там красные рыбки раскинув хвосты,

Мохнатой травы раздвигают кусты

И смотрят, как, словно по нитке,

Ползут по травинкам улитки,

Шажок за шажком продвигаясь вперед.

Но речка моя никуда не течет.

Она бы плескалась, она бы текла.

Но держат ее берега из стекла.»

     - Но не одни рыбки живут под водой.  А каких других морских жителей вы знаете?    (черепахи, морские коньки, морские ежи, осьминоги…)

- А с какими сказочными морскими жителями вы знакомы? Назовите их.        (царь Тритон, Русалочка, ведьма…).

 

  1. – Вы любите волшебство и путешествие?

 - Тогда я вам предлагаю совершить путешествие в подводное царство.

- Но для этого нам надо научиться правильно дышать, ведь под водой мало воздуха.

- А вы знаете как правильно дышать?

     а) вдох делаем носом, а выдыхаем ртом.

б) при вдохе надувается  живот, при выдохе – сдувается.

- Чтобы, проверить, правильно ли вы дышите, нужно положить руку на живот, вот так. Давайте попробуем.

«Так живот мы надуваем, а рукою проверяем.

Живот с дулся – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.»

Повтор 2-3 раза.

 Молодцы, теперь вы умеете правильно дышать и мы можем отправиться в путешествие.

 

  1. -Закрывайте глаза, начинаются чудеса.

(звучит шум прибоя, логопед перевоплощается в русалочку; в этот момент читается стихотворение.)

«Вместе с музыкой чудесной

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его!»

(2 раза)

(дети открывают глаза и видят логопеда в образе русалочки у дверей физкультурного зала).

- Ой, ребята, что это со мной произошло? В кого я превратилась?

- Я приглашаю вас в подводное царство.

(дети проходят в физкультурный зал и усаживаются на ковер)

 

  1. – Ребята, вы хорошо знаете море?

- Я для вас приготовила морские загадки, будьте внимательны:

Кругом вода,

А с питьем – беда.                         (море)

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.              (рыбка)

Через море – океан

Плывет чудо – великан,

А ус во рту прячет.                        (кит)

Дополнительные вопросы: - Почему вы так решили?

- А как догадались?

- Мне кажется, что это…

 

  1. – Молодцы, отгадывать загадки вы умеете.

- А сами вы сможете загадать загадки?   И в этом вам помогут моя чудо-коробочка и волшебная подсказка. Я вам напоминаю, что вы называете цвет морского обитателя, его форму, величину и какой он на ощупь.

(вызывается по одному ребенку; он опускает в ларчик руку и обследует один из предметов, после этого дает характеристику по предложенному плану)

Объемные игрушки: морская звезда,  морской еж, черепашка, рыбка.

- Какие интересные загадки у вас получились!

- Какая загадка вам понравилась больше?  Почему?

- Кто смог более точно описать предмет?

- Какими словами она описывала его?

 

  1. – Ребята, вы слышите? Мне кажется, что это музыка звучит.

         - И я вас приглашаю на «Подводный карнавал», где каждый из вас превращается  в любого морского жителя: краба, медузу, морского конька, рыбку, в ската.

        С началом плавной музыки дети превращаются в морских жителей,  выполняют движения характерные для какого-либо морского жителя.

 

      7. – Ребята, пока мы с вами были на  карнавале, случилась беда. Злая колдунья заколдовала моих друзей. Они стали невидимыми.

- Вы поможете мне?

- Тогда подходите ко мне. Каждый из вас расколдует одного морского жителя, а какого мы узнаем позже.

        - Перед каждым из вас лежат белые листы бумаги, на которых заколдованы мои друзья. Чтобы их расколдовать, что  нам понадобится?

         (дети перечисляют предметы, которые находящиеся перед ними: широкая кисточка, акварельные краски).

- Какого цвета море?  Значит мы будем закрашивать листы краской  синего цвета.

(обращаю внимание на то, как правильно держать кисточку; что закрашивается лист целиком, а не в середине; логопед показывает как правильно закрашивать лист бумаги на пюпитре).

Пока дети раскрашивают свои картинки, звучит морская музыка. Темп ее  может меняться.

Когда дети справились с заданием, логопед предлагает положить расколдованных морских жителей на морское дно и сказать одним предложением кого они расколдовали. Этот прием используется по образцу. Первой начинает логопед:

- Я расколдовала морского конька. А ты кого?

 

       8.– Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Вы хотели бы еще побывать в подводном царстве?

- А что особенно вам запомнилось?

- Какие чудеса вам понравились?

- Что бы вы хотели, чтобы еще раз повторилось?

– Ребята, к сожалению, пришла пора нам расставаться. Ведь вы не можете долго находиться под водой                 

- На память о сегодняшнем путешествии, мои подводные друзья хотят оставить вам свои портреты.

- И если вам станет грустно, то вы сможете включить спокойную музыку и отправиться еще раз на «Подводный карнавал».

- Прощайте, ребята.   Я буду ждать новых встреч с вами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

конспект занятия "В подводном царстве"

конспект совместной деятельности...

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе...

Конспект "Волшебная страна, подводное царство"

Нетрадиционные формы рисования...

Конспект -открытого занятия "Подводное царство"

Конспект-открытого занятия " Подводное царство"в старшей группе "Колобок"...

Конспект "Путешествие в подводное царство".

Конспект интегрированной образовательной деятельности " Путешествие в подводное царство"....

Конспект открытого занятия.«Подводное царство.»

Рисованию с техникой печатания ладошкой в ясельной группе.                                        ...