ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
консультация по логопедии по теме

Кузнецова Алла Ивановна

Правильно ли говорит мой ребенок?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

   «Правильно ли говорит мой ребенок? По возрасту ли развивается его речь?» - эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.          

   Хорошо, если родитель ребенка-дошкольника задается этими вопросами не тогда, когда до поступления в школу остается 3-6 месяцев.  

   Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.

  Формирование речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. В норме к пяти годам ребенок должен четко произносить все звуки родной речи, полноценно владеть грамматическими категориями, иметь достаточно хорошо развитую связную речь. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления личности. В это время интенсивно развивается мозг и развиваются его функции. Без тренировки развитие функций задерживается и даже может остановится навсегда.

   

Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными форомами родного языка, накапливает большой запа слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. 

Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отедлов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. 

- Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью. 

- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. 

- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым. 

- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. 

- Поощряйте любопытство, с тремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. 

- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.

2 года

1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). 
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул). 
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. 
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». 
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). 
10. Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно. 
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). 
12. У части детей слабый, тихий голос.

3 года

. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. 
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. 
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. 
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. 
7. Понимает несложные сюжетные картинки.

4 года

1. Словарный запас достигает 2000 слов. 
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. 
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. 
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. 
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. 
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. 
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. 
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...