Направление работы по коррекции моторной алалии
консультация по логопедии на тему

Тимофеева Алла Алексеевна

В работе раскрыты принципы работы с моторными алаликами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_raboty_po_korrektsii_alalii.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы, направления, этапы и содержание коррекционной деятельности при работе с детьми – алаликами.

Основные положения была разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем Гриншпун, Евгенией Федоровной Соботович.

  1. Принципы работы с моторными алаликами. 1) Принцип опоры на онтогенез (на развитие в норме); Б.М. Гриншпун пишет, что логопеду необходимо ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: логопед должен помнить:
  1. Развитие смысловой стороны речи опережает развитие собственной речи (произносительной ее стороны); развитие восприятия речи всегда предшествует появлению собственной речи;
  2. Нормативное звукопроизношение у ребенка с нормальным речевым развитием формируется только на базе фразовой речи;
  3. Необходимость развития предикативной функции речи, так как предметный словарь не формирует системной речи, систему языка формируют глаголы, так как обладают валентностью – продолжение;
  4. Развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, так как фонематический слух выступает здесь в качестве основное ориентира, он руководит артикуляцией.
  1. Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет  - предметную (манипулирование предметами), с 3-х до 7-ми – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.
  2. Принцип системности. 

Предполагает, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На  основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи. Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.

  1. Принцип комплексного подхода. 

Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник).

  1. Принцип научности.

Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.

  1. Этапы работы с детьми с моторной алалией (Соботович Е.Ф) (Слайд 3)

I этап – однословное предложение (работа с неговорящими детьми)

Цель этапа – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Основные направления работы этого этапа:

Развитие понимания речи. 

1.Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

Большие ноги шли по дороге.  Топ-топ-топ.

Маленькие ножки шли по дорожке. Топ-топ-топ. Дети повторяют звукоподражательные элементы.

2.Расширять объем понимания чужой речи, накапливать пассивный словарный запас с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием.

Л. Вот охотник в лес идет,

Д. Пиф – пиф – паф,

Л. Он идет, идет, идет

Д. Пиф – пиф – паф,

Л. Волка серого убьет,

Д. Пиф – пиф – паф,

3.Формировать умение детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.

Кто это? Что это? Что делают? Возьми машину. Дай маме мишку? Кто сидит? Кто лежит? Кто смотрит?

4.Развивать понимание грамматических форм речи, понимание соотношения между членами предложения, понимания вопросов (вопросы задаются в контексте):

-Кто? Что? Кого? У кого? Кому? Чем? Где? Куда? Откуда?

5.Формировать умение понимания предложных конструкций с предлогами –в, -на.

Сядь на стул.

Положи ложку в стакан.

6.Развивать способность понимания действий, совершаемых одним и тем же лицом. Покажи где мальчик спит, где ест, где  гуляет.

7.Развивать у детей способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не.

Шагай – стой – беги – сядь – встань – прыгай.

Прыгай – не прыгай!

Возьми – не бери!

Пой – не пой!

8.Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, логического мышления в процессе запоминания названий игрушек, частей тела, одежды, обуви, названий животных и т.д. Следующее направление работы:

Формирование общеречевых навыков. 

1.Способствовать формированию у детей речевого подражания и подражательности.

2.Формировать элементарные произносительные навыки:

А)работа над гласными [ а ], [ о ], [ у ], [ и ]

(узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции)

Б)желательное, но не обязательное правильное произнесение зубно-губных [ п ], [ б ],

[ м ], переднеязычных [ т ], [ д ], [ н ] и заднеязычных [ к ], [ г ], [ х ].

Девочка качает куклу: «А-а-а!»

У мальчика болят зубы: «О-о-о»

Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у»

Ты сыграй на дудочке: «У-у-у»

Собака лает : «Ам-ам!»

Корова мычит: «Му-му!»

Кукушка кукует: «Ку-ку!»

Птички пищат: «Пи-пи-пи!»

3.Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков.

4.Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

Формирование фонематических представлений. 

Логопед задает вопрос, ребенок должен с помощью звукоподражания дать ответ.

Как гудит паровоз?

Как воет волк? (ветер)

Как шипит гусь?

Развитие самостоятельной речи.

1.Вызывать у детей потребность подражать слову взрослого, подражать животным, подражать музыкальным инструментам, транспортным шумам.

Собака – ав-ав

Корова – му-у

Дудочка – ду-ду

2.Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи.

Красивая кукла у логопеда: «Дай!»

3.Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).

Это мама, а это…

4.Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение).

Иди, дай, неси, бери

5.Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:

а)СГ + СГ (на, да, мама, Катя)

б)ГСГ (иди, усы)

Параллельно ведется работа по развитию общей  мелкой моторики.

II  этап. Первые формы слов.

Цель:  формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения; расширять объем понимания чужой речи. 

На данном этапе работа строится по тем же направлениям с постепенным усложнением предлагаемого ребенку материала.

Формировать умение узнавать предметы по их назначению

«Покажи то, чем ты будешь кушать»; «Чем ты будешь чистить зубы?»; «Чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

Игра «Что это?» («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы.  Кто это? »)

Игра «Покажи количество»

Игра «Большой – маленький»

Формировать умение называть знакомые лица, предметы  или предметные картинки

  1. Имена близких людей, состоящих из двух слогов

а) одинаковых: мама, папа, баба, дядя и т.д.

б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля

      2)   Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом  и т.д.

      3)  Двухсложные слова:

а) С ударением на первом слоге: вата, ноги, руки

б) С ударением на втором слоге: пила, нога, рука

       4)  Трехсложные слова:

а) С ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д.

Формировать умение дифференцировать неречевые звуки, их направление.

Игры: «Угадай, что звучит» (Ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента), «Где позвонили?» (Ребенок на слух определяет направление  звука)

«Дятел», «Отхлопай как я» (Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом);

«Спой песенку» (Воспроизведение за педагогом ряда звуков)

«Поймай звук» (Взрослый воспроизводит ряд различных звуков, а ребенок должен выделить хлопком («поймать») заданный звук)

III этап – Двусоставное предложение.

Цель- учить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-его лица настоящего времени; 

- воспроизводить ритмико – слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных ;

- в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Формировать у детей умения:

 - различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком); «Покажи, где …»  горшок – порошок, бочка – точка

- различать слова (глаголы), близкие по звучанию; «Кого несут, а кого везут»

- не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации; «Покажи, кто спит, а кто лежит»

- различать названия действий, противоположных по значению; сними шапку – надень шапку;

- различать значения приставок в страдательных причастиях;  завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;  «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»

- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

IV этап – расширение объема предложения, сложное предложение

Цель: развивать связную речь на основе выполнения практических зданий в учебно-коммуникативных ситуациях.


Методика  логопедического воздействия при  сенсорной  алалии .

 Основные направления коррекции:

- сознательный анализ состава речи

- развитие фонематического восприятия

                -понимание речевых структур

Основной принцип коррекционной работы: .

-последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

  1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка  задерживает развитие речи)
  • определяют часы и дни отдыха
  • ограничивают излишнее общение
  • исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор
  • щадящий звуковой режим  + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
  1. привлечение внимания ребенка  (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)
  2. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
  3. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
  4. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
  5. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
  6. развитие потребности общения, мотивации общения
  7. различение звучащих игрушек  и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет:  в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

  1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением
  2. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)
  3. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
  4. различение слогов: АУ--УА--АМ;  МА—ПА--НА—ТА
  5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
  6. различение характера звука, источника звучания, его локализации
  7. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить  действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ  МОЛОКО  ИЗ  БУТЫЛКИ, ПОДУЙ  НА  МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
  8. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –
  • при общении с одним человеком
  • при общении с разными людьми
  • при определенной ситуации
  • с опорой на мимику, жест
  1. развитие фонематического слуха
  2. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
  3. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:
  • посуда, мебель
  • мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
  • летит – летят
  1. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)
  2. раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

  • состояния слуховой чувствительности
  • времени и характера проводимого лечения
  • коррекционно-воспитательного воздействия
  • возраста и интеллекта ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии

Алалия.Понятие,формы. Характеристика моторной алалии. Характеристика сенсорной алалии.Диагностические отличия сенсорной и моторной алалии от сходных состояний.Формирование р...

Направление работы по коррекции моторной алалии

Система коррекционной работы при моторной алалии...

Направления работы по коррекции у детей с моторной алалией

В данном материале направления и этапы развития подражания речи у детей с моторной алалией....

КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэта...

Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при о...

материал из опыта работы "Раннее чтение как средство коррекции моторной алалии у детей с тнр"

раннее  чтение, как  метод коррекции моторной алалии, когда буква используется как аналог звука...