материал из опыта работы "Раннее чтение как средство коррекции моторной алалии у детей с тнр"
учебно-методический материал по логопедии

раннее  чтение, как  метод коррекции моторной алалии, когда буква используется как аналог звука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_alalii_cherez_chtenie.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя – логопеда

«Раннее чтение как средство коррекции моторной алалии                        у детей с ТНР»

 Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем.

В мозге возникает поражение речедвигательного центра Брока и его проводящих путей.

Диагностика моторной алалии

  • Могут говорить, но не умеют
  • Достаточная сохранность моторного уровня артикуляторного механизма
  • Преимущественные фонематические нарушения
  • Многие звуки имеют одновременно как неправильное, так и правильное произношение
  • Преобладают замены
  • Искажения преимущественно сложных по артикуляции звуков – поздно формирующихся в онтогенезе
  • Непостоянные и разнообразные замены, пропуски, искажения и простых и сложных по артикуляции звуков

Полезные для артикуляции признаки для моторных алаликов отбираются не из акустических, а из графических образов звуков речи и слов (чтение), то есть путем подключения здоровой затылочной коры.

Так как детский мозг характеризуется высокой пластичностью, моторную алалию необходимо компенсировать по обходному пути.

Таким образом, при моторной алалии – обходной путь в обращении к букве как к аналогу звука или графическому образу слова (чтение). Поскольку правая зрительная доля у ребенка от 2 до 5 лет активнее левой, ему показывают не отдельные звуки, а целые слова подкладывают под картинки. Ребенок воспринимает их как рисунок. Буквы актуализируются только на этапе звукоподражания. Необходимо постоянное озвучивание логопедом сложенных из букв слов. Благодаря этому формируется ассоциативная связь слова и предмета, изображенного на картинке. Активизируются разные отделы мозга. Это способствует установлению связей между ними. Картинки стимулируют затылочные доли, осмысление – лобные, графические образы – теменно – затылочные, слуховые – височные. Возникает графически – артикуляционные ассоциации. Артикуляционные движения переходят на нормальную слухоречевую основу. Целесообразно учить писать и читать раньше, чем говорить.

Коррекционная работа с ребёнком имеющим моторную алалию, должна начинаться в 3-4 года. Это обусловлено тем, что в раннем возрасте последствия поражения ЦНС легче компенсируются, и с тем , что работа с данным нарушением речи будет занимать не 2-3 месяца, а несколько лет.

Освоение ребёнком с алалией русского языка сравнимо с освоением нами иностранного языка. Это связано с тем, что у малыша быстро теряется с трудом найденный артикуляционный уклад. Поэтому для запоминания одного слова такому ребёнку необходимо его многократное повторение (более 120 раз).

Этапы работы над развитием речи.

1 этап

Практически неговорящие дети.

Цель – формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение.

Например, виды упражнений:

- показ по инструкции картинок;

- отбор предметов с ориентацией на грамматическую форму слов в процессе дидактических игр и инсценировок (игры сказки с речевым сопровождением педагога, выполнением действий детьми);

-заканчивание начатых предложений путем показа картинки (в небе летит, в небе летят);

-лото.

2 этап

Цель — Работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи; научить детей объединять слова в словосочетания и простые предложения.

Например, виды упражнений:

- Определение количества слов в ряду существительных, глаголов, прилагательных. Ряд называет педагог, повторяют дети, после чего определяют количество слов в нем.

- Определение количества слов в предложениях, состоящих из существительного и глагола, при этом дети сами конструируют предложения.

3 этап

Дети овладевают словарем обиходных слов, простым двусоставным предложением и его грамматическим оформлением.

Цель – закрепить усвоенные на первых этапах знания и отработанный лексический, грамматический материал, усложняя формы деятельности с ребенком. Формируется осознанное выделение языковых элементов. Дети фактически овладевают грамотой и выделенные слоги, звуки соотносятся с графическими обозначениями в процессе чтения.

Виды упражнений:

- Определение общего слога в словах. Используются слова с однотипными суффиксами, приставками, окончаниями.

– Соотнесение слов с их графической (слоговой) схемой.

– Графические диктанты слов. Дети записывают услышанные слова в виде одной черты, под ней прерывистыми линиями изображают количество слогов.

4 этап

Цель — Закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения.

Весь лексический и грамматический материал, отработанный на занятиях развития речи и произношения, повторяется в процессе чтения.

Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.

Виды упражнений:

1.​ Чтение слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. Подбираются слова определенных смысловых категорий (фрукты, овощи, мебель и т.д), либо ассоциативные группы слов (зима, снег, коньки и т.п), либо слова одной грамматической категории (глаголы).

2.​ Чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав слов и выкладывание из этих слогов слов по соответствующим картинкам.

3.​ Чтение слов и их дифференциация по слоговому составу (прочесть и назвать слова, которые состоят из 1, 2, 3 слогов).

4.​ Чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком.

5.​ Чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями (например, прочитать и найти слова, обозначающие, что растет, плавает и т.п).

6.​ Чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти.

7.​ Чтение слов с пропущенными буквами и слогами и дополнение их сначала с опорой на соответствующие картинки, затем без.

8.​ Чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с разлчным грамматическим оформлением слов, соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого используются все знакомые лексемы и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на ранних этапах. Например, предлагается прочитать группы предложений и найти соответствующие картинки.

9.​ Прочтение предложение и дополнение соответствующим слогом или буквой определенных слов (устно, затем из разрезной азбуки) с опорой на картинку.

10.​ Чтение несложного текста и показ соответствующих предметов на картинке.

11.​ Чтение текста и ответы на вопросы, выделение в первом, втором и третьем предложении, пересказ текста.

12.​ Чтение текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка предложений.

Следуя правилу « читать раньше, чем говорить», мы даём ребёнку своеобразную опору для более уверенного произношения. Причём в отличие от глобального чтения, мы учим детей слушать и различать звуки в произнесённом и прочитанном слове.

Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов. Ребёнок соотносит печатное слово с предметной картинкой; Он упражняется в подборе слов на заданный звук и слог.

Таким образом, ребёнок параллельно учится читать, говорить, запоминать, дифференцировать звуки, буквы, слова. Осмысленно читая слова и предложения, ребёнок обогащает свою речевую практику. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направление работы по коррекции моторной алалии

Система коррекционной работы при моторной алалии...

Направление работы по коррекции моторной алалии

В работе раскрыты принципы работы с моторными алаликами....

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэта...

Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при о...

Использование массажных мячей для коррекции моторной недостаточности у детей дошкольного возраста.

Данный материал знакомит с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой в работе с детьми, имеющими речевые нарушения....