Темы тренингов по обучению педагогического коллектива правильной речи.
консультация по теме

Родина Елена Николаевна

Речь взрослого является образцом для подражания, поэтому педагог , который работает с детьми, особенно с дошкольниками, должен следить за    правильным произношением слов, фраз, говорить, не торопясь, четко, красиво, соблюдать логические паузы и без ошибок ставить ударение в словах. Предлагаются следующие темы тренинга:                              

                                        1.     Речь воспитателя как фактор развития речи детей.

                                        2.     Требования  к звуковой  стороне речи воспитателя.

                                        3.     Требования к связной речи воспитателя  и ее лексико-грамматическому оформлению.

                                       4.     Работа воспитателя  над собственной речью:a)     Устранение недостатков произнесения звуков

                                                                  b)    Речевое дыхание

                                                                  c)     Работа над дикцией

                                                                 d)    Интонационная выразительность речи

                                                                  e)     Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление.

    5.     Пути  совершенствования речи взрослых, работающих с детьми.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы тренингов

по обучению педагогического коллектива

правильной речи.

  1. Речь воспитателя как фактор развития речи детей.

  1. Требования  к звуковой  стороне речи воспитателя.

  1. Требования к связной речи воспитателя  и ее лексико-грамматическому оформлению.

  1. Работа воспитателя  над собственной речью:

  1. Устранение недостатков произнесения звуков
  2. Речевое дыхание
  3. Работа над дикцией
  4. Интонационная выразительность речи
  5. Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление.

  1. Пути  совершенствования речи взрослых, работающих с детьми.

 Речь воспитателя как фактор развития речи детей.

  Речь – это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком, т.е. способность говорить.

   Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить сло-ва, соблюдать нормы литературного произношения. Учить детей следует на лучших об-разцах родного языка. Дети дошкольного возраста, подражая  окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фрез, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

   Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения  малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, гром-кости, должна быть интонационно выразительной, правильно  оформленной граммати-чески, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием сло-весных обозначений.

   Рассказ, прочитанный  воспитателем с использованием средств выразительности, вы-зовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго за-помнить содержание;  тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмо-ций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

  Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

  Однако установить  и выявить  недостатки  своей речи не всегда легко, так как в процес-се общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме  того, в результате небрежного длительного от-ношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как  торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

   Чтобы  знать  о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, что проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его коллег. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

  Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

1.Требования к звуковой стороне речи.

2.Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению.

3. Работа над собственной речью (устранение недостатков произнесения звуков, выработ-ка правильного  речевого дыхания, работа над дикцией, интонационной выразительнос-тью речи, связной речью и её лексико-грамматическим оформлением).

 Требования к звуковой стороне речи воспитателя.

 

 Звуковая культура  речи - это собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д., элементы  звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.)), связанные с нами двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание - являются  предпосылкой  и условием для возникновения звучащей речи.

  Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией.  Педагог должен  придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается благодаря  правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мело-дии. Речь воспитателя должна быть  эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается лучше, если  она протекает в слегка замедленном темпе (при чтении сказок, рассказов, стихов). Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Нужно помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

    Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением (побуквенное произношение слов- «что» вместо «што», «его» вместо «ево», «счастье» вместо «щастье»), когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются и искажаются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся  согласные. Отклонением от нормы литера-турного произношения является речь с национальным акцентом, с неправильным ударением в словах. Монотонная, торопливая речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес  к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, затем совсем перестают слушать.

    Голос-это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).      

    Если  всё-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

   Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять  специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

   Развивая звуковую сторону речи, взрослый учит ребёнка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и слушателей. Громкость речи  должна быть уместной, скорость-соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важный показатель хорошей, правильной речи – плавность изложения.

                Требования к связной  речи  

      и её лексико-грамматическому оформлению.

   Дети учатся у взрослых не только произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

   Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

   Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

   Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. Но нельзя ограничиваться  употреблением только простых предложений, необходимо использовать грамотные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постепенно пополняется новыми словами, исчезают слова, вышедшие из употребления. К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой- постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их различное значение.

    В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей  речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

    В разговоре с детьми  следует употреблять слова  литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

   Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

   В целом рассказ педагога должен  быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

    Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем  другим работникам детского сада.

    В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.д.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? )

  Таким образом, работая  с детьми, воспитатель должен обратить внимание  на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливо правильную речь, т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связано, и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
  7. Не допускать  в разговоре   с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых  выражений.

Работа воспитателя  над собственной речью.

      а) Устранение недостатков произнесения звуков.

Своевременно не исправленные недостатки  произношения звуков могут оставаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи  закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их. Иногда считают, что исправить недостатки звукопроизношения и других дефектов  речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и  упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения. Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков С, З, Ц, Ш,Ж, Ч, Щ,Л, Р, т.к. именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения  артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или  по технике речи). В трудных  случаях, когда самим избавиться от дефектов речи не удается, следует обратиться  за помощью к специалисту по исправлению речи, т.е. логопеду.

Рассмотрим для примера, какое положение принимают органы  артикуляции при правильном произношении звука С.

   Губы слегка  растянуты, зубы сближены, между ними имеется щель в 1-2 мм. Кончик  

  языка приближен к нижним резцам и почти  касается передних зубов. Боковые края приподняты. Посредине языка образуется желобок, по которому проходит воздух. Звук С произносится  без участия  голоса. Аналогично произносится звук З, но при участии голоса.

б) Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает  нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является  произвольным и значительно отличается от дыхания в покое, т.е. физиологического дыхания вне речи.

Неречевое дыхание характеризуется тем, что выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют  ритмически друг за другом; за один прием выдыхается  весь воздух из легких, вдох делается через нос, голосовая щель открыта.

Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономично.  Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха. Лучший тип речевого дыхания – диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса. Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи.  При произнесении фразы выдох должен быть бесшумный, спокойный без поднимания плеч. Длительность выдоха соответствует  более сильному выдоху.

Для работы над речевым дыханием используются следующие упражнения:

  1. Выберите удобную позу (сидя, лежа, стоя), положите одну руку на живот, другую - на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется одной и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
  2. Произведите  короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (А, О, У, И, Э, Ы).
  4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

                                             А-----О-----У. Количество гласных, произносимых на одном    

                                            выдохе, постепенно увеличивается. Следите за плавностью

                                            перехода от одного звука к другому.

  1. Произведите счет  на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…),  

Постепенно увеличивая счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Также производите обратный счёт.

  1. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном

      выдохе (сначала короткие, потом длинные), добирайте воздух  

      на смысловых паузах.

  1. Подберите стихотворения, рассказы и прочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Рекомендации:

- упражнения  для развития правильного речевого дыхания производятся в хорошо проветренном помещении;

-в свободной одежде

-за 30 минут до еды или не ранее чем через полтора- два часа после.  

                          в) Работа над дикцией.

Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при чётком и внятном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить  правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем, т.е. перед зеркалом.

Упражнения для развития нижней челюсти.

Чёткое и ясное произнесение слов обеспечивается за счёт правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения  в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь  зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно открывать рот в процессе  речи используются следующие упражнения.

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

       А------------(расстояние между зубами в два пальца)

       Я------------(расстояние между зубами  в два пальца)

       О------------( расстояние между зубами  в один палец)

 Ё-------------( расстояние между зубами  в один палец)

 И-------------(рот слегка открыт)

     3. Произнесите гласные звуки (А, Я, О, Ё, И) с голосом.

А-------------------------

Я-------------------------

О-------------------------

Ё-------------------------

И------------------------

       4.Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые  насыщены гласными

           звуками, требующими широкого раскрытия рта.(Мал да удал. Два сапога – пара.  

          Нашла коса на камень.  Знай край да не падай. и т.д.)

      5.Подберите и прочитайте стихотворения, чётко произнося звуки А, Я.

      6.Подберите и прочитайте прозаический текст, насыщенный звуками А, Я. В процессе  

         выполнения вышеуказанных упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть  

        опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

             Упражнения для развития подвижности губ.

     При вялости и недостаточной подвижности губ страдает чёткость и ясность произно-шения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения  звука У(Ю), требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для О(Ё)- округлить губы, для С(З) – растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

  1. Растяните губы  в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растяните губы  в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
  4. Вытяните губы вперёд в форме трубочки.
  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
  6. Поднимайте верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчёркнутой артикуляцией), затем  с голосом.

        И---------------------(губы растянуты в улыбке)

        О---------------------(губы овалом)

        У---------------------(губы трубочкой) и т.д.

     8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом)

        С (З)------------------(губы растянуты в улыбке)

        Ш (Ж)-----------------(губы вытянуты вперед)

    9.Слитно и протяжно  произнесите несколько звуков на одном выдохе.

        И---------------У----------- (губы сначала растянуты, а затем принимают  

                     форму трубочки)

        У------------------И------------------(губы из трубочки переходят в улыбку)

        И-----------------У------------------О ( губы улыбкой, затем трубочкой, потом  

                    овалом)

  10. При плотно сомкнутых  губах образовывать взрыв при произнесении звуков П, Б  

       (папа, баба, бублик, крупа, палка, барабан).

  11.Закрепить чёткость и ясность произношения звуков  в словах: ива, игра, утюг, урок,

        утиль, окунь, ослик, юла, юрист, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд,  

       укрытие,  удилище, сок, замок, колесо, зубы, шапка, жук, живот, сушки, солнышко,    

      железо, барабан, веник, фартук, фуфайка, кофта.  

      При произношении  слов следить  за положением губ перед зеркалом.

12. Прочтите  пословицы, поговорки, скороговорки (следите за правильным положением

      губ, за чёткостью и ясностью произнесения слов и фраз).

13. Подберите для чтения стихи и рассказы. Прочтите их вслух и проследите за тем, чтобы  

      губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

                      Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие  в образовании  большинства звуков речи. От его работы во многом  зависит ее отчётливость. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положение на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности  и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте его следующие движения.

  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
  2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем, наоборот, справа налево.
  3. При открытом рте и слегка высунутом  языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней  стороны ( в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот).

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Также необходимо взять для прочтения слова со стечением двух, трёх, четырех согласных звуков с учётом  их позиционных условий (в начале, середине, конце слова): вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, штамп, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, холст, взгляд, мгновение,  столбняк, ястреб, надсмотрщик, дуршлаг, странствие, обмундирование.

  При чтении этих слов также  добивайтесь четкости и ясности их произнесения.

     Для отработки  чёткости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном  темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук.  Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась.

Прочтите скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из- под простокваши.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

   Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность  и слитность их произнесения (не допускайте послогового их чтения!)

   Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением согласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением  согласны, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

  Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет  выполняться  легко и свободно, без особого напряжения.

   При работе над дикцией, как и над  другими разделами по развитию речи, необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания, голоса и т.д. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

   Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только  после того, как достаточно чётко отработано предыдущее.

  г) Интонационная выразительность речи.

    Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение  из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов или слогов, произнесённых за  определённую единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоцио-нально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

1.Естественная выразительность повседневной речи;

2.Произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

      Выразительность речи является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется  субъективность отношения к окружающему.          Выразительность возникает тогда, когда человек хочет передать в речи не  только свои знания, но и  чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чём говорится.

Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.

                Упражнения  для выработки интонационной выразительности.

  1. Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова.

          Девочка играет  в саду с куклой. (играет девочка, а не мальчик)

          Девочка играет  в саду с куклой. (а не просто унесла ее туда)

               Девочка играет  в саду с куклой. (а не в парке, в лесу)

               Девочка играет  в саду с куклой. (а не с другой игрушкой).

  1. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова и, делая, в нужных местах паузы.
  2. Прочтите вслух любое  стихотворение или прозаический текст, выделяя голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
  3. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении.(например, скороговорка -«около кола-колокола»- произнести по 3 раза медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе).
  4. Прочитайте скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).
  5. Прочитайте пословицы, поговорки, скороговорки, меняя темп речи и громкость (в разных сочетаниях: тихо и медленно, тихо и умеренным темпом, тихо и ускорен-ным темпом, умеренным голосом и медленным темпом, умеренным голосом и ускоренным темпом и т.д.)  

   В качестве тренировочных упражнений желательно  использовать поэтические и прозаические тексты. При их чтении  необходимо соблюдать нормы литературного произношения, четкость и ясность произнесения звуков и слов.

                          д) Связная речь и  её

               лексико- грамматическое    оформление.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления, умение осмыслить воспринимае-мое и правильно выразить его развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования граммати-ческого строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

   Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и  распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчи-нёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа и падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребёнка была чёткой, внятной, выразительной.

    Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала.

     Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому  чтению художественной, научно- популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его  языковой, речевой формой: какие  средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последователь-ности излагает материал.

Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка. Большую помощь в работе  над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные  словари. Словари помогают уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах, имеются данные об образовании некоторых грамматических форм, указаны нормы литературного произношения. В тех случаях, когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций, следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.

  Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовате-льно, интересно, в доступной форме, с учётом возрастных и психофизиологических осо-бенностей детей.

Пути  совершенствования речи взрослых,  

                  работающих с детьми.

    Речью называют правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции. Речью  же называют и конкретные случаи использования   знаков языка. Правила употребления лексических и грамматических знаков языка  называют нормой языка. Языковые нормы устанавливаются традиционно. Человек, владеющий нормами  языка, не ошибётся  в употреблении суффиксов, падежных форм, рода, числа, не допустит стилистические и грамматические ошибки и т.д.

   Речь воспитателя, который находится в поле зрения  детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной  грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

  Педагог должен самокритично относиться  к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

   Однако  установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате небрежного длительного отношения  к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться  и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Каковы же пути совершенствования речи взрослого, работающего с детьми?

  1.  Работать над правильностью  произношения  всех  звуков  родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2.  Вырабатывать  хорошую дикцию, т.е.ясную, отчетливую, чёткую речь. Работать над речевым дыханием.
  3. Совершенствовать литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания  высказывания.
  5.   Работать над  темпом  речи и умеренностью  громкости голоса. Не допускать повышенного тона и грубых выражений в речи.
  6.  Более точно использовать слова и грамматические конструкции при передаче содержания текстов.

   Таким образом, совершенствование культуры речевого общения – неотъемлемая сторона воспитания гармонически развитой личности.

                                  Литература:

1.А.М. Бородич  Методика развития речи детей, М., Просвещение, 1981.

2.Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой, М., Просвещение,1983.

3.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под редакцией Ф.А. Сохина, М., Просвещение, 1984.

4.Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева  Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для сплочения педагогического коллектива

Тренинг направлен на достижение хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива

Задачи:- способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию  между педагогами;- повышение групповой сплоченности;- снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;- улучшение эмоц...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива "Мы одна команда!"

Тренинг направлен на развитие коммуникативных навыков, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, доброжелательное отношение друг к другу....

Тренинг на сплочение педагогического коллектива в детском саду

Тренинг предназначен для формирования и развития навыков группового взаимодействия...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива ДОУ

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.Барбюс А...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива

Пример тренинга, направленного на сплочение коллектива...