Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Шмакова Наталья Николаевна

Автоматизация звуков через игры, направленные на развитие мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством

                       развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

                                                                           

                                                                                                         Н.Н. Шмакова,

учитель-логопед МБДОУ № 25

г. Снежинск, Челябинская область

        

        Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим, овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой  двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на практической деятельности.

        Реализуя требования программ М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», Л.И.Плаксиной «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида для детей с нарушением зрения», Т.Б.Филичевой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием»,  были подобраны игры, упражнения, игровые приёмы по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей с патологией зрения.  

            Были подобраны пальчиковые гимнастики по возрастам, учитывая лексические темы недели, а также различные виды игрового массажа – с «колючими шариками», грецкими орехами, карандашами, логопедическими перчатками с нашитыми  пуговицами.  Каждое утро пальчиковой гимнастике отводится время перед началом непосредственно- образовательной деятельности, а также пальчиковые игры являются частью образовательной деятельности  по обучению грамоте при подготовке детей к графическим упражнениям.

            Пальчиковые игры и выполнение упражнений пальчиками приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. В результате освоения упражнений пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это  в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.                                                          

            Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики и графических умений и навыков для детей с нарушением зрения была начата в средней группе. Были поставлены следующие задачи:

  • Формирование правильного произношения звуков родного языка.
  • Развитие фонематического восприятия и  мелкой моторики.
  • Развитие зрительно-пространственной координации.

            Учитывая специфику дошкольного учреждения, данные задачи реализовывались мною на индивидуальных и подгрупповых занятиях в игровой форме.

            Для детей среднего возраста были подобраны игры, направленные на автоматизацию звуков и одновременное развитие мелкой моторики.

  1. «Цепочка» - ребёнок цепляет колечки, проговаривая слоговые ряды, слова с автоматизируемым звуком.
  2. «Бегущие шарики» - во время произнесения слов дети перекатывают шарики по цветной проволоке.
  3. «Заборчик», «Дорожка» - дети выкладывают поочерёдно, вертикально или горизонтально цветные счётные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
  4. «Лесенка-чудесенка» - по нарисованной на бумаге или сделанной из дерева лесенке,  пальчики ребёнка поднимаются вверх к сказочному персонажу, проговаривая речевой материал, а затем опускаются вниз; а также ребёнок с помощью кирпичиков сам выстраивает лесенку и раскладывает картинки с заданным звуком.
  5. «Музыкальные кнопочки» -  проговаривая речевой материал (слоги, слова)   дети   нажимают  пальчиками на кнопочки, (кнопочки на музыкальном руле, кассе, либо на телефоне), слушая музыку или нарисованные кнопочки на листе бумаги.  
  6. «Волшебная верёвочка» - ребёнок наматывает верёвочку или ленточку на пальчик, проговаривая слова.
  1.  «Разноцветная полянка из пуговиц и цветов» - на лист зелёного картона, ребёнок выкладывает разноцветные пуговицы или цветочки, проговаривая звуки, слоги, слова.
  2. «Белые облака» - на лист синего или голубого картона  ребёнок выкладывает белые пуговицы разных размеров, проговаривая слоги, слова с отрабатываемым звуком.
  3. «Гаечки, пуговки» - ребёнок, называя картинки, закрывает их гаечками или пуговицами.
  4. «Пирамидка» - ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая речевой материал.

В старшей группе была продолжена работа по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков и умений на коррекционных логопедических занятиях. Были определены следующие задачи по данному направлению:

  • Закрепление правильного произношения через специально подобранные игры, направленные на развитие мелкой моторики.
  • Развитие восприятия графического изображения букв, формирование графомоторных навыков с помощью моделирования букв из подручных средств.
  • Развитие зрительно-моторной координации.

            На закрепление правильного произношения и автоматизацию звуков были предложены игры, направленные также на развитие графомоторных навыков:

  1. «Музыкальная коробочка» - ребёнок, проталкивая пуговицы или фишки в отверстие музыкальной коробочки, называет слова с отрабатываемым звуком.
  2. «Волшебные прищепки» - проговаривая речевой материал на определённый звук, ребёнок прикрепляет прищепки на шнурок или плоскостную фигуру – солнышко, дерево и др. Можно выполнять обратное действие – снимать прищепки.
  3. «Салютик» - называя слоги или слова, ребёнок отрывает кусочки от цветных бумажных ленточек, а затем сдувает их с ладошки.
  4. «Умные узелки» - называя или придумывая слова с заданным звуком, ребёнок завязывает узелки на шнурочке, верёвочке. Вспоминая все слова, развязывает в определённом порядке.
  5. «Кнопочки с фишкой» - проговаривая слова, на игровом поле ребёнок передвигает фишку, а затем нажимает кнопочки.
  6. «Лабиринт» - проговаривая изолированные звуки, слоги, слова, ребёнок проводит пальцем по лабиринту. Лабиринт может быть нарисован или наклеен из шнурка на картон.

В подготовительной группе работа была продолжена по данному направлению, были поставлены следующие задачи:

  • Автоматизация и дифференциация звуков через игры, развивающие тонкую моторику рук.
  • Предупреждение оптической  дисграфии.
  • Ориентировка на листе бумаги, развитие графических умений в тетрадях с крупной клеткой.

            На автоматизацию и дифференциацию звуков и развитию тонких движений рук были использованы следующие игры:

  1. «Су-джок» - ребёнок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
  2. «Весёлая тропинка» -  на плотный картон наклеен шнурок.  Вдоль шнурка разложены картинки или силуэты предметов  на автоматизируемый звук. Шагая пальчиками правой или левой руки, ребёнок называет картинки.
  3. «Счёты» - ребёнок произносит слова с автоматизируемым звуком, фразы, предложения, одновременно откладывая колёсики на счётах.
  4. «Умные бусины, гаечки» - ребёнок перебирает  бусины или гаечки и нанизывает на леску или шнурок, отрабатывая слова с заданным звуком.
  5. «Кубик с цифрами» - ребёнок бросает кубик. Выпавшая цифра указывает сколько раз повторить слог, слово, фразу, предложение.
  6. «Умный карандаш» - проговаривая речевой материал, ребёнок рисует вертикальные или горизонтальные палочки.
  7.  «Путешествие пальчиков» - на листе бумаги размечены крупные клетки.  

      В клетках разложены картинки или силуэты предметов  на автоматизируемый  

      звук. Шагая пальчиками правой или левой руки по клеточкам, ребёнок называет

      картинки.

    Для решения специальных зрительно-коррекционных задач  и предупреждения оптической дисграфии,  предлагались разнообразные игры и упражнения:

  • «Буквы на ладошке»
  • «Воздушные прописи» - рисование букв в воздухе.
  • «Узнай букву» - узнавание и обводка букв, написанных точками; а также  перечёркнутых различными способами.
  • «Найди букву» -  педагог предлагает ребёнку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Т Г Р и закрыть фишкой.
  • «Путаница» - узнавание букв, написанных с наложением друг на друга.
  • «Какая буква пропала?»
  • «Зачеркни букву в таблице»
  • «Кроссворды и ребусы».

В процессе работы осуществляла взаимосвязь со всеми специалистами детского сада – врачом-офтальмологом, медицинскими работниками, тифлопедагогом, музыкальным руководителем, психологом, воспитателями, родителями. 

Результаты работы показали положительную динамику. Пальцы детей стали сильнее и выносливее. При выполнении пальчиковых гимнастик улучшилась переключаемость движений и удержание рук в заданной позе. Дети овладели навыками печатания букв алфавита, при этом контролируя силу нажима на карандаш, неплохо ориентировались на листе бумаги.

Проводя коррекционно-логопедическую работу со слабовидящими детьми, строила процесс обучения с учётом индивидуально-дифференцированного и комплексного подхода, направленного на преодоление не только речевых, но и психофизических нарушений, а также используя здоровьесберегающие технологии в своей работе (эмоциональный настрой на занятия, физ.минутки, зрительные гимнастики, смену разных видов деятельности,  и т.д.).

Таким образом, использование в работе перечисленных методов и приёмов показал их практическую значимость. В результате целеноправленной работы удалось скорректировать речевые недостатки, развить мелкую моторику пальцев рук,  подготовить руку дошкольников к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности»

Данная консультация сообщает о важности развития мелкой моторики у детей с нарушением зренияя...