Главные вкладки

    Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
    методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

    Шмакова Наталья Николаевна

    Автоматизация звуков через игры, направленные на развитие мелкой моторики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                  Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством

                           развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

                                                                               

                                                                                                             Н.Н. Шмакова,

    учитель-логопед МБДОУ № 25

    г. Снежинск, Челябинская область

            

            Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим, овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой  двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на практической деятельности.

            Реализуя требования программ М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», Л.И.Плаксиной «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида для детей с нарушением зрения», Т.Б.Филичевой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием»,  были подобраны игры, упражнения, игровые приёмы по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей с патологией зрения.  

                Были подобраны пальчиковые гимнастики по возрастам, учитывая лексические темы недели, а также различные виды игрового массажа – с «колючими шариками», грецкими орехами, карандашами, логопедическими перчатками с нашитыми  пуговицами.  Каждое утро пальчиковой гимнастике отводится время перед началом непосредственно- образовательной деятельности, а также пальчиковые игры являются частью образовательной деятельности  по обучению грамоте при подготовке детей к графическим упражнениям.

                Пальчиковые игры и выполнение упражнений пальчиками приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. В результате освоения упражнений пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это  в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.                                                          

                Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики и графических умений и навыков для детей с нарушением зрения была начата в средней группе. Были поставлены следующие задачи:

    • Формирование правильного произношения звуков родного языка.
    • Развитие фонематического восприятия и  мелкой моторики.
    • Развитие зрительно-пространственной координации.

                Учитывая специфику дошкольного учреждения, данные задачи реализовывались мною на индивидуальных и подгрупповых занятиях в игровой форме.

                Для детей среднего возраста были подобраны игры, направленные на автоматизацию звуков и одновременное развитие мелкой моторики.

    1. «Цепочка» - ребёнок цепляет колечки, проговаривая слоговые ряды, слова с автоматизируемым звуком.
    2. «Бегущие шарики» - во время произнесения слов дети перекатывают шарики по цветной проволоке.
    3. «Заборчик», «Дорожка» - дети выкладывают поочерёдно, вертикально или горизонтально цветные счётные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
    4. «Лесенка-чудесенка» - по нарисованной на бумаге или сделанной из дерева лесенке,  пальчики ребёнка поднимаются вверх к сказочному персонажу, проговаривая речевой материал, а затем опускаются вниз; а также ребёнок с помощью кирпичиков сам выстраивает лесенку и раскладывает картинки с заданным звуком.
    5. «Музыкальные кнопочки» -  проговаривая речевой материал (слоги, слова)   дети   нажимают  пальчиками на кнопочки, (кнопочки на музыкальном руле, кассе, либо на телефоне), слушая музыку или нарисованные кнопочки на листе бумаги.  
    6. «Волшебная верёвочка» - ребёнок наматывает верёвочку или ленточку на пальчик, проговаривая слова.
    1.  «Разноцветная полянка из пуговиц и цветов» - на лист зелёного картона, ребёнок выкладывает разноцветные пуговицы или цветочки, проговаривая звуки, слоги, слова.
    2. «Белые облака» - на лист синего или голубого картона  ребёнок выкладывает белые пуговицы разных размеров, проговаривая слоги, слова с отрабатываемым звуком.
    3. «Гаечки, пуговки» - ребёнок, называя картинки, закрывает их гаечками или пуговицами.
    4. «Пирамидка» - ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая речевой материал.

    В старшей группе была продолжена работа по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков и умений на коррекционных логопедических занятиях. Были определены следующие задачи по данному направлению:

    • Закрепление правильного произношения через специально подобранные игры, направленные на развитие мелкой моторики.
    • Развитие восприятия графического изображения букв, формирование графомоторных навыков с помощью моделирования букв из подручных средств.
    • Развитие зрительно-моторной координации.

                На закрепление правильного произношения и автоматизацию звуков были предложены игры, направленные также на развитие графомоторных навыков:

    1. «Музыкальная коробочка» - ребёнок, проталкивая пуговицы или фишки в отверстие музыкальной коробочки, называет слова с отрабатываемым звуком.
    2. «Волшебные прищепки» - проговаривая речевой материал на определённый звук, ребёнок прикрепляет прищепки на шнурок или плоскостную фигуру – солнышко, дерево и др. Можно выполнять обратное действие – снимать прищепки.
    3. «Салютик» - называя слоги или слова, ребёнок отрывает кусочки от цветных бумажных ленточек, а затем сдувает их с ладошки.
    4. «Умные узелки» - называя или придумывая слова с заданным звуком, ребёнок завязывает узелки на шнурочке, верёвочке. Вспоминая все слова, развязывает в определённом порядке.
    5. «Кнопочки с фишкой» - проговаривая слова, на игровом поле ребёнок передвигает фишку, а затем нажимает кнопочки.
    6. «Лабиринт» - проговаривая изолированные звуки, слоги, слова, ребёнок проводит пальцем по лабиринту. Лабиринт может быть нарисован или наклеен из шнурка на картон.

    В подготовительной группе работа была продолжена по данному направлению, были поставлены следующие задачи:

    • Автоматизация и дифференциация звуков через игры, развивающие тонкую моторику рук.
    • Предупреждение оптической  дисграфии.
    • Ориентировка на листе бумаги, развитие графических умений в тетрадях с крупной клеткой.

                На автоматизацию и дифференциацию звуков и развитию тонких движений рук были использованы следующие игры:

    1. «Су-джок» - ребёнок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
    2. «Весёлая тропинка» -  на плотный картон наклеен шнурок.  Вдоль шнурка разложены картинки или силуэты предметов  на автоматизируемый звук. Шагая пальчиками правой или левой руки, ребёнок называет картинки.
    3. «Счёты» - ребёнок произносит слова с автоматизируемым звуком, фразы, предложения, одновременно откладывая колёсики на счётах.
    4. «Умные бусины, гаечки» - ребёнок перебирает  бусины или гаечки и нанизывает на леску или шнурок, отрабатывая слова с заданным звуком.
    5. «Кубик с цифрами» - ребёнок бросает кубик. Выпавшая цифра указывает сколько раз повторить слог, слово, фразу, предложение.
    6. «Умный карандаш» - проговаривая речевой материал, ребёнок рисует вертикальные или горизонтальные палочки.
    7.  «Путешествие пальчиков» - на листе бумаги размечены крупные клетки.  

          В клетках разложены картинки или силуэты предметов  на автоматизируемый  

          звук. Шагая пальчиками правой или левой руки по клеточкам, ребёнок называет

          картинки.

        Для решения специальных зрительно-коррекционных задач  и предупреждения оптической дисграфии,  предлагались разнообразные игры и упражнения:

    • «Буквы на ладошке»
    • «Воздушные прописи» - рисование букв в воздухе.
    • «Узнай букву» - узнавание и обводка букв, написанных точками; а также  перечёркнутых различными способами.
    • «Найди букву» -  педагог предлагает ребёнку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Т Г Р и закрыть фишкой.
    • «Путаница» - узнавание букв, написанных с наложением друг на друга.
    • «Какая буква пропала?»
    • «Зачеркни букву в таблице»
    • «Кроссворды и ребусы».

    В процессе работы осуществляла взаимосвязь со всеми специалистами детского сада – врачом-офтальмологом, медицинскими работниками, тифлопедагогом, музыкальным руководителем, психологом, воспитателями, родителями. 

    Результаты работы показали положительную динамику. Пальцы детей стали сильнее и выносливее. При выполнении пальчиковых гимнастик улучшилась переключаемость движений и удержание рук в заданной позе. Дети овладели навыками печатания букв алфавита, при этом контролируя силу нажима на карандаш, неплохо ориентировались на листе бумаги.

    Проводя коррекционно-логопедическую работу со слабовидящими детьми, строила процесс обучения с учётом индивидуально-дифференцированного и комплексного подхода, направленного на преодоление не только речевых, но и психофизических нарушений, а также используя здоровьесберегающие технологии в своей работе (эмоциональный настрой на занятия, физ.минутки, зрительные гимнастики, смену разных видов деятельности,  и т.д.).

    Таким образом, использование в работе перечисленных методов и приёмов показал их практическую значимость. В результате целеноправленной работы удалось скорректировать речевые недостатки, развить мелкую моторику пальцев рук,  подготовить руку дошкольников к письму.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

    Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

    Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

    «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности»

    Данная консультация сообщает о важности развития мелкой моторики у детей с нарушением зренияя...