Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд
статья на тему

Асадова Надежда Анатольевна

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

                                                                                              В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                        Содержание.

  1. Компонент дошкольного образования.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Поиск и анализ программ.
  4. Адаптация программы для детей с нарушением зрения.
  5. Механизм реализации программы.
  6. Задачи.
  7. Развивающая среда.
  8.  Создание планов, конспектов, пособий.
  9. Педагогические наблюдения.
  10. Работа с родителями.
  11. Результат работы.
  12. Перспектива работы на будущее.
  13. Вывод.
  14. Приложения.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

                                                                В.А.Сухомлинский.

1.Компонент дошкольного образования.

Педиатры и психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушением речи, стало на порядок больше, чем сорок лет назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров облегчили малышам процесс одевания и раздевания. Шнурки и застежки, которые ребенок должен был застегивать и завязывать, заменили удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки.  Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше проходило практически автоматически.

В настоящее время большинство мам имеют возможность воспитывать своего малыша дома. Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить  к самостоятельной  жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность. Дошкольный возраст  в жизни каждого ребенка – очень важный период для дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Иногда мамы и папы думают, что до трех лет главное в воспитании – создание наилучших условий для физического развития ребенка, ошибочно пологая, что развитием его умственных способностей можно будет заняться позже. Обучением и воспитанием необходимо заниматься с момента рождения ребенка. В возрасте до трех лет происходит наиболее интенсивное развитие мозговых клеток. Согласно  современным  исследованиям к трем годам  развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, но это не значит , что клетки головного мозга больше не развиваются. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная  со второго века до нашей эры.  Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.  Так для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяют специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения  с грецкими орехами. Пальчиковые игры и упражнения  -  уникальное средство для развития мелкой моторики рук и пальцев. Еще век назад Мария Монтесори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые физиологи подтвердили  практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к  другу. И проекция кисти руки  занимает почти треть площади  участка головного мозга, отвечающие за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

                2.Актуальность проблемы.

Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались  вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживания, похлопывания, разминания  пальчиков, которые происходят во время этих забав, активируются нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить ребенка читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем  дошкольном возрасте без всякого ущерба  для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие мелкой моторики нужно стимулировать как можно раньше.

В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в том, что ребенка просят показать сначала один, потом два пальчика и три( показываем как это делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развитие речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активируют пока не зрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Дошкольный возраст – важный период для развития ребенка, особенно для детей с нарушением зрения. Именно  в этом возрасте у детей должны сформироваться механизмы адаптации к беспрепятственному  функционированию в мире  без зрительного контроля. Одной из важнейших потребностей развития дошкольника со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира  при помощи всех его органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного.  Без соответствующих игр и упражнений дети со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в восприятии информации, поступающей им из окружающего мира. Поэтому  с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. В следствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно- практической деятельности детей. Для детей с нарушением  зрения  игра приобретает особое значение, поскольку помогает уверенно входить в мир реальных вещей и отношений, а игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Разве можно  с помощью слуха или обоняния узнать длину предмета, структуру его поверхности. Учеными давно доказано, что осязание  имеет тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаленность, покой и движение. Многие взрослые, жалея  малыша, не дают проявлять ему самостоятельность в быту – кормят его, одевают, обувают. А ведь социально – бытовые навыки – хорошая основа для развития мелкой моторики. Застегивая пуговицы, застежку –«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения.  Таким образом, мелкая моторика помогает ребенку с нарушением зрения:

- исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет.

-  навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя.

-  позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх

- способствует  повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

                3.Поиск и анализ программ.

Познакомилась  с программами, по которым работают детские сады:

Детство  - упор на изучение фольклора, произведений устного народного творчества, прикладных игр, музыки, танцев, декоративно – прикладного искусства. Обучение направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка.

Радуга  -  система воспитания, развития и образования детей двух – семи лет. Программа обеспечивает качественную подготовку к школе. Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.

Истоки -  упор на развитие разносторонне развитой личности. Программа комплексная, рассчитана на детей от двух до семи лет, с целью обеспечить каждому ребенку равный старт для развития, сохранить и укрепить его здоровье.

Гармония -  интегрированная программа интеллектуально – художественного, творческого развития дошкольника.

Развитие – предусматривает развитие умственных и художественных способностей детей. Программа охватывает практически все направления работы с детьми от трех до шести лет. Основное внимание уделяется овладению знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.

Детский сад – дом радости – упор на развитие максимальной постоянной активности и индивидуальности. Участвовать в процессе образования должны не только дети и педагоги, но и родители.

Программа воспитания и обучения в детском саду – направлена на полноценное всестороннее умственное и творческое развитие детей – начиная с младших групп и заканчивая подготовкой к школе.

                4.Адаптация  программы для детей с нарушением зрения.

В нашем детском саду проводится работа с детьми по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду». Программа  направлена на всестороннее развитие детей с младшего  до школьного возраста. Но в этой программе нет материала для работы с детьми с нарушением зрения. Я разработала программу ,по которой работаю с детьми второй год, начиная с группы раннего возраста. Программа работы с детьми с нарушением зрения строится таким образом, чтобы были учтены индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей с нарушением зрения проводим коррекционные занятия. Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно – практических  действий с помощью сохраненных анализаторов.  Развитием мелкой моторики занимаемся не только на коррекционных занятиях, но и на общеобразовательных.  При проведении занятий осуществляем дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания. Каждое коррекционное занятие состоит из двух частей:

  1. упражнение для рук ( самомассаж, игры на пальцах и т. д.); они необходимы для того, что бы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а так же развивать их подвижность и гибкость.
  2. Ознакомление детей с приемам выполнения различных видов предметно – практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательно – зрительное обследование предметов, лепка, конструирование).

По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами на одном из занятий объединяем несколько видов деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы. Педагог сам может дозировать время на изучение программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приемов конкретной предметно – практической деятельности.

        5. Механизм реализации программы.

Те, кто работает с детьми дошкольного возраста, знают, какие трудности испытывают  дети с плохо развитой мелкой моторикой. Когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что то брать, вставлять, завязывать, складывать, склеивать, лепить, вырезать, рисовать.  В работе с детьми  использую различные предметы и материалы, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной. Во время лепки из глины, пластилина, соленого теста - укрепляем мускулатуру пальцев, развиваем мелкую моторику. В работе с мозаикой и конструктором  - развивается навык выкладывания различных узоров, вертикальных и горизонтальных дорожек. В процессе работы со штампами развивается сила руки, переключаемость(напряжение – расслабление – напряжение). На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки. В работе с родителями  проводим беседы, консультации, открытые занятия.

                6. задачи.

-  развивать мелкую моторику рук, пальцев.

-  развивать точность и координацию движений глаза и руки, гибкость рук, ритмичность.

- совершенствовать движения рук, развивая произвольное внимание, логическое мышление.

 - развивать речь.

                


месяц

тема

цель,

задачи

игры

совместная

деятельн.

Индивидуал.

деятельн.

развивив.

среда

литература

Взаимодейств. с  семьей

сентябрь

Что нам осень подарила

Закреплять знания об овощах и фруктах, расширить знания о временах года.

Чудесный мешочек, рамки- вкладыши, игры с мячом, с песком

Пальчиковые игры, магазин, делаем овощи и фрукты из мятой бумаги, придумать рассказ об  овощах

Найди такой же по цвету, по размеру

Муляжи овощей и фруктов, рамки-вкладыши, шнуровки

Н.Некрасов «как сажали капусту», «репка», «колосок»

Консультация для родителей на тему «адаптация в детском саду»

октябрь

Что за чудо листопад

Знакомить детей с особенностями осенних деревьев

Игры с песком и водой, игры с мячом, найди такой же по цвету

Пальчиковые игры, игры с кисточкой и гуашью, составить рассказ про осень, игры с природным материалом

Найди такой же листик по цвету, размеру

Картины с осенним пейзажем, природный материал, рамки-вкладыши

В.Сутеев « под грибом», Я.Тайц «по грибы», Н.Сладков «в лесу»

Наблюдение за детьми, беседа с родителями и детьми

ноябрь

Животные живущие рядом

Познакомить с домашними животными и их детенышами, воспитывать любовь к домашним животным

 рамки-вкладыши шнуровки, игры со скакалками, найди такой же по форме ,

Пальчиковые игры, составь рассказ про любого котенка,

Где чей малыш, найди и назови, сделай как я (пальчиковые упражнения)

Фигурки животных, шнуровки, изображения с домашними животными

Сутеев «кто сказал мяу»,К.Чуковский «сказка о глупом мышонке», «коза-дереза»

Беседа с родителями на тему «какие игры и игрушки способствуют развитию мелкой моторики»

декабрь

Зимний лес и его обитатели

Формировать представление о животном мире, учить узнавать и называть животных живущих в лесу

Игры со снегом, «поезд», «кто больше снега под деревья нагребет»

Снегопад в лесу(нетрадиционное рисование), делаем Мишке одеяло(рвем мелко бумагу), игры в снежки

Рисуем большие и маленькие следы (на песке,манке)

Серия дикие животные, пазлы,      мозаика, книги, шнуровки

С.Маршак «детки в клетке»,Е.Чарушин «про больших и маленьких»

Новогодний праздник

январь

Домашние птицы

Дать педставление о домашних птицах, учить различать домашних птиц по характерным признакам, формировать эмоциональную отзывчивость

Игры со снегом, рамки вкладыши, пазлы, игры с мячом

Составить рассказ « как провели выходной», нарисуй зимнюю сказку

Сложи узор из палочек, найди и назови

Серия «домашние птицы»,шнуровки, мозаики,фигурки домашних птиц

К.Чуковский «цыпленок», В.Сутеев «цыпленок и утенок»,Е.Чарушин «утка с утятами»

Консультация для родителей на тему «воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

февраль

Зимующие птицы, поздравляем наших пап,посуда

Продолжать знакомить с зимующими птицами, познакомить с гос.праздником – день защитника отечества

Игры с пластелином, игры с кольцебросом, игры со снегом, игры с конструктором

Делаем подарок для пап, составить рассказ о зимующих птицах, сделаем красивую посуду для кукол

Сделаем подарок папе(обрывная аппликация), найди такой же

Серия «зимующие птицы», фигурки птиц, обводки, раскраски, мозаика

К.Чуковский «айболит и воробьишко», М.Горький «воробьишко»

Консультация для родтелей на тему «детские вопросы и как на них отвечать»

март

Мамин праздник,нарядная одежда

Познакомить с гос.праздником-8 марта,воспитывать заботливое отношение к маме, бабушке,продолжать знакомить с одеждой

Игры с пальчиковой гуашью,рамки-вкладыши,шнуровки,игры с мячом,лото

Делаем подарок маме, «мамы всякие нужны, мамы всякие важны»(делаем газету»

Найди такой же по размеру, составь из блоков Дьенеша фигуры

Иллюстрации о начале весны, куклы в нарядной одежде

Л.толстой «пришла весна»,Шевченко «течет вода»Л.воронкова «солнечный денек»

Досуг «мамин прздник»

апрель

Весна,мебель

Формировать обобщающее понятие «мебель», учить классифицироватьпредметы мебели по форме,величине,закреплять знания о признаках весны

Собери из 4-х частей,игры с кисточкой и красками, игры с конструктором

Выкладываем из палочек лучики солнышку, следы от капели(нетрадиционное рисование),составить рассказ «как мы покупали мебель»

Сложи узор из геометрических фигур,найди такой же по размеру

Иллюстрации о весне,лото,рамки-вкладыши,картинки с изображением мебели

В.Берестов «жаворонок», Л.Толстой «у Тани был чиж»,К.Ушинский «ласточка»

Консультация для родителей на тему «познавательные интересы вашего ребенка»

май

Растительный мир

Расширять знания о растениях, формировать бережное отношение к ним, формировать трудовые навыки

Игры с песком, «мыши в кладовой», игры с карандашом, игры на развитие координации

Красивая полянка(аппликация из мятой бумаги),составь рассказ про растения

Пальчиковые игры, повтори за мной (пальчиковые упражнения), найди такой же по размеру

Серия плакатов «цветы»,мозаик, пазлы, шнуровки

И.Калинина «в лесу»,

Консультация для родителей на тему «игра в жизни вашего ребенка»

июнь

насекомые

Учить устанавливать отличия у бабочки и жука

Игры с песком, водой, игры с мячом, собери из 4-х частей

Раскрась бобочку,придумай сказку о насекомых

Повтори за мной( пальчиковые упражнения)

Серия плакатов «насекомые»,

К.Ушинский «бабочка», «муха-цокотуха»,

Беседа с родителями на тему «как провести лето»

                7. развивающая среда.

В группе по возможности созданы условия для развития по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с различными игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками , шнуровками, домино, конструктором и т. д.

В зоне изобразительной деятельности: раскраски, карандаши, восковые мелки, трафареты, обводки, бумага и т.д.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, би-ба-бо.

Так же в группе есть стол для игр с водой и песком.

                8.создание планов, конспектов, пособий.

В перспективном плане  в группе раннего развития планировали развитие у детей предпосылок к трудовой деятельности и развитию  сюжетно – ролевой игры по темам. В  младшей группе трудовое воспитание, творческая, сюжетно- ролевая игра, работу с родителями.  В индивидуальной работе  проводим коррекционную работу.  На общеразвивающих занятиях учитываем индивидуальные особенности детей.

                9. педагогические наблюдения.

Работая с детьми по развитию мелкой моторики обратила внимание на то, что  дети стали увереннее пользоваться карандашами, улучшились навыки самообслуживания .  Дети стали больше общаться между собой с помощью речи, появился интерес к совместным играм.

                      10. работа с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки ребенка к школе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Поэтому обращаюсь к родителям с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе. После наблюдений за детьми, индивидуально беседую с родителями, знакомлю с методами работы с ребенком по развитию мелкой моторики. Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям ,показываю пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, штриховку, знакомлю с гигиеническими правилами: как правильно сидеть, как положить руки, как брать карандаш.

                11.результативность работы с детьми.

. Важным направлением коррекционно- педагогической работы является развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условии, которое формирует механизмы зрительно- моторной координации в системе « глаз-рука». Так ,как группа детей с нарушением зрения неоднородна по составу , реализуем один из основных принципов коррекционной педагогики – учет индивидуальных особенностей развития детей. Такой подход способствует развитию каждого из механизмов зрительного восприятия и познавательного процесса в целом с учетом  индивидуальных характеристик зрительных  возможностей. Коррекционно- педагогическая работа с детьми с разной степенью нарушения зрения по своему содержанию, направленности методических приемов, по организации взаимодействия с ребенком решает задачи не только по исправлению и профилактике вторичных отклонений в психической деятельности, но и обеспечивает стабилизацию и возможное повышение зрительных функций.

Наблюдая за детьми во время пальчиковых игр, игр с кисточкой, пластилином, бумагой, играх с мозаикой, замечаю, что  у некоторых  детей появилась уверенность в действиях рукой ( берут в руку карандаш или кисточку правильно, уверенно  работают с пластилином, любят играть с мозаикой). У детей улучшилась речь, появился интерес к играм, развивается воображение.

                     12. перспектива работы на будущее.

В дальнейшем планирую использовать средства и материалы для работы более сложные (т.к.начала работу с детьми ясельной группы). В последующем планирую использовать больше :-пальчиковые игры ,-пальчиковые игры с палочками и цветными спичками,- пальчиковые игры со скороговорками и стихами,- пальчиковый алфавит; использовать элементы триза ; лепить с использованием природного материала(семена яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек);ввести ручной труд :плетение из бумаги, ленточек, веревочек, изготовление бус из природных материалов; развивать графическую моторику: рисование по трафаретам, по фигурным линейкам, штриховка; использовать бумагу  не только для рисования, но и для поделок, аппликации, оригами; учиться пользоваться ножницами, клеем.  Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание.  Продолжать укреплять общую моторику , развивать речь, готовиться к школе.

                        13. вывод.

 Считаю, что увеличение времени  отводимого на самостоятельную и особенно на совместную  деятельность, дает возможность больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, удовлетворению его потребностей, развитию личности. У детей возрастает познавательная активность, желание узнать новое, повышается работоспособность на занятиях, снимается напряжение, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развития наглядно-образного  и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

Игры с песком как способ развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К. Д. Ушинский...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения....