Игры с песком как способ развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
материал

Казеева Лариса Геннадьевна

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К. Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с песком как способ развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок - первое, что мы приобретаем для  ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Игры с песком полезны, если у ребенка:

• плохой сон, ночные кошмары;

плохо развита мелкая моторика;

• истерики, непослушание, капризы;

• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

• застенчивость, неуверенность в себе;

• агрессия, тревожность;

• нет взаимопонимания с родителями;

• расстройства невротического характера;

• недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

• психосоматические заболевания;

• страх перед школой, садиком;

• частая плаксивость (без повода);

• ребенок пережил сильный стресс.

Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных  рук. Приятные воспоминания охватывают нас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют нас, и нам хочется поделиться ими. А рядом - ребенок. Он делает то же, что и мы. Его маленькие ручки только что соприкоснулись с уникальностью мироздания, вечностью. Он стоит на пороге открытия.  Мы вместе с детьми  делаем  самые важные шаги по дороге познания. А  игры  с песком помогут нам в этом. 

  • Как известно, песок обладает многочисленными свойствами: развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).
  • усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.
  • совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметнопрактическая деятельность.
  • А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка.  Она обладает почти неограниченными возможностями  и  способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильнокинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические и  познавательные процессы, благотворно влияют  на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

         Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Основные принципы игр на песке

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; взрослый формулирует инструкцию к играм в обычной и  в сказочной форме; исключается негативная оценка действий, идей и результатов ребенка, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное,  и наоборот. Например, оказавшись в роли спасателя принцессы, ребенок не просто предлагает  выход из ситуации, но реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он  «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Виды оборудования

Для игр с песком понадобится ящик или емкость наполненная песком.

Пока у нас не было фабричных пособий для игр с песком мы использовали вот такую самодельную тумбочку. Тумбочка мобильная т.к она на колесиках  в ней 2 отверстия для емкостей. В зависимости от темы и целей игры емкости наполняются либо песком или в 1 емкость песок во 2 емкость  водой.

Со временем нам приобрели современное оборудование для игр с песком.

1 глубокий ящик наполненный песком. Это комплект оборудования с видеокамерой предназначенный для диагностики детей. С этим комплектом шли деревянные наборы для создания сюжета (дома, человечки, деревья, дикие животные).

2 набор это песочные планшеты с подсветкой их у нас 3 штуки.

А сейчас я хочу представить вам игры с песком способствующие развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения, развитие мелкой моторики.

Содержание.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, воображения.

Содержание.

  • «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
  • «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

        

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Игра «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики пальцев рук.

Содержание.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

         

Игра «Контуры»

Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику пальцев рук.

Содержание.

Ребенку дается вырезанный предмет из картоны, который прикладывается на песок. Предлагается обвести предмет по контуру кисточкой, палочкой, карандашом, пальчиком (по выбору ребенка). Или обложить предмет по контуру камушками, пуговицами и т.д

Игра  «Занимательная геометрия» (видео)

Цель:  в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Содержание.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.

На слайде представлены игры с песком для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

 Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие мелкой моторики.

Содержание.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

 Игра «Ручеек течет»

 Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Содержание.

В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

Игра «Дождик моросит»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Содержание.

Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Игра «Отпечатки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения.

Содержание.

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Содержание.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

 Игра «Шаг в шаг»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Содержание.

Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.

Итак,  мы можем подвести итог, что  игры с песком  способствуют развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие детей), развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику. Такие игры учат детей владеть своими руками, тренировать логику, умение получать  удовольствие от совместной деятельности  со взрослыми. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения....