Профессиональная речь логопеда
консультация по логопедии по теме

Шмакова Наталья Николаевна

Консультация для начинающих логопедов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_rech_logopeda.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Профессиональная речь логопеда

                                    Консультация для начинающих логопедов

Н.Н. Шмакова,

учитель-логопед МБДОУ № 25

г. Снежинск, Челябинская область

        Профессиональная деятельность логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, страдающему дефектами речи, для его полноценной социализации в обществе.

Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на солидном фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний, а также с использованием специальных приёмов общения, способствующих налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.

В педагогическом общении речь учителя-логопеда должна быть образцовой по форме, доступной и эффективной по содержанию.  Основные фонетические характеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:

  •  отчётливость артикуляции;
  •  контролируемый темп речи;
  •  модулируемая громкость голоса;
  •  интонационная сторона речи.

По своей предметной сфере терминология, используемая специалистами-логопедами, относится к медицине, педагогике, лингвистике.

Использование терминологии в профессиональном общении необходимо для того, чтобы обеспечить точность обозначения предмета речи, речевой патологии, анатомических особенностей, лингвистических параметров артикуляции.

При общении с родителями – принимается во внимание образовательный уровень, чем он ниже, тем менее вероятно использование терминов. Достаточно часто термин объясняется и комментируется. Использование терминов резко увеличивается при обсуждении того или иного          

вопроса в рамках  консультации нескольких специалистов (консилиум). Иногда термины используются с целью дистанцирования от родителей и подтверждения статусных различий.

Огромное внимание отводится коммуникативной функции речи логопеда. Под коммуникативными стратегиями понимаются планируемые речевые действия, направленные на достижение определённых целей в условиях реального общения. Коммуникативная функция речи направлена на то, чтобы:

  1. Объяснить родителям, в чём состоит суть дефекта произношения ребёнка с учётом образования родителей.
  2. Продемонстрировать родителям упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать их внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних заданий.
  3. Убедить родителей и  ребёнка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке.
  4. Предупредить родителей и ребёнка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут.

Установление эмоционального контакта с ребёнком и родителями являются залогом    успешного обучения. В случае возможности конфликтного общения логопед переводит коммуникацию в сугубо официальную тональность. Но при этом проявление личного негативного отношения  к родителям недопустимо в профессиональной речи логопеда. Коммуникативная тональность общения логопеда характеризуется минимально подчёркиваемой, но чётко осознаваемой официальностью общения, с доброжелательным отношением к ребёнку и родителям.

Занятия с логопедом – это неразрывное сочетание медицинского и педагогического воздействия. Поэтому для логопедов, как и для врачей, существует особая медицинская этика, связанная с неразглашением врачебной тайны (карты анамнеза, данные медицинских экспертиз и т.д.).

Таким образом, учитель-логопед – образцовый носитель коммуникативной культуры, должен внедрять эту культуру в сознание детей, учащихся и родителей.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Индивидуальный план профессионального развития логопеда

План на межаттестационный период 2016-2021 гг...

Индивидуальный план профессионального развития логопеда

план работы по методической теме на 2016-2021 гг...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС Д...

Положение о профессиональном конкурсе логопедов "Радуга логопедических идей"

Цель и задачи Конкурса - Выявление и поддержка логопедов, проявивших творческие способности  в области логопедии- Обмен и распространение педагогического опыта в области логопедической работ...

РЕФЕРАТ "Основы речевой культуры дефектолога" Тема: Профессиональная речь логопеда.

РЕФЕРАТ"Основы речевой культуры дефектолога" Тема: Профессиональная речь логопеда.Профессиональная речь логопеда.        Огромное значение на раз...