Дидактическое пособие «Колпачки на пальчиках»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Афанасьева Елена Владимировна

Пособие «Колпачки на пальчиках» позволяет оптимизировать процесс работы по развитию интонационной выразительности речи. Пособие используется по видам работы (развитие мимической мускулатуры, способностей понимать и выражать различные эмоции, формирование восприятия и воспроизведения по образцу основных интонационных типов оформления высказывания). Материал можно соотносить с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников. Игры и упражнения с использованием пособия «Колпачки на пальчиках», способствуют не только формированию интонационно выразительной речи, но и развитию слухоречевой памяти, внимания, расширению активного словаря, развитию мелкой моторики, цветовосприятия, воображения и творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста

«Колпачки на пальчиках»

        Афанасьева Е.В., воспитатель МБ ДОУ детский сад № 3 комбинированного вида «Ладушки» г. Коломна Московской области

В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений [5].

Интонационная выразительность речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Поэтому коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов желательно сочетать с развитием эмоциональной отзывчивости и способности ребёнка передавать с помощью интонации определённые чувства, настроения [2].

             Для развития восприятия и понимания взаимосвязи эмоций и основного тона высказывания в играх применяются специальные обозначения – пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, страх, гнев, печаль, удивление.

             Пособие «Колпачки на пальчиках» позволяет оптимизировать процесс работы по развитию интонационной выразительности речи. Пособие используется по видам работы (развитие мимической мускулатуры, способностей понимать и выражать различные эмоции, формирование восприятия и воспроизведения по образцу основных интонационных типов оформления высказывания). Материал можно соотносить с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников.

            Игры и упражнения с использованием пособия «Колпачки на пальчиках», способствуют не только формированию интонационно выразительной речи, но и развитию слухоречевой памяти, внимания, расширению активного словаря, развитию мелкой моторики, цветовосприятия, воображения и творческих способностей детей.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОЛПАЧКИ НА ПАЛЬЧИКАХ»

Цели:

        - развитие мелкой моторики;

        - развитие мимической мускулатуры;

        - развитие способности понимать и дифференцировать эмоции;

        - развитие воображения и творческих способностей.

             Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.

Игры и упражнения для детей 2-3 лет.

        1. Упражнение «Пальчиковая гимнастика» с использованием потешек, стихов.

        Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

        2. Упражнение «Цветные колпачки».

        Цель: развитие мелкой моторики и формирование сенсорных эталонов (умение различать и называть цвета).

Игры и упражнения для детей 3-4 лет.

        1. Упражнение «Пальчиковая гимнастика».

        Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

        2. Упражнение «Колпачки здороваются».

        Цель: развитие мелкой моторики.

        3. Игра «Превращение».

        Цель: развитие мимической мускулатуры.

        4. Игра «Пальчиковые сказки».

        Цель: развитие мелкой моторики; активизация мимики; развитие воображения и творческих способностей.

        5. Упражнение «Песенка Колпачков».

         Цель: развитие артикуляционной моторики.

Игры и упражнения для детей 5 - 6 лет.

        1. Оригами «Колпачки».

        Цель: развитие мелкой моторики, пространственного мышления; развитие воображения и творческих способностей.

        2. Упражнение «Пиктограмма».

        Цель: активизация мимики; формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.

        3. Упражнение «Настроение».

        Цель: развитие мимической мускулатуры, формирование понимания эмоционального содержания высказывания, интонационной выразительности речи.

        4. Игра «Пальчиковый театр».

        Цель: развитие мелкой моторики, мимики, творческих способностей.

        Примеры игр согласно лексическим темам.

«Я – человек». Цель: развитие способности понимать основные эмоции.

Дошкольников знакомят с эмоциями: радость, печаль, гнев, удивление – и пиктограммами, которые их обозначают.

Игровая ситуация.

- Посмотри, какие разные человечки. Покажи, где грустный человечек, где весёлый (злой, удивленный). А как радуешься ты? Сначала покажи, как ты радуешься, а затем как ты грустишь.

«Овощи». Цель: развитие мимической мускулатуры.

Игра «Превращение».

На колпачках изображены овощи: красный круглый помидор, длинный огурец, луковица.

- Представьте, что мы превращаемся в большой круглый помидор. Надуем щёчки. А теперь втянем щёки – станем похожи на огурец. Наморщим нос и брови – превращаемся в горький лук.

«Фрукты». Цель: развитие понимания интонации.

На колпачках изображены яблоки с нанесенными на них пиктограммами, символизирующими радость и печаль. Нужно рассмотреть яблоки и найти отличия. Затем воспитатель произносит весело фразу: «Мама купила яблоки». Дети должны выбрать пиктограмму, соответствующую тону интонации. Далее та же фраза произносится печально, и дети выбирают соответствующую пиктограмму.

Список литературы

  1. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 160 с.
  2. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с.
  3. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. - М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008. – 249 с.- (серии «Готовимся к школе», «Академия для дошколят»).
  4. Пауло д`Альба и др. Поделки из бумаги для детей. – М.:РОСМЭН, 2007.
  5.  Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, [2] с. -(Высшая школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Ловкие пальчики шагают по дорожке"

Дидактическое пособие,  состоящее из 14 игровых полей – «Сенсорные дорожки», которые выполнены из разнообразных материалов: бумажные звездочки, трубочки, камешки из стекла, мишу...

Дидактическое пособие "Быстрые пальчики"

Мелкая моторика – это способность человеком, неважно, взрослым или маленьким, выполнять точные движения руками, ногами, пальчиками рук, в результате хорошо скоординированной работы мозга, мышечн...

Дидактическое пособие "Наши чудесные пальчики"

Пособие "Наши чудесные пальчики",представляет собой круглый коврик, на котором кремятся игры-упражнения...

Дидактическое пособие "Ловкие пальчики"

Дидактическое пособие "Ловкие пальчики"...

Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"

В методичеких рекомендациях представлено  авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...

Музыкально-дидактическое пособие "Ловкие пальчики"

Пальчиковые игры-упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движения рук, и развитию речи у детей...