Применение постизометрической релаксации (ПИР) и артикуляционной гимнастики по авторской методике Микляевой Ю.В.Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука [Р] в открытых слогах.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Власова Лидия Вадимовна

Использование современных образовательных технологий. Задания по автоматизации звука [Р] направлены на развитие фонематического слуха, развитие звуко-слогового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pir.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий.

        Занятие проводилось учителем – логопедом Власовой Л.В.

Индивидуальное занятие.

Применение постизометрической релаксации (ПИР) и артикуляционной гимнастики по авторской методике Микляевой Ю.В.

Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука [Р]  в открытых слогах.

Занятие проводилось с ребенком 6 лет (ФНР – увулярный <Р>, корень языка напряжен, спинка языка приподнята)

Задачи ПИР:

  • расслабление мышц плечевого пояса и шеи;
  • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;
  • снижение тонуса корня языка;
  • активизация движения нижней челюсти.

Цель: Автоматизация звука [Р] в открытых слогах, словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнение представления ребёнка о звуке [Р];

- учить слоговому анализу;

- учить звуковому анализу, буквенному синтезу.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: большое зеркало, картинки артикуляционных упражнений со стихами, картинки с изображением тигра, кошки, трактора,

предметные картинки на зв. [Р] , карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, разрезная азбука. ватный шарик.

Ход занятия.

1. Орг. момент – настрой на позитивное отношение к занятию, объявление темы занятия.

«Ты молодец, научилась произносить сложный звук сегодня мы будем дальше учиться произносить этот звук в слогах, слышать и отличать его от других звуков. А сначала сделаем зарядку для шеи, горлышка и языка.
2. Проведение ПИР .

Ребенок сидит. Правая рука взрослого располагается на затылке. Ребенок немного наклоняет голову вперед, делает вдох и отклоняет голову назад. При этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействуя этому движению.

Ребенок сидит. Рука взрослого располагается на височной части головы слева (справа). Ребенок делает вдох и наклоняет голову влево (вправо) и вниз, словно «прижимает к плечу», в то время как рука взрослого противодействует этому движению.

«Доктор Айболит». Широко открыть рот. Высунуть язык, стараясь достать им до подбородка, произнести длительно: а-а-а.

3. Упражнения для мышц зева и глотки.

«Соня». Соня любит спать, но вот он проснулся, потянулся (руки вверх), во время вдоха открыл рот и сильно-сильно зевнул. Вот он стал зевать тише (зевок без заметного вдоха).

«Кашлять все умеют». Кашлять умеют все, но с открытым ртом – не каждый. Откашливание с широко открытым ртом.

«Как кашляет собака?» Откашливание с вытянутым языком.

«Что сильнее?». Что сильнее: руки или голова? Поднимание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.

 3. Артикуляционная гимнастика. 
«Перед тем как отправиться на поиски звука
[Р],, давай потренируем язычок».
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лошадку. Сел Язычок на лошадку и поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели»
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «блда-блда».
Разбегайтесь кто куда.
Упр. «Индюк»
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Упр. «Чистим зубки»
4. Произношение изолированного звука.

«Послушай внимательно стишок:

С носорогом тигр дружил.

Он травой его кормил.

Носорог для друга тигра

Затевал смешные игры.

Какай звук повторялся чаще, чем другие?»

«[Р]»

«Молодец, давай поиграем в превращения. Выбирай картинку , в кого ты будешь превращаться. Раз, два, повернись и  превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази трактор, как у него мотор работает (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.) Раз, два, повернись снова в девочку превратись.
5. Анализ артикуляции звука. 
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх и дрожит
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].
6. Характеристика звука.
Логопед: звук [Р] согласный или гласный?
Ребёнок: согласный
Логопед: звонкий или глухой?
Ребёнок: звонкий
Логопед: твёрдый или мягкий?
Ребёнок: твёрдый
Логопед: каким цветом обозначается?
Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).
7.Физкультминутка Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
 8.Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
9.Автоматизация звука в слогах. 
Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
Игра «Повторялки» (с пальчиками).
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РУ-РЫ-РА
РУ-РЫ-РА-РО

РЫ-РА-РО-РУ
10. Звуко-буквенный анализ  и синтез слога «РА», «РУ», «РО», «РЫ».
Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,
твёрдый, обозначается синим цветом.
Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.
(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)
Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).

Выкладывание слогов из разрезной азбуки.

11. Слоговой анализ слов.

«Посмотри на картинку, назови, отхлопай слово по слогам. Если в слове 1 слог – положи картинку в вагончик с 1 окошечком. Если 2 слога – в вагончик с 2 окнами, с 3 слогами – в вагон с 3 окнами». Картинки: рак, роза, робот, радуга, ручка, ракета, рот, рука, рама, рубашка, ружьё, радио.

12. Итог занятия.
«
Молодец! Чему мы сегодня учились?»

«Произносить звук [Р], говорить слоги, слова»

«Умница! У тебя хорошо получается. Как ты думаешь, дома тебе надо потренироваться произносить слова со зв. [Р]?

«Конечно, вместе с мамой буду заниматься!»

«Отлично, в следующий раз у тебя еще лучше будет все получаться!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука Р".

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в слогах,  словах, предложениях, чистоговорках с использованием игрового сюжета....

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"Автоматизация звука СЬ"

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.Тема: Автоматизация звука «Сь» в прямых слогах, словах.Цель: 1. Развитие артикуляционной , мелкой моторики,...

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах поможет быстро отработать навык...

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " с" в прямых слогах

Слова в картинках для автоматизации  звука " с" в прямых слогах помогут в игровой форме автоматизировать звук с....

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука "Р" в середине слов.

Данное занятие направленно на отработку звука "Р" в середине слова на основе народного праздника Масленица. При разработке занятия учитывались требования ФГОС....

Коррекция звукопроизношения. Автоматизация звука С

Автоматизация звука [С] в словах (в начале, середине и конце слова).Со словами можно поиграть: "Назови ласково", "Один-много", "Посчитай до 5-ти" , "Раздели слова на...

Коррекция звукопроизношения. Автоматизация звука Ш

Автоматизация звука [Ш] в словах (в начале, середине и конце слова).Со словами можно поиграть: "Назови ласково", "Один-много", "Посчитай до 5-ти" , "Раздели слова на...