Статья "Использование малых форм фольклора в коррекции звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии по теме

Татьяна Ивановна Жданова

В статье рассмотрены особенности использования фольклорного материала в речевом развитии детей . Даются конкретные методические рекомендации по использованию малых фольклорных форм к коррекции звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обоснование актуальности темы

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Анализ психолого-педагогической литературы по теме

Анализируя психолого-педагогическую, методическую литературу, хочется отметить, что фольклор признан в качестве одного из важных воспитательных средств в дошкольных образовательных учреждениях.  Н.Л.Белопольская, Л.П.Стрелкова, А.Д.Кошелева, раскрывают роль фольклора в эмоциональном воспитании. Влияние фольклора на эстетическое развитие ребёнка Е.В.Соловьёва, Н.С.Смирнова, М.В.Тихонова, О.А.Маркеева. В настоящее время одним из важных направлений является воспитание у дошкольников гражданственности и патриотизма, в процессе которого первостепенное значение имеет фольклор М.Д.Маханева, О.Л.Князева, Н.И.Карпухина, М.Ю.Новицкая, Л.А. Кондрыкинская.

И наряду с воспитательными ценностями, фольклор влияет также и на речевое развитие детей. Возможности и необходимость использования фольклора в процессе развития речи  детей доказаны в работах Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой,  А.П. Усовой.

         Психологи и педагоги указывают на большие возможности использования фольклора в речевом развитии детей как  теоретически, так и практически, но содержание методики речевого развития детей средствами малых форм фольклора разработано недостаточно. Этим объясняется актуальность выбранной нами темы.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

Очень жаль, что наработки ведущих педагогов-дошкольников остаются достоянием их собственных коллективов. Ведь тем, кто только начинает работу в этом направлении, очень важно опираться на опыт своих единомышленников. Педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Основная проблема, на решение которой направлен инновационный опыт

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

         Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Технология (методика) использования инновационного опыта в практике работы педагога.

Практическая значимость внедрение в практику коррекционно-развивающего обучения апробированной системы логопедического воздействия обеспечит коррекцию нарушений звукопроизношения у дошкольников, повысит уровень речевого развития, что позволит сформировать готовность к школьному обучению.

Предлагаемый практический материал в виде картотек, альбомов может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ, как комбинированного, так и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Весь материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные (для изучения) и дополнительные (для углубления и расширения знаний) задания, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.

Данный практический материал был апробирован в работе с детьми старшего дошкольного возраста  МБДОУ ЦРР «Детский сад №4» города Мценска.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами работающими с детьми (учителем – логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) в целях координации их деятельности при решении коррекционно- развивающих и воспитательно-образовательных задач.

Описание инновационных подходов, методов, приёмов и средств в работе с детьми (родителями, педагогами).

По-мнению Г.С. Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.»

Детский фольклор включает в себя целую систему поэтических жанров. Своей задачей считаю - дать этим традиционным жанровым группам возможность вернуться в детскую аудиторию в том виде, в котором они существовали в давние времена, тем самым улучшить, сформировать качество звукопроизношения старших дошкольников.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного проведения.

Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Цель: апробация и разработка совокупности педагогических  приемов, направленных на коррекцию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе коррекции речи у детей и разработать методику их комплексного применения;
  • показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в, чистоговорках, скороговорках, загадках, пословицах, поговорках;
  •  сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
  • проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

 Свою работу я строила на следующих основных принципах:

  •  во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  •  в-третьих, активного включения детей;
  •  в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Анализируя методические аспекты развития речи средствами форм фольклора, я условно выделила два этапа работы:

 1​ Подготовительный этап.

 2​ Основной этап (непосредственно обучение):

         На подготовительном этапе  была проанализирована реальная материальная база в кабинете, ее развитие, был накоплен для дальнейшей деятельности необходимый материал, спланирована методика комплексного применения различных малых форм фольклора. На данном этапе работы использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдения, анкеты для родителей и воспитателей, количественный и качественный анализ полученных данных.

Для выполнения поставленных задач я отобрала произведения малых фольклорных жанров с опорой на активное и действенное познание окружающего мира детьми и учетом уровня речевого развития, а также тематического принципа распределения материала.

 Прежде подобрала серию скороговорок, загадок, чистоговорок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют возникающую у ребёнка потребность в художественном слове. Весь этот материал оформила в альбоме «Фольклорный материал для автоматизации звуков». Большое внимание уделила подбору иллюстративного материала. В связи с этим изготовила иллюстрированную картотеку скороговорок разного уровня сложности на автоматизацию дефектных звуков, альбом «Фольклор в рисунках учащихся детской         художественной школы». Для удобного использования подобранного материала изготовила картотеки чистоговорок, пальчиковых игр и физминуток на основе народных игр. Большое количество загадок было подобрано для развития логического мышления и автоматизации звуков, которые в наибольшей степени нуждаются в коррекции ( Р, Л, С, Ш, З, Ш).

На подготовительном этапе, в ходе подбора фольклорного материала меня заинтересовал вопрос «Какие образцы устного народного поэтического творчества использовались на земле Орловской?». Я заинтересовалась жанрами детского фольклора Орловщины  и стала подбирать литературу по данной теме. Вопросами регионального фольклора занимались многие исследователи, однако, детскому фольклору уделила особое внимание О.В. Бережнова, кандидат филологических наук, доцент кафедры историко-культурного наследия ОГУ. Богатейший материал был собран в течение пятидесяти лет Раисой Алексеевной Масленниковой, заслуженным учителем России, учителем русского языка и литературы Орловской православной гимназии.  На основе собранного этими людьми  фольклорного наследия, я составила сборник «Детский фольклор Орловского края», материал которого стала использовать на занятиях для автоматизации поставленных звуков.

 Известно, что реальный мир воспринимается детьми своеобразно, поэтому весь речевой материал был подобраны соответственно уровню развития детей.

         Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников, я проанализировала ситуацию. Меня интересовало, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют различными формами фольклора.

         Кроме того, я составила анкеты для родителей. Меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца.  В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».

 Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

         Также нами было проведено  анкетирование среди педагогов. Педагоги указали на важность использования фольклора в коррекционно-развивающем процессе. Воспитатели  говорили, что фольклор влияет на воспитательное значение. Учителя- логопеды отметили, что фольклорный материал можно успешно использовать для развития и коррекции речи. Практически все указали, что используют в работе, в основном  по автоматизации звуков в речи. Педагоги – психологи указали, что фольклор способствует развитию всех психических процессов. По их мнению, малые формы фольклора учат анализу и синтезу, эмоционально воздействуют на личность ребёнка, речь приобретает живость и образность.

70% педагогов,  указали на недостаточность методической литературы и на небольшой собственный опыт в этой области.

Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.

Основной этап

На данном этапе работы на логопедических занятиях шла отработка правильного произношения определённых звуков в текстах.

При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики,), мы активно подключали малые фольклорные жанры. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей  осуществлялось в совокупности разнообразных средств и форм воздействия на них. Фольклорные произведения использовали на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

На данном этапе использовали следующие малые формы фольклора:

  • скороговорки, чистоговорки,
  • потешки, песенки, прибаутки, небылицы,
  • народные подвижные игры,
  • считалки и дразнилки,
  • загадки,
  • поговорки и пословицы,
  • пальчиковые игры.

Пользуясь разнообразными методами, применяла различные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущий прием использовала - образец правильного произношения, выполнения задания. Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения применяла утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара). Хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей также активно использовались. Сопряженная речь ребенка и воспитателя, отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи - образца) – такой прием применялся практически на каждом занятии. Традиционными остались такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. В процессе работы использовались наглядные приемы, показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Для совершенствования дикции на занятиях использовала специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

         Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читали ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее (если текст очень легкий, этот момент опускался).  На следующих занятиях, если текст легкий и дети сразу им овладевали, я разнообразила задания: произносили заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми меняли и темп. Постепенно занятия разнообразились следующими приемами. Повторяли скороговорки «по заявкам» детей. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизировали детей, развивали их произвольное внимание.

При повторении скороговорки детей оценивала ответы, указывала на степень отчетливости произношения, иногда обращала внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.  Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка.

В своей работе использовала не только скороговорки, но и потешки. Например, содержание такого текста, как  «Дон – дон – дон – дон,  Загорелся кошкин дом» –  обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события.  Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения я использовала упражнения на звукоподражание, читала текст, дети включались и произносили отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагались различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например,  «Наши уточки с утра:  Кря – кря – кря!…» Здесь применялся прием индивидуального и хорового произношения потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком.

Народные песенки также представляют собой прекрасный речевой материал, который мы использовали. С их помощью развивали фонематический слух, так как народные песенки используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяло ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников.

Быстро включить детей в занятие привлечь внимание, вызвать активный интерес помогала загадка. Поэтому мы использовали загадку в самом начале занятия. Иногда, сразу получив отгадку-слово, переходили  к звуковому анализу этого слова, выделению звука. А если ребенок не отгадал сразу – даем постепенно подсказки: Это животное, он смотрит на всех свысока, значит он очень высокий, какое самое высокое животное ты знаешь? Так ребенок приходит к отгадке – «Жираф!» Загадки подбирались по звуковому принципу – слова-отгадки начинались на автоматизируемые звуки, использовались игры «Отгадай-ка», «Отгадай и расскажи». Кроме того, загадки способствовали умственному развитию ребёнка, развитию его словаря, слухового восприятия, памяти. Активно в работу по составлению загадок включились родители, они проявляли творческую активность, учили своих детей придумывать загадки, тем одновременно автоматизируя в речи детей поставленные звуки. В результате появился сборник авторских загадок.

Особенно много радости доставляют детям пальчиковые игры. Язык народных игр лаконичен, многообразен, богат звуковыми сопоставлениями. Здесь вместе с удовольствием дети получали и пользу: пальчиковые игры подготавливает ребёнка к овладению правильным  звукопроизношением.

 Пальчиковые игры использовали на каждом занятии. Начинали с простых фигурок, которые изображают предметы, животных, птиц. Затем показ фигурок проводили с небольшим стихотворным сопровождением: (« У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво; зайка в зеркало глядит и ушами шевелит» и др.).

          Народные подвижные игры на занятиях  использовали как физкультурную минутку. Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. Это были  игры для автоматизации звуков, такие как: «Бараны» -  для автоматизации звука «Р», «Бабка Ёжка» -  на автоматизацию звуков «Ш», «Ж»,   «Колосок» -  на дифференциацию звуков «С», «Ш». В игровой форме мышление протекает быстрее, и автоматизируемый материал усваивается прочнее, запоминается легче.

 Пословицы и поговорки использовали при непосредственном  участии родителей. давались В домашние задания, включались пословицы на отрабатываемый звук, что давало духовную пищу для размышления родителям и тему для доверительной беседы с ребёнком. Дети совместно с родителями рисовали иллюстрации к пословицам. Результатом этой работы стал альбом «Пословицы в рисунках детей».

          Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе — час», настраивающей детей на последующую работу. Кроме того, проводилась еще и работа по обогащению речи детей фразеологизмами. Поэтому я включала в свою речь выражения, смысл которых был бы ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

 В своей работе я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?  Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить». После делала обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Таким образом, у детей формировались и лексические умения.

На данном этапе был проект «Мини-музей хлеба». Благодаря созданному музею хлеба, воспитателем подготовительной группы Никулиной И.В. и учителем - логопедом Ждановой Т.И. организована коррекционная работа с детьми и консультативная помощь родителям в групповом пространстве. Работа по преодолению речевых нарушений не может ограничиваться индивидуальными занятиями с детьми. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных ребенком. Организация мини-музея хлеба, как нельзя кстати помогает развитию речевых навыков у детей.

При знакомстве детей с экспонатами музея воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на занятиях, способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков. Для закрепления поставленных на занятиях звуков у детей, логопедом собран и используется речевой материал на тему «Хлеб»: загадки, пословицы, поговорки, приметы, частушки.

Воспитатель оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков речь ребенка, закрепляет навыки по связной речи. Эта работа осуществляется с помощью  пословиц, поговорок, загадок, частушек, подготовленных логопедом.

 

С родителями старшей группы была проведена консультация на тему: «Играем пальчиками с фольклором» (февраль 2013 г.). На родительском собрании в первой младшей группе была раскрыта тема «Детский фольклор» (ноябрь 2014 г.), в помощь родителям была сделана памятка «Играем пальчиками с чистоговорками». В подготовительной группе на родительском собрании выступала на тему «Использование фольклора для развития речи детей». В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители могли повторять его дома с детьми.

Также были разработаны консультации для воспитателей «Не забывайте народные игры», «Пословицы в развитии речи дошкольника».

Таким образом, в своей работе мы старались использовать все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.

 Чтобы убедиться в эффективности используемой мной методики, я вновь провела диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям.  

Сравнительный анализ показал, что у детей значительно повысился уровень речевых умений. Так, 19 человек оказались на первом уровне, получили высший балл (было 11 человек), на втором уровне  – одиннадцать детей (было 15), детей на третьем уровне  – ни одного (было 4 человека).

Заключение

  

 В процессе работы были замечены такие изменения:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
  • у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

 Анализ результатов до и после моей работы наглядно свидетельствует об эффективности разработанного мной комплекса методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на сорок процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на сорок процентов.

         Исходя из анализа опыта работы, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, при организации специального обучения с использованием малых форм фольклора.

 В связи с поставленной целью мной проанализированы особенности развития речи дошкольни​ков и влияние различных форм фольклора на развитие речи детей дошко​льного возраста. С помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности мной выбранного комплекса методов и приемов.

 Я убеждена, что, если организована систематическая работа с дошкольниками, различные формы фольклора способствуют исправлению нарушений звукопроизношения. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.