ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
консультация по логопедии

Малахова Людмила Григорьевна

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

НА ТЕМУ:

«ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ

ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»

Подготовили учителя-логопеды:

Павлович Ольга Николаевна

Малахова Людмила Григорьевна

Кузнецова Анна Сергеевна

Броварёва Екатерина Сергеевна

Киприна Дарья Валерьевна

г.о. Клин

2021 г.

Целью нашего семинара стала задача разработать оптимальные домашние задания по постановке и автоматизации звукопроизношения детей  дошкольного возраста с использованием средств малых форм фольклора.

Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются незаменимым материалом для дикционных упражнений.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

На экране появляется Царь. (видео Царя с речью)

Появляются девицы.

Внезапно появляется Вовка.

Вовка: Вот это здорово! Куда это я попал? А вы кто такие?

Василисы (вместе): В детский сад Калинка. Мы Василисы Премудрые.

Вовка: Вы откуда взялись?

Василисы: Мы здесь, чтобы помочь тебе, видим есть у тебя речевые нарушения.

Вовка: Да, знаю я, знаю! А вы сможете мне помочь?

Василисы: Попробуем, но тебе нужно будет четко выполнять все наши указания.

Василисы: Для начала нужно подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звука «Р».

Вовка: Я согласен.

Василисы: Подготовка для артикуляции звука (Р) сопровождается прочтением потешки:

 «Из - за леса, из - за гор, едет дедушка Егор»,  предлагаю тебе пощелкать языком, поцокать, как лошадка.

 При выполнении упражнения «Вкусное варенье» читается потешка: как «Котя - коток лакомится пирогом» (облизывание языком верхней и нижней губы).

Василисы: Следующий этап -  автоматизация и дифференциация звука,  используются разнообразные формы малого фольклора: чистоговорки, прибаутки, потешки, поговорки, пословицы, скороговорки.

Вовка: Ну что давайте Ваши чистоговорки, я готов.

Василисы:

Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.

Вовка: Повторить пока нечетко.

 Ар-ар-ар - красный самовар.
Ор-ор-ор - убираю двор.
Ур-ур-ур - мы накормим кур.

Вовка: Повторить с улучшением.

Мар-мар-мар - назову комар.

Бор-бор-бор - назову забор.
Мор-мор-мор - красный мухомор.

Вовка: Повторить чётко.

Вовка: Ура, у меня получилось.

Василисы: А теперь попробуй самостоятельно произносить звук «Р», вспомни пословицы с этим звуком.

Вовка: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Василисы:  Молодец, вот и научился ты говорить звук «Р» четко.  

Вовка: Спасибо Вам Василисы, мне пора к царю, расскажу ему про вас, придут к вам не говорящие из другого государства.

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию был представлен один из вариантов использования малых форм фольклора в коррекционной работе. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами средства малого фольклора вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Таким образом, с помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения,  наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников. Как сказал К.Д. Ушинский, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с использованием элементов здоровье-сберегающих технологий (подготовительная группа) "Автоматизация звуков р рь в словах, словосочетаниях и предложениях. ( "Путешествие в Простоквашино")

Занятие построено в форме игры-путешествия в Простоквашино.Один из главных героев одноименной повести Э. Успенского кот Матроскин приглашает детей в Простоквашино. В пути они преодолевают различные "т...

Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков

камешки Марблс материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями....

«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Каждый логопед в своей работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизац...

Мастер-класс «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи:1.    Создание условий дл...

Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для постановки и автоматизации нарушенных звуков у дошкольников"

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.  Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим....