Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок
план-конспект занятия (логопедия, младшая группа) по теме

Калашникова Светлана Сергеевна

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с такими детьми представляют собой определенную сложность, поэтому так важно подключать родителей к коррекционному процессу, научить их заниматься в домашних условиях.

На занятиях использовались нетрадиционные предметы для самомассажа: мячики Су-джок

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино

 Чукотского автономного округа»

Индивидуальное занятие

 (моторная алалия)

Постановка и автоматизация звука «А»

 (План-конспект)

Подготовила:

Учитель-логопед Павлова С.С.

Г.Билибино

2014 г

Цель занятия: Развитие активной подражательной речи, развитие артикуляционной моторики.

 (Содержание коррекционной работы, соответствующее индивидуальному маршруту).

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь
  •  Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать картинки соответственно теме занятия.
  • Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него).
  • Учить называть родителей, родственников, имена детей.
  • Учить подражать голосам животных.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать артикуляционную моторику (умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние резцы; выработка движений губ вперед, укрепление мышц губ, их подвижности; учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка); закреплять произнесение гласного звука «А"
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук (совершенствование динамической организации движений);
  • Развивать слуховое внимание  и фонематическое восприятие,
  • Развивать и совершенствовать ритмическое чувство, музыкально-ритмические способности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательный интерес;
  • воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям

Оборудование: предметы из «Колючей корзинки» (мячик Су-джок); картинки для звукоподражаний картинки для артикуляционной гимнастики; кукла.

Ход занятия

  1. Посмотри, я приготовила для тебя колючие мячики с сюрпризом (мячики Су-джок). Открой мячик (помочь, если ребенку трудно). Мы поочередно будем надевать вот такое необычное колечко на каждый пальчик.

Это – пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это – указательный,

Умный и внимательный.

Это – пальчик средний,

Вовсе не последний.

Это – безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый да удаленький

  1. Сегодня мы с тобой будем играть с картинками и с ротиком.

«Бегемотики»:

Эти бегемотики открывают ротики.

Вот так. Кто шире?

Несколько  раз широко открыть и закрыть рот

«Позеваем»:

Котик зевает – роток открывает.

А люди зевают – свой рот прикрывают!

Длительно произносить звук «А». При этом быстро,  то прикрывать рот ладонью, то открывать его. Получится звук, похожий на клич индейцев

  1. Пропой еще раз звук «А» и обведи кружок – такой же большой, как твой ротик, когда он произносит этот звук. А теперь обведи указательным пальчиком свои губ, когда будешь произносить звук «А». Так  мама красит губы помадой.
  2. Посмотри на этого малыша, это младенец, малыш. Когда его укладывают спать, ему поют песенку (длительно произнести звук «А», интонируя его). Спой малышу такую же колыбельную песню.
  3. Куклу спать уложили, теперь можно поиграть с шариками

«Воздушные шарики»

1.У девочки на картинке большие воздушные шарики. Покажи все воздушные шары и произноси звук «А».

2.А теперь «привяжи» к шарикам ниточки, чтобы они не улетели

1.Показать, как указательным пальцем ведущей руки нужно прикасаться к шарикам и одновременно каждый раз произносить звук «А»: «Чтобы ротик был большой, как этот шар».

2. Провести пальчиком от куклы до шарика, одновременно пропевая звук «А»

«Узнай по голосу»: 

Показать картинки и предложить повторить звукоподражания: «АВ-АВ» - собачка лает; «АМ-АМ» - обезьянка ест.

Логопед произносит звукоподражание: «АВ-АВ» и спрашивает, что делает собачка – ребенок должен показать соответствующую картинку. Затем произносит «АМ-АМ» и спрашивает, что делает обезьянка.

«Узнай и назови»:

Назвать предметы на картинках (астры, ананас, аист)

Звук «А» в словах произносить утрированно.

  1. Давай покажем, как стоит аист на одной ноге, а теперь – на другой.
  2. «Подойди к маленькому столу и открой картинки. Кто это? мама, папа, баба, Ваня, Таня. (Логопед называет, а ребенок повторяет). Я буду закрывать ладошкой картинку, а ты мне называй, кто спрятался»
  3. А теперь снова поиграем

«Ладушки»:

Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки.

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки

Ритмично хлопать в ладоши

Ритмично ладонью одной руки хлопать по ладони другой, как будто перекладывая оладушки из руки в руку.

  1. Какие мы с тобой молодцы! Научились красиво петь песенку со звуком «А» (пропой еще раз), и узнали, что делала обезьянка и собачка: обезьянка кушала (как? произнеси), а собачка лаяла (как? произнеси)

Использованная литература:

  1. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013
  2. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.-М.: ТЦ Сфера, 2007
  3. Новиковская О. А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильною-М.: АСТ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные»

Задачи:Образовательные:    Активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие Животные», познакомить с обобщающим понятием.Учить строить фразу из четырёх слов.Упражнять в употреблен...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной алалией. Возраст: 5 лет.

План - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с заключением моторная алалия. Тема занятия: мебель, этап автоматизации звука С, закрепление категориального понятия мебель....

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией...

Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией

Открытое занятие с ребенком с моторной алалией...

Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией тяжелой формы

Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с алалией тяжелой формы...