Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Калашникова Светлана Сергеевна

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с такими детьми представляют собой определенную сложность, поэтому так важно подключать родителей к коррекционному процессу, научить их заниматься в домашних условиях.

На занятиях использовались нетрадиционные предметы для самомассажа: аппликатор Кузнецова, бамбуковые коврики, мячики-ежики)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино

 Чукотского автономного округа»

Индивидуальное занятие

с ребенком 6 лет (моторная алалия),

организованное совместно со взрослым

(План-конспект)

Подготовила:

Учитель-логопед Павлова С.С.

Г.Билибино

2014 г

Цель занятия: 

  1. Для родителей: учить правильно организовывать занятия в домашних условиях на примере индивидуального занятия с ребенком; показать положительную динамику и сложные моменты коррекционной работы.
  2. Для ребенка: содержание коррекционной работы, соответствующее индивидуальному маршруту.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять  пассивный словарь (предметов и их признаков, действий предметов) по теме «Овощи»
  •  Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать картинки с овощами, понимать слова обобщающего значения («овощи»).
  • Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него).
  • Учить подражать голосам животных, звукам окружающего мира; постановка звука «Ы» с помощью подражания, автоматизировать изолированного звука «А»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать артикуляционную моторику (умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние резцы; выработка движений губ вперед, укрепление мышц губ, их подвижности; учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка)
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук (совершенствование динамической организации движений;
  •  Развивать слуховое внимание  на материале звукоподражаний, развитие просодических компонентов (модуляция – повышение и понижение голоса; сила голоса – громкий и тихий голос)
  • Развивать и совершенствовать ритмическое чувство, музыкально-ритмические способности.  

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательный интерес;
  • воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям

Оборудование:  предметы из «Колючей корзинки» (аппликатор Кузнецова, коврики из бамбука); мячик-ежик; картинки для звукоподражаний; картинки большого и маленького парохода; картинки для артикуляционной гимнастики; иллюстративный материал по теме «Овощи».

Ход занятия.

Сегодня мы научим нашу маму играть.

  1. Покажи маме на картинках овощи: лук, чеснок, помидор, огурец, кабачок, баклажан, тыква, капуста, горох, свекла, морковь, картофель.
  2. «Пузатый кабачок» – логоритмическое упражнение под песню с элементами самомассажа
  3. Присядем к зеркалу и поиграем с пальчиками в игры из «Колючей корзинки» (аппликатор Кузнецова, коврики из бамбука)

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки

И катались по траве

От хвоста и к голове

«Прыгаем» всеми пальцами по коврику из аппликатора

Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев

  1. Помогли наши пальчики язычку и губкам проснуться

«Бегемотики»:

Эти бегемотики открывают ротики.

Вот так. Кто шире?

 

Несколько  раз широко открыть и закрыть рот

 

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза.

«Позеваем»:

Котик зевает – роток открывает.

А люди зевают – свой рот прикрывают!

Длительно произносить звук «А». При этом быстро,  то прикрывать рот ладонью, то открывать его. Получится звук, похожий на клич индейцев

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

   

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Щенок» (Улыбка):

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно также смог,

Вот, смотри. Сейчас!

       

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

  • А теперь зевать некогда, злой тигр идет, он  всех распугал

«Тигр»:

Злого тигра всякий знает.

Тигр всех вокруг пугает.

Ой, боюсь, боюсь…

Изобразить, как сердитый тигр показывает свои клыки: отвести нижнюю губу вниз, показав нижние зубы-резцы.

Можно не только оскалиться, но выставить «когти»: поднять кисти рук и напряженно согнуть пальцы.

  • Только волк ничего не боится и тоже показывает свои клыки

«Волк»:

Рычит: «Ы-Ы-Ы…»

Изобразить серого волка. Предварительно показать, как надо тянуть звук «Ы», оскалив зубы.  Важно при этом «Рассердиться» - нахмурить брови и крепко сжать кулаки.

  • Убегает от тигра только зайчик

«Добрый и злой»: попросить показать на картинках волка и зайчика. Спросить, кто из них добрый, а кто злой.

Кто рычит: «Ы-Ы-Ы…», а кто пищит: «И-И-И…»? Изобразить каждого из этих животных.

  1. А теперь вместе с мамой поиграем.  Большой и маленький пароход подплывают к пристани. Мама будет большим пароходом и громко гудеть: «Ы-Ы-Ы…», а ты –маленьким, и будешь гудеть тихо: «ы-ы-ы…».
  2. А теперь послушай, и покажи, какой пароход будет гудеть. (Логопед гудит то тихо, то громко)
  3. Устали гудеть, подплыли к пристани, высадились на острове. Посмотри, а там обезьянка ест бананы, а ее подружка собачка весело распевает песенки: «АВ-АВ»

«Узнай по голосу»: 

1.показать картинки и предложить повторить звукоподражания: «АВ-АВ» -собачка лает; «АМ-АМ» - обезьянка ест.

2.Логопед произносит звукоподражание: «АВ-АВ» и спрашивает, что делает собачка – ребенок должен показать соответствующую картинку. Затем произносит «АМ-АМ» и спрашивает, что делает обезьянка.

  1. А теперь мама поиграет (вместо логопеда)
  2. Какие мы сегодня молодцы! И сами поиграли, и маму научили играть. Теперь и дома поиграйте также. А я приготовлю для тебя и мамы новые игры и красивые картинки.

Использованная литература:

  1. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013
  2. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.-М.: ТЦ Сфера, 2007
  3. Новиковская О. А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильною-М.: АСТ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные»

Задачи:Образовательные:    Активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие Животные», познакомить с обобщающим понятием.Учить строить фразу из четырёх слов.Упражнять в употреблен...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной алалией. Возраст: 5 лет.

План - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с заключением моторная алалия. Тема занятия: мебель, этап автоматизации звука С, закрепление категориального понятия мебель....

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией...

Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией

Открытое занятие с ребенком с моторной алалией...

Индивидуальный план речевого развития ребенка с моторной алалией

 Представленный пример индивидуального  плана речевого развития ребенка с моторной алаллией, составленный по материалам конкретной речевой карты, может быть использован в качестве обр...