Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией
тест по коррекционной педагогике (старшая группа)

Логвина Мария Валерьевна

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией

Ф.И. ребенка: Саша С.

Год рождения: 2012

При логопедическом обследовании ребенок вступает с логопедом в контакт, с интересом занимается предложенной игровой деятельностью, но быстро устает от заданий. Заинтересовался заводными игрушками. Откликается на имя. Общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами. Ребенок моторно не ловок, движения размашисты, не координированы. Задания на развитие общей моторики преимущественно не выполняет, или выполняет совместно с логопедом. Саша понимает речь взрослого, но не говорит. Речь отсутствует. Не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта .Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднен перевод из кратко временной в долговременную память.

Год обучен

ия

Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2

I.Речевое развитие.

Развитие речевого дыхания.

Учитель

логопед

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус»,

«Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», «Подуй на карандаш»)

Формировать интонационную выразительность речи (вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам»,

«Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит», развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)

Развитие мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики,

упражнений с предметами, обводки и штриховки

Учитель логопед

фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради.

Уточнение и обогащение словаря.

Расширять и уточнять словарь по лексическим

темам: игрушки, овощи, фрукты, грибы, птицы, животные (дикие, домашние), детеныши животных и птиц, одежда, обувь, головные уборы, посуда, человек, части тела, семья, профессии, дом, мебель, транспорт, правила дорожного движения, цветы, насекомые, лето.

Учитель

логопед

Развитие артикуляционной моторики.

Работать над чёткостью, координированностью

движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики).

Учитель

логопед

Формирование правильного звукопроизношения.

Упражнения, способствующие выработке движений

и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков.

Учитель

логопед

Упражнения, способствующие выработке движений

и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих звуков.

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного

произношения звука [ л ]

Упражнения, способствующие выработке движений

и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ р ]

Автоматизация звука в слогах, словах, фразовой

речи, в повседневной речи (в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании)

Дифференциация изолированных

звуков         

Дифференциация звуков в

словах         

Работа над слоговой структурой слова.

Работать над слоговой структурой и

звуконаполняемостью слов:

двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток);

трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок);

односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк);

слова сложной слоговой структуры.

Учитель

логопед

Совершенствование грамматического строя речи.

Учитель

логопед

Развивать грамматический строй речи, построение

предложения.

Отчётливо произносить каждое слово в

предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах

Использовать интонацию как средство выражения

вопроса, просьбы, благодарности

Правильно согласовывать существительные с

прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.

Понимать значение предлогов и слов, выражающих

пространственные отношения предметов.

Согласовывать существительные с притяжательными

местоимениями мой, моя, моё, мои.

Образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Согласовывать существительные с числительными

Образовывать наречия от прилагательных.

Образование форм степеней сравнения

прилагательных (холоднее – самый холодный).

Подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими

словами.

Образование новых слов с помощью приставок и

суффиксов, словосложения.

Развивать связную речь.

Развивать интерес к художественной литературе,

умение слушать литературные произведения различных жанров

Составлять простые распространённые предложения.

Учить задавать вопросы и отвечать на вопросы

полным ответом.

Заучивать небольшие тексты, выразительно

рассказывать их.

Учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации.

Учить оценивать поступки героев, мотивировать

высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа.

Пересказывать и составлять рассказы по картине и

по серии из двух картин.

Составлять описательные рассказы с опорой на

схему.

Развитие психологической базы речи.

Расширять объем зрительной и слуховой памяти; Развивать вербальное и логическое мышление;

Игры и упражнения на совершенствование словесно- логического мышления «Четвертый лишний» (по лексическим темам);

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»; Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похожа?», «Серия

зашумленных картинок».

Учитель логопед

ll. Социально-коммуникативное развитие

Способствовать формированию личностного

отношения ребёнка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному, одобрения кто поступил справедливо и т.д. Воспитывать скромность, отзывчивость, смелость. Формировать первичные гендерные представления. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки ( умение пользоваться расчёской, мыть руки и т.д.).Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать вещи.

Воспитывать положительное отношение к труду,

Воспита

тель

выполнять обязанности дежурного: расставлять тарелки, хлебницы, раскладывать столовые приборы. Формировать представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Знакомить с различными видами транспорта, безопасного

поведения на улице, с незнакомыми людьми.

lll. Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Обогащать сенсорный опыт, знакомя с широким

кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым. Рассказывать о предметах, необходимых в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т.д.). Расширять представления о правилах

поведения в общественных местах.

Воспита

тель

Формирование элементарных математических

представлений

Учить считать до 5, пользуясь правильными

приёмами, соотносить каждое числительное только с одним предметом. Формировать представления о порядковом счёте («Сколько?»,  «Который  по счёту?», «На котором месте?»). Отсчитывать предметы от большого количества в соответствии с образцом, сравнивать предметы по форме, величине, цвету, длине, толщине. Вводить в активную речь понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта красная башенка самая высокая, эта оранжевая – пониже, это розовая- ещё ниже, эта жёлтая – самая низкая). Развивать представления о геометрический фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами( тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник). Расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Воспита

тель

lV. Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Приобщать к восприятию искусства, развивать

интерес к нему. Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные

Воспита

тель

композиции. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Учить закрашивать рисунки, проводя штрихи и линии только в одном направлении. Закреплять приёмы лепки(умение лепить из глины, пластилина, пластической массы). Учить прищипыванию, вытягиванию отдельных частей от целого куска, вдавливанию, использованию стеки в работе.

Воспитывать интерес к аппликации. Обучать правильно держать ножницы, вырезыванию, начиная с навыка вырезывания по прямой, вырезать круглые формы из квадрата. Поощрять проявления активности и творчества.

Музыкальная деятельность

Развивать интерес к музыке, желание её слушать,

вызывать эмоциональную отзывчивость. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). Обучать выразительному пению. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально- игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомимику (зайка весёлый, грустный, хитрая

лисичка, сердитый волк и т. д.).

Муз.

Руковод итель, автор Е.Н.

Арсенин а

«Музык альные занятия» Старшая группа

V. Физическое развитие

Развивать и совершенствовать двигательные умения

и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Учить ползать , подлезать, перелезать через предметы.

Учить прыжкам через скакалку. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.

Воспита

тель

Развивать творческие и созидательные способности,

развивать мышление, воображение, находчивость, познавательную активность. Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость и координацию движений; чувство ритма, музыкального слуха,

Музыкальный руководитель Програм ма «Са-

памяти и внимания; выразительности, пластичности,

Фи-

грациозности и изящества танцевальных движений.

Дансе»

Фирилёв

а Ж.И.,

Сайкина

Е.Г.

Результат коррекционной работы :

Учитель-логопед:         ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребенка с ЗПР и моторно-сенсорной алалией (средняя группа)

Это конспект занятия для ребенка, который с трудом усваивает слова. Значения слов нечеткие. Выраженно страдает использование в речи глаголов, прилагательных, предлогов. Ребенок испытывает серьезные тр...

Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения с ребенком, страдающим моторной алалией

Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими  даже по времени поступления в шк...