Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Грачева Анна Владимировна

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного процесса, включающую диагностическое, профилактическое, коррекционно-развивающее и информационно-просветительское направления, обеспечивающие оптимальный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_iom_gracheva_-1.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

В нашем учреждении реализуется комплекс  индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и освоение ими Программы.         

        Данный комплекс включает:  

         - обследование детей группы  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с целью выявления их особых образовательных потребностей специалистами  (врач-педиатр, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)  и воспитателями группы  компенсирующей направленности;

        -  оперативные совещания специалистов дошкольного учреждения и воспитателей группы компенсирующей направленности для коллегиального обсуждения результатов обследования детей;

        -     составление единых индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных  маршрутов.

         Целью коррекционно – развивающей работы является выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

        Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного процесса, включающую диагностическое, профилактическое, коррекционно -развивающее и информационно-просветительское направления, обеспечивающие оптимальный уровень речевого и психического развития дошкольника. 

        


Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Диагностическое

Профилактическое

Коррекционно – развивающее

Консультативное

Информационно-просветительское

-Изучение документации: медицинская  карта ребенка, протокол ПМПК.

- Анкетирование  родителей.

-Медицинское обследование.

-Логопедическое обследование.

-Психолого-педагогическая диагностика.

-Социально-педагогическая диагностика.

-Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования).

-Создание  диагностических "портретов"  детей.

-Оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы.

-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников  с ОВЗ.

  1. -Разработка  рекомендаций для воспитателей, специалистов и родителей по работе с детьми с ОВЗ.
  2. -Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
  3. -Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

-Медицинское сопровождение.

-Логопедическое сопровождение.

-Психологичес-кое  сопровождение.

-Педагогическое сопровождение.

Консульти

рование педагогов.

Консульти

рование родителей.

-Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

-Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ТНР.


        Организационной формой службы медико-психолого-педагогического сопровождения Программой ДОУ определены  оперативные  совещания  специалистов и воспитателей группы компенсирующей направленности.

        Оперативные совещания в соответствии с программой ДОУ проводятся три раза в год:

        - об итогах диагностики в группе компенсирующей направленности на начало учебного года и планировании  индивидуальной коррекционно-развивающей работы  с детьми на I полугодие (октябрь);

        - об итогах промежуточной диагностики в группе компенсирующей направленности на середину учебного года, динамике  развития детей и планировании индивидуальной коррекционно-развивающей  работы на II полугодие (январь);

        - об итогах промежуточной диагностики в группе компенсирующей направленности на конец учебного года, динамике  развития детей и эффективности индивидуальной коррекционно-развивающей  работы  за учебный год (апрель).

        На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.

        Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается  и принимается на оперативном совещании ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке,   и утверждается приказом заведующего ДОУ, о чем имеется соответствующий гриф на титульном листе документа.

        Единый индивидуальный маршрут разрабатывается на полугодие, после чего на оперативном совещании в январе в него вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на оперативном совещании подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.

Деятельность учителя-логопеда по индивидуальной педагогической поддержке детей с речевыми нарушениями в рамках службы медико-психолого-педагогического сопровождения в ДОУ

Логопедическая служба сопровождения коррекции и развития ребенка

Направление работы

Перечень мероприятий

Содержание и формы работы

Диагностическое

     Обследование  детей с нарушениями речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики  речевого развития.

     Диагностика речевого развития  детей группы компенсирующей направленности.

     Оформление речевых карт.

Коррекционное

     1.Развитие всех компонентов устной речи, подготовка к обучению грамоте.

 

     2.Разработка индивидуальных коррекционных планов работы с детьми с учетом  их стартовых возможностей и динамики речевого развития.

     Проведение индивидуальн-подгрупповых  и фронтальных логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи с детей группы компенсирующей направленности на основе индивидуального подхода к детям с учетом их особых образовательных потребностей.  

Профилактическое

     Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития воспитанников.

     По результатам диагностики своевременное направление детей на обследование  и лечение к детскому неврологу, психиатру   и другим медицинским специалистам.


Алгоритм

логопедической службы сопровождения коррекции и развития ребенка

        Деятельность учителя-логопеда по индивидуальной педагогической поддержке детей с речевыми нарушениями в рамках службы медико-психолого-педагогического сопровождения в ДОУ осуществляется в несколько этапов.

        I этап (сентябрь) предусматривает логопедическую диагностику и включает следующие моменты:

        - изучение ребенка (протокола ПМПК, заключений врачей-специалистов, сопроводительных документов, беседы с родителями для изучения истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания, наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий);

        - углубленное логопедическое обследование импрессивной и экспрессивной речи, анализ результатов диагностики;

        - заполнение индивидуальной речевой карты;

        - составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на текущий учебный год;

        - проектирование индивидуальных коррекционных планов работы с детьми с учетом выявленных особых образовательных потребностей детей.  

        II этап (октябрь) предполагает участие в психолого-медико-педагогическом оперативном совещании с целью выработки единого плана коррекционно-образовательной работы на каждого воспитанника группы компенсирующей направленности на I полугодие текущего учебного года.

        III этап (сентябрь –январь) – непосредственная коррекционно-логопедическая работа с детьми:

        - проведение индивидуально-подгрупповых логопедических занятий с детьми;

        - разноуровневый подход к детям в процессе фронтальных логопедических занятий;

        - организация консультаций с психологом для проблемных детей, а при необходимости направление на консультации к невропатологу и психиатру.

        IV этап (январь) – проведение промежуточной диагностики, анализ результатов.

        V этап (январь) -   участие в оперативном совещании с целью обсуждения динамики развития детей, оценки этапных результатов коррекционно-воспитательной работы  и  выработки единого плана коррекционно-образовательной работы на каждого воспитанника группы компенсирующей направленности на  II полугодие текущего учебного года.

        VI этап (январь - май) – непосредственная индивидуально-коррекционная работа с детьми с учетом анализа и корректировки индивидуальных планов.

        VII этап (апрель) –диагностика речевого развития детей за II полугодие и учебный год, анализ результатов.

        VIII этап (апрель) - участие в оперативном совещании с целью обсуждения динамики развития детей и  эффективности коррекционно-образовательной работы за прошедший год.

        В организации индивидуальной работы по коррекции речи воспитанников ведущая роль отводится учителю-логопеду. Позиция «старший среди равных» позволяет логопеду корректно и вместе с тем рационально направлять, координировать деятельность специалистов ДОУ для достижения максимально положительных результатов в компенсации речевых проблем детей. Логопед помогает адаптировать содержание, методы и приемы педагогической работы в соответствии с речевыми и индивидуально-типическими особенностями детей, знакомит специалистов с коррекционными приемами и технологиями, возможностями интегрирования их в педагогическом процессе, использования  в повседневной жизни, информирует педагогов об особенностях и динамике речевого развития каждого ребенка, способствует логопедизации режимных моментов и занятий.

        Коррекционно-развивающая направленность, которую несут все образовательные задачи предполагает:

  • Квалифицированное знание и учёт структуры дефекта ребёнка;
  • Выявление и использование его потенциальных возможностей;
  • Создание специальных условий образования;
  • Отбор     содержания     и     своеобразие     программного материала;    
  • Использование     методов     и     приёмов воспитания, адекватных потребностям детей;
  • Изменение темпов и сроков обучения;
  • Специфическую   организацию   занятий, индивидуальные занятия.
  • Индивидуально-дифференцированный подход в процессе занятий.

Образовательный процесс построен  на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями. Одной теме уделяется не менее одной недели.

Структура единого индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребенка

        Индивидуальный маршрут начинается с титульного  листа, где  указывается  фамилия, имя ребенка и имеется гриф об утверждении данного документа руководителем ДОУ.

         Далее это сведения о ребенке: формальные сведения о ребенке (Ф.И.О., возраст, домашний адрес, дата поступления в группу, откуда прибыл в ДОУ, сведения о родителях), указывается № протокола по приему, заключение и рекомендации районной ПМПК при поступлении, психологический и неврологический статус, заключения педиатра и узких врачей-специалистов (окулист, хирург, ортопед  и другие), если у ребенка есть соответствующие отклонения в здоровье. Наличие подобных сведений в индивидуальном маршруте помогает специалистам лучше ориентироваться в конкретных проблемах каждого ребенка для оказания ему максимально эффективной помощи. Разумеется, что данные сведения, предоставляемые педагогам, носят конфедициальный характер, о чем они уведомляются при получении закрытой информации о ребенке и его семье.

        НОД имеет форму в виде схемы, где в отдельных графах выделяются «Задачи работы», где специалисты ставят перед собой определенную коррекционную, образовательную или воспитательную задачу по оказанию помощи ребенку,  «Содержание работы», где указываются конкретные методические  приемы, мероприятия, действия, через которые педагог планирует реализовывать поставленные задачи и «Динамика развития ребенка», где фиксируются изменения в развитии ребенка.

        В структуре нашего индивидуального маршрута выделены 4 основных направления образования и развития ребенка, а также ответственные за их реализацию специалисты и педагоги.

        I направление – физкультурно-оздоровительное.

Ответственными за его реализацию являются мед. работники ДОУ, инструктор по физ. культуре и воспитатели группы компенсирующей направленности, так как их роль в реализации данного направления приоритетна. Однако это не означает, что другие педагоги не могут принимать участие в работе в данном направлении.

        II направление – познавательно-речевое.

Ответственными за его реализацию являются учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности.

        III направление – социально-личностное.

Ответственными за его реализацию являются педагог-психолог и воспитатели группы компенсирующей направленности.

        IV направление – художественно-эстетическое.  

Ответственными за его реализацию являются муз. руководитель и воспитатели группы компенсирующей направленности.

        Содержание НОД индивидуального маршрута зависит от структуры речевого дефекта конкретного ребенка, связанных с ним вторичных отклонений в развитии, состояния здоровья и других личностных особенностей ребенка. Это может быть ребенок с ОНР различного уровня речевого развития (I, II, III, IV уровня) без отягощения или отягощенного заиканием, ринолалией, дизартрическим компонентом, имеющий вторичную ЗПР, ММД, синдромы дефицита внимания, гиперактивности, различные хронические заболевания, нарушения осанки, зрения, плоскостопие, аномалии зубочелюстной системы и т.д.

Учет стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР) при разработке  единого индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута

        В нашу группу компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) решением районной ПМПК в этом году были зачислены 13 детей. Из них 6 детей с ОНР III уровня речевого развития и  5 детей со II уровнем речевого развития.

        У четырех детей ОНР осложнено дизартрическим компонентом. Пять  детей имеют неврологический статус ММД, имеются также синдром дефицита внимания, цереброастенический синдром, гипертензионный синдром, синдром сигметной дистонии, миестические дисфункции. В психологическом статусе у 10 детей отмечены вторичные ЗПР  («пед. запущенность», «требуется пед. подготовка», F 90.0 – нарушение активности внимания). У троих детей имеются аденоиды I – II степени.  

        Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.


Учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

Особенности нервно-психического развития

Особые проблемы развития

Коррекционно-развивающие задачи

Индивидуальная коррекционная работа

Ответственные

МДМ

(ММД)

Минима

льная дисфунк

ция мозга

Соблюдение рекомендаций врачей по ограничению физ. нагрузки:

избегать резких поворотов головы, кувырки через голову, интенсивный бег, прыжки.

   Исключить резкие повороты головы, интенсивный бег и прыжки

     - из комплексов утренней гимнастики;

     - физкультурных занятий;  

     - физкультминуток;

     - подвижных игр;

     - музыкальных занятий

   В физкультурном уголке разместить  карточки с изображением запрещенных движений.

Инструктор по физ. культуре

Муз. руководитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Восп-ли группы комп. направл-ти

Восп-ли

СДГВ

(синдром дефицита внимания с гипер-

активностью)

Развитие внимания, способности к волевым усилиям, снижение проявлений гиперактивности.

   Контроль за наблюдением и пролечиванием у врача-невропатолога, результативностью лечения.

    -Дозирование умственных психологических нагрузок

  - Использование в процессе занятий, требующих повышенного внимания и сосредоточенности, динамических пауз, поручений с движением

  - Психогимнастика

   - Обучение ауторелаксации

  - Обучение приемам саморасслабления

  - Музыкотерапия

  - Дид. игры и упражнения на развитие внимания

  - Дид. игры и упражнения, требующие сосредоточенности и волевых усилий

  - Дид. игры и упражнения на развитие усидчивости

  - Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов

Мед. работники

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

ЗПР

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие ощущений и восприятия  

Развитие мышления

Развитие эмоционально – волевой сферы

Контроль за наблюдением и пролечиванием у невропатолога, психиатра, результативностью лечения.

      Активизировать и развивать различные стороны двигательного, зрительного и слухового внимания:

     - объем

     - концентрацию

    - устойчивость

    - переключение

    - распределение

    - целенаправленность

    - произвольность

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память, прочность, объем, произвольность запоминания.    

2. Формировать скорость, полноту, последовательность, точность воспроизведения.

 

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений, увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений, обогащать чувственный опыт детей.

2. Развивать слуховое, зрительное, тактильно – двигательное восприятие.

3. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта, учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

5. Формировать целостность восприятия образа предмета, учить анализировать целое из составляющих его частей.

6. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

7. Развивать зрительно – моторную координацию.

8. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения,

развивать зрительный анализ и синтез, глазомер.

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной и вербальной основе.

3. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий, выделять главное, существенное.

4. Учить группировать предметы по существенным для данной задачи признакам предмета.

5. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

6. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

7. Развивать критичность, самостоятельность мышления.

1. Вырабатывать умение действовать целенаправленно, преодолевать трудности, добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

2. Воспитывать инициатививность, самостоятельность, ответственность.

3. Воспитывать честность, доброжелательность, критичность трудолюбие.

4. Вырабатывать положительные привычки поведения, чувство товарищества, желание помогать друг другу.

5. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Мед. работники

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

Агрессив-ность

   - Развивать умения понимать состояния другого человека.

   - Развивать умение выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.

   - Обучать ауторелаксации, способам снятия напряжения.

   - Развивать навыки общения.

  - Формировать позитивное самовосприятие на основе личных достижений.

    Препятствовать появлению в группе игрушек, которые косвенно стимулируют агрессию.

 

    Переводить конфликтов в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ.

    Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимичекое самовыражение.

   Драматизации сюжетов положительных мультфильмов и сказок.

   Подвижные игры, «Минутки радости» между занятиями.

   Обсуждение поступков героев литературных произведений.

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли

Гиперак-

тивность

   При общении с ребёнком соблюдать ровный эмоциональный фон.

   Использовать инструкцию, состоящую максимум из 10 слов.

   Не просить выполнить сразу несколько поручений.

   Система ограничений и запретов должна быть чёткой неукоснительно выполняемой, количество запретов сведено до минимума.

   Развивать способность контролировать свои движения,  снимать мышечное напряжение, эмоциональные проявления.

   Индивидуальные поручения для развития умения доводить начатое до конца.

   Ситуации, способствующие расширению поведенческого  репертуара во взаимодействии со взрослым и сверстником.

   Дид. игры и упражнения на развитие способности концентрировать внимание.

   Пальчиковые игры.

   Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

   Психогимнастические этюды для обучения понимания и выражению эмоционального состояния.

   Работа с водой, глиной и песком.

Педагог-психолог

Инстр. по физо

Муз. рук-ль

Учитель-логопед

Восп-ли



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»

индивидуальная коррекционно-развивающая программа - это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами ДОУ с целью реализации индивиду...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

"Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с неговорящим ребёнком по развитию артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний с использованием приёмов логоритмики".

В конспекте представлен опыт работы с неговорящими и плохо говорящими детьми. Использование таких занятий создаст условия для прохождения естественного речевого развития ребёнка....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...

Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»

Основной целью данного занятия является оказание помощи  ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...

Мультимедийная разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Развитие произвольности психических процессов у ребенка старшего дошкольного возраста....