"Психолого-педагогические условия развития чутья к родному языку у детей дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

статья из сборника материалов научно-практической конференции "Дошкольное детство", в которой рассматриваются условия при которых развивается чутье к родному языку у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sbornik_doshkolnoe_detsvo.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия развития чутья к родному языку

 у детей дошкольного возраста

Л.Н. Голубева, P.P. Шипунова МДОУ ЦРР д/с №20, г. Нефтеюганск, РФ

   Перед дошкольным образованием стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи.

Одно из важнейших свойств устной речи - ее осознанность, произвольность, то есть умение избирательно пользоваться наиболее уместными языковыми средствами (словами, словосочетаниями, синтаксическими конструкциями, наиболее точно и полно передающим замысел говорящего) для данного высказывания [1].

   Это одна из важнейших задач дошкольного образования детей, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности [2].

Для реализации данной задачи в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова) [4; 5].

   В работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (потому что многозначно большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения, этимологический анализ [4].

    Таким образом, работа по развитию чутья к родному языку предполагает следующие направления: антонимия, синонимия, многозначность, переносное значение, толкование значения слова, этимология.

   Чутье к родному языку необходимо развивать у детей, создавая соответствующую речевую практику, в процессе которой ребенок мог бы под руководством педагога решать речевые познавательные задачи.

Для этого необходимо создавать следующие условия:

  1. воспитание интереса к лексическому значению слов;
  2. включение в работу по развитию речи раздела «семантическое поле»;
  3. использование дидактических игр, направленных на открытие детьми значения синонимов, антонимов, фразеологизмов, многозначных слов, на проведение элементарного этимологического анализа [4; 5; 7].

   Эти условия направлены на различение, уточнение понимания разных значений слова.

Рассмотрим их подробнее:

1. Семантизация лексики, то есть раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение уже известных слов в определенном контексте, проходит через сопоставление, подбор синонимов, антонимов, словотолкование. Осознание явлений языка и речи, наблюдения детей над языком создают условия для саморазвития речи, повышают уровень контроля над речью. При соответствующем руководстве со стороны педагога оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку. Для этого дети выполняют задания на подбор антонимов (слов, выражающих противоположные значения), синонимов (слов, близких или тождественных по значению, по-разному называющих одно и то же понятие), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений.

   Данная работа позволяет дошкольникам более точно выражать мысль, отбирать наиболее подходящие слова. В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова.

   Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм. Выполнение таких заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова.

2. В психологии выделяют следующие аспекты значения слова:

  • предметная относительность слова;
  • «категориальное» или «понятийное» значение слова. Основной функцией слова является его обозначающая роль,

предметная отнесенность слова (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).

   Слово может обозначать либо качество, либо отношение. Слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму:

  • существительного (тогда оно обозначает предмет);
  • глагола (обозначает действие);
  • прилагательного (обозначает свойство);
  • связи - предлога, союза (обозначает известные отношения).

    Наиболее существенную роль в отражении действительности и переработке информации играет вторая функция слова «категориальное» или «понятийное» значение слова (Л.С. Выготский). Под значением следует понимать способность слова:

  • анализировать предметы;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • обобщать их;
  • относить предметы к определенной категории.

   А это означает, что слово является еще и клеточкой мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

   Исследования психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. Например, слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка-крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка - молоко мышка), и понятийные связи (кошка - домашнее животное).

   Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (А.Р. Лурия).

Наличие «семантического поля» и позволяет быстро производить отбор слов в процессе общения.

   Из сказанного следует, что слова в норме группируются по каким-то определенным типам, то есть хранятся в памяти языка упорядоченно:

  • по типу противопоставлений (парадигм);
  • определенными «семантическими полями» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).

   «Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия - концерны. Ядро должно быть самым объемным и только смысловым.

   «Семантическое поле», то есть «психологический портрет ребенка», строится па основе анализа результатов парадигматических ассоциат. В ответ на слово-стимул дети выдают ассоциаты по типу:

  • ситуация;
  • словотворчество;
  • антонимии;
  • синонимии;
  • понятийных связей;
  • видовых связей;
  • родовых отношений;
  • тавтологий;
  • звуковых связей;
  • случайных связей;
  • переносного значения;
  • омонимии и т.д.

   Все типы ассоциат делятся на смысловые и несмысловые. К несмысловым ассоциатам относятся случайные и звуковые, а все остальные относятся к смысловым.

   Существование «семантического поля» показывает, что отбор слов в процессе высказывания является для ребенка очень сложным процессом. Это есть ни что иное как «выбор ближайшего значения слова» (А.Р. Лурия).

   Данное теоретическое положение подтверждается и тем фактом что любое слово обладает пучком значений прямых и переносным.

   Например, слово «крыло» может обозначать:

  • крыло птицы;
  • крыло самолета;
  • крыло здания и т.д.

   Таким образом, приведенные теоретические положения подтверждают, что процесс восприятия и называния ребенком следует рассматривать, как сложный процесс выбора «ближайшего значения слова» (А.Р.Лурия).

   Исследования психологов показывают, что слово располагает аппаратом, который создает потенциальную возможность связи одних слов с другими словами.

Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов.

Вероятность вызывания к жизни слова зависит от тех лексических связей, которыми характеризуются слова.

   Исследования лингвистов, психологов А.П. Клименко, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова и др. показывают, что слова имеют разное число потенциальных связей (валентностей).

   В русском языке каждое слово имеет ограниченное количество валентностей. Например:

                 Любить:

-   кого?

-   что?

- кому?

                Продать:

- за сколько?

- когда?

   Существование валентностей и организация «семантических полей» значений слов позволяет «увидеть» те психологические механизмы, которые дают толчок к спонтанному развитию речи. А именно:

  • слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает к жизни множество слов;
  • облегчает поиск слов, более точных по смыслу;
  • учит строить словосочетания;
  • порождает схему целого высказывания;
  • распространяет простое предложение до сложного на основе словосочетаний.

   Таким образом, это условие имеет немаловажное значение и обеспечивает собственно языковое развитие ребенка, способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства.                  Поэтому очень важно, чтобы дети усвоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи с другими словами, особенности употребления в речи.

3. Использование специальных приемов, которые направлены на понимание и подбор детьми слов-антонимов, проведение элементарного этимологического анализа, толкование фразеологизмов - одно из условий развития чутья к родному языку.

  М.М. Алексеева, В.И. Яшина выделяют такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • подбор синонимов к словосочетанию;
  • подбор синонимов к определенной ситуации;

- замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений:

  • составление предложения со словами синонимического ряда;
  • объяснение оттенков значений слов-синонимов;
  • пояснение слова другим словом, близким по значению;
  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду;
  • составление рассказа со словами-синонимами. Приемы работы с антонимами:
  • подбор антонима к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
  • договаривание предложений с антонимами;

-        составление предложений и связных высказываний с заданной
парой антонимов.

   Приемы работы с многозначными словами:

-        объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте;

-        подбор близких по смыслу слов к каждому значению
многозначного слова;

  • подбор антонимов к каждому значению многозначного слова:
  • составление предложений с многозначными словами;
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях - сказках, стихах, рассказах;
  • придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

   В работе с фразеологизмами выделяют такие приемы:

  • подбор синонимов к фразеологизмам;
  • подбор антонимов к фразеологизмам; -толкование пословиц и поговорок;
  • толкование фразеологических оборотов в контексте;

 -раскрытие содержания художественного произведения, используя

пословицы или фразеологические обороты;

-толкование происхождения фразеологизмов[1].

   Еще несколько лет назад никто, кроме К.И. Чуковского, не писал о словообразовательных способностях детей, а в методике развития речи не было раздела «Обучение детей словообразованию». Сейчас теоретически обоснована необходимость формирования у дошкольников способов словообразования, но на практике все детское словообразование рассматривается как материя для исправления грамматических ошибок, а детские этимологические «исследования», «открытия» вызывают лишь улыбку.

   Дети живо интересуются причинами возникновения названий, пытаются сами проникнуть в «тайны слов». Поэтому необходимо создать такие условия и ситуации при общении с детьми, чтобы каждый ребенок имел возможность приблизиться к словоистолкованию, к этимологическому обследованию производных слов.

   Что такое этимология? Раздел языкознания, или лингвистики, занимающийся происхождением слов.

   «Детская» этимология («наивная») - стремление осмыслить непонятное слово, объяснить, почему дано такое название. Эти «открытия» производятся легко, только на основании совпадения звучаний слов.

   «Почему море называется Балтийским?». «Исследователь» быстро находит ответ: «потому что болтается!».

   Иногда смысл слова может быть просто «гениально отгадан ребенком» [7].

   Часто ребенок придумывает для объяснения слова целые легенды, так называемые «рабочие гипотезы», хотя они совершенно не соответствуют истине, но развивают фантазию ребенка.

   Никогда и никто больше, кроме ученых-лингвистов, этимологов, не задумывался так часто над вопросами, связанными с возникновением названий, как дети в возрасте «почемучек».

   Поток детских вопросов этимологического характера связан не только с детским любопытством, тягой к познанию, но и со специфическими особенностями овладения речью.

   Исследователи детской речи Е.И. Негневицкая и A.M. Шахнарович отмечают, что до 3 лет словарь детей стремительно нарастает за счет «разных» слов, а после 3 лет ведущим становится словообразовательный способ.

   Чтобы «изобрести» слово, а изобретается оно неосознанно, необходимо разобраться как же «изготавливаются» слова.

   Усвоив то или иное слово, ребенок начинает использовать его как модель, чертеж для «изготовления» других слов: если бегать - бег, значит, сидеть - сид. Проведение этимологической работы - это способ постижения языка, его лексики, грамматики, его законов; способ, развивающий природную лингвистическую одаренность любого здорового ребенка и помогающий осмыслению законов языка [6].

   Успех работы зависит от заинтересованности и лингвистической подготовленности воспитателя.

   Основной источник речевого развития - общение со взрослым, умеющим организовать содержательную деятельность, по поводу которой возникает потребность в разговоре, возникают вопросы.

   Выбрав подходящую ситуацию, взрослый ненавязчиво предлагает подумать, почему так назвали растение, вещь, действие... Можно ли было назвать как-то иначе и почему?

   Этимологические «исследования» проводятся при рассматривании предметов, игрушек, иллюстраций, картинок; во время наблюдения в природе и уголке природы, при наблюдении за живыми объектами, при чтении и обсуждении художественной литературы, во время знакомства с новыми материалами, новыми людьми.

   Смысл, заложенный в словах, открывается ребенку через познание того, как слово было образовано и почему.

   В литературе предлагаются следующие этапы этимологической работы:

  1. Рассматривание объекта, наблюдение за ним, выявление специфики.
  2.  Соотнесение с производным словом.

     III. Выяснение мотивации названия [3].

   Лучшим средством развития лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи являются языковые игры -дидактические и сюжетно-дидактические.

   Таким образом, нами были выявлены условия развития чутья к родному языку у детей старшего дошкольного возраста, к числу которых мы отнесли: воспитание интереса к лексическому значению слов, работа по разделу «семантическое поле», использование в процессе обучения специальных приемов, направленных на открытие детьми значения синонимов, антонимов, многозначных слов, фразеологизмов и проведения элементарного этимологического анализа слов.

Библиографический список

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М: Академия, 1997.-400 с.
  2. Бабунова. Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Бабунова. - М: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
  3. Любина, Г. Этимологическая работа в детском саду [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1995. - №7. - С. 3-11.

4.        Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2006. - 256 с.

5.        Струнина, Е.М. Семантический аспект в развитии речи старших
дошкольников: развитие речи и речевого общения дошкольников [Текст]
/ Е.М. Струнина. О.С. Ушакова; под ред. О.С. Ушаковой. - М.:
Просвещение, 1995. -95 с.

6.        Хрестоматия по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред,
пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.:
Академия, 1999.-798 с.

7.        Чуковский, К.И. От двух до пяти: книга для родителей [Текст] /
К.И. Чуковский. - М.: Педагогика, 1990. - 400 с.