Игры дедушки Байкала по автоматизации звука "Р"
консультация (логопедия, подготовительная группа) на тему

Хаяси Анна Владимировна

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста  по автоматизации звука "Р". Интересный, занимательный речевой материал позволит Вам успешно и увлекательно закрепить поставленный звук "Р" в речи, посвятить свое  время общению со своим дорогим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dedbaykal.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по теме: Игры дедушки Байкала по автоматизации звука «Р»

учитель-логопед МБДОУ г. Иркутск д\с № 138  Хаяси А.В.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Поэтому для успешной коррекции звука «Р»  предлагаем  некоторые игры и упражнения, основанные на материале о природе Байкала.

Необходимо напомнить, что при устранении недостатков в произношении того или иного звука нужно придерживаться строгой последовательности этапов исправления недостатков звукопроизношения:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки) .

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

В домашних условиях вместе с ребенком предлагаем поиграть в звуковые игры.

Игры на подготовительном этапе

Давай вспомним, где находиться язычок при произношении звука »Р», как расположены губы, работает ли голосовой моторчик. Заучи, как правильно нужно произносить звук Р.

Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии.

Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит.

Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.

Представь, что мы на берегу Байкала. Закружил ветер Сарма, поднял волны и забились они о берег каменистый. Послушай как: РРРР – громко, рррр-тихо.

Игры по автоматизации звуков в слогах: Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Поэтому, для повышения интереса к проговариванию рекомендуем использовать подручный материал дома. Соберите вместе с ребенком «Волшебную байкальскую сокровищницу», где будут макароны, пуговицы, орешки, шишки, камешки.

«Чистоговорки»         

            «Река Ангара»        

  • ра-ра  речка Ангара
  • ры-ры-ры – ры  я сижу у Ангары
  • ру-ру нарисую Ангару
  • рой-рой-рой Рома восторжен (гордиться) Ангарой
  • ре-ре-ре-ре заря встает (встает, поднимается)  на Ангаре
  • ре-ре-ре говорю об Ангаре

      «Нерпа»

  • рпа-рпа – байкальская нерпа
  • рпы-рпы-рпы- рпы - на льду нет нерпы
  • рпу-рпу-рпу –берегу я нерпу
  • рпы-рпы-рпы -восхищен трюком нерпы
  • рпой-рпой – очарован  нерпой
  • рпе-рпе-рпе – дам корм нерпе
  • рпе-рпе-рпе – мечтаю я о нерпе

«Сарма»

  • рма-рма-рма ветер Сарма
  • рмы-рмы-рмы – на побережье нет Сармы
  • рме=рме-рме – я не рад Сарме
  • рмы-рмы-рмы (что делаю?) прячусь, убегаю от Сармы
  • рме-рме-рме расскажу всем о Сарме

Автоматизация звуков на уровне слов

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

Каких жвотных и птиц тайги ты знаешь в названии которых слышится звук «Р»? (кабарга, нерпа, выдра, глухарь, кедровка, рысь). Давай поиграем, я буду называть тебе животных, птиц тайги, а ты повтори только слова со звуком »Р»: белка, куница, соболь, нерпа и т.д.).

А теперь приготовься хлопать. Если звук «Р» находится в начале слова – хлопни один раз, если  - в середине – два раза, а в конце – три раза. Используем те же слова. Для повышения интереса предлагаем закрашивать окошечки  в поезде (в начале слова – первое окошечко и т.д.).

Давай поделим слово на части. Маленькая часть слова называется слог. Выбери свой вариант деления слова на слоги: отхлопай, отстучи, прошагай, проиграй на музыкальном инструменте, определи по подбородку).

Автоматизация поставленных звуков в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызывает затруднение, то проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков.

 В игре «Подбери и назови» мы вместе с ребенком подбираем прилагательные, глаголы, наречия. Выкладываем фишки, или зарисовываем с помощью знаков мнемотехники.

Давай возьмем желтые фишки. На каждый слог и слово отложи фишку. Сколько фишек отложил (а)? Сколько слогов и слов произнес (ла)? Чем больше фишек, тем красивее речь.

Подбери слово-признак ( красивая, хрустальная, широкая, быстрая, величавая)

Ра-ра-ра – (какая?) ______________ Ангара

Какое слово лишнее? Почему? (величавая) В этом слове нет звука Р.

Подбери слово-действие (рисую, пою, бегаю, танцую, смеюсь)

Ры-ры-ры я (что делаю?) ________________  у Ангары.

Подбери  слово-наречие (быстро, медленно)

Ре-ре-ре-ре-ре   (как?) ______________  встает заря  на Ангаре.

 Теперь можно из слов сочинить самостоятельно чистоговорки или составить предложения об изученных объектах. Для этого вам понадобиться конструктор предложений. В «Волшебную байкальскую сокровищницу» добавляем : конверт с полосками и знаками препинания из бумаги или  ленолиума или  (  тетрадь и карандаш,  ниточки, ленотки или веревочки, веточки, травинки и т. д.).

Вспоминаем правило обозначения слов и предложений. Какой полоской обозначаем предложение? (длинной) а слово? (короткой) Что ставим в конце предложения? (точку, вопрос или восклицательный знак).Выбери то, чем ты хочешь создать предложение из слов. Варианты предложений:

Рома рисует. Рома рисует Ангару. Рома аккуратно рисует Ангару. Рома аккуратно рисует красивую Ангару.

Выдра плывет. Коричневая выдра плывет. Коричневая выдра быстро плывет . Коричневая выдра быстро плывет под водой.

Глухарь токует. Красивый глухарь токует .Красивый глухарь токует под кедром. Красивый глухарь токует под могучим кедром громко.

Сарма дует. Порывистая Сарма дует. Порывистая Сарма сильно дует. Порывистая Сарма сильно дует на Байкале.

Кедровка щелкает. Кедровка щелкает орехи. Бурая кедровка щелкает орехи. Бурая кедровка щелкает кедровые орешки. Бурая кедровка ловко щелкает кедровые орешки.

Интересно детям участвовать в конкурсах скороговорок «Ну-ка, переговори меня»:

Кедровка в клюве орешки несла.

У  кабарги тонкие ножки да тонкие рожки.

Летит с порывом ветер Сарма.

Крупный глухарь громко токовал.

Выдра ныряет, рачков собирает

Нерпа нырнула, ластой махнула.

Для определения очередности в игре самым честным и справедливым всегда являлось посчитать  игровов перед игрой. Это прекрасный способ  реализовать и автоматизировать звук «Р» в предложении.

Нерпа, дедушка Нерпаня плыл в серебряном кафтане.

В глубину нырнул, смотри! Выходи из круга, ты!

Норка, норочка зверек - глазки словно уголек.

Влево, вправо посмотри, а голить то будешь, ты!

1,2,3,4,5 будем мы зверей считать:волк, волчица и волченок,

Выдра, шустренький выдренок. Ну, а это выпь. И тебе голить!

Вот глухарь сидит в одну сторону глядит.

Как он песню пропоет, тот водит сейчас пойдет.

На Байкале есть Сарма, очень сильная она.

Из ущелья вылетает тебя голей назначает.

Шишки с елочки упали, их кедровки побросали.

А кто шишечку найдет, тот голить сейчас пойдет!

Кабарга, кабарга, покажи свои рога! А кто первый увидал, тот играть   побежал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводная игра "Дедушка и капуста" для детей старшего возраста.

Весёлая и заводная хороводная игра для детей старшего возраста....

Интеллектуальная игра КВН «Байкал-живая лаборатория». Старший дошкольный возраст

Цель: Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; дать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной)...

Интерактивная игра "У Байкала мы живем" старший дошкольный возраст

Дети рассматривая иллюстрации, отгадывая загадки, закрепляют имеющиеся представления о традициях народов Бурятии.  При правильном ответе при нажимании на иконки, звучат фанфары, при неправильном ...

У дедушки в мешке (автоматизация звука ш)

Игры с фонариком на автоматизацию звука ш...

Конспект игры «Дедушка водяной» в подготовительной группе

Конспект игры «Дедушка водяной» в подготовительной группе...