КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Зимина Инна Александровна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С 

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

по теме: "Осень"

Учитель-логопед:    Зимина Инна Александровна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема: «Осень».

Программные задачи:

Активизация словаря по лексической теме: «Осень».

Уточнение и закрепление знаний об осенних изменениях в природе.

Закрепление падежных окончаний.

Образование прилагательных от существительных.

Подбор определений к именам существительным.

Образование множественного числа существительных в Родительном падеже. Практическое употребление в речи уменьшительно-ласкательных существительных.

Согласование существительного с глаголом в единственном и множественном числе.

Формирование фразовой речи.

Составление предложений по опорным картинкам.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие внимания, мышления, памяти, воображения и других психических процессов.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные и сюжетные картинки  по лексической теме: «Осень».

Раздаточный материал (картинки на каждого ребёнка).

Мяч, кленовый лист, картинка для составления предложений.

Компьютер для презентации, магнитофон для прослушивания музыкальных композиций.

Методы и приёмы:

Показ иллюстраций, использование ТСО (компьютера, магнитофона), использование художественного слова (загадка, стихотворение), физкультминутка, вопросы, использование сюрпризных моментов (мяч, кленовый лист), поощрение.

                                                       Ход занятия:

  1. Орг. Момент.

Загадка.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льётся.

Это время года… (осенью)  зовётся.

- Какое сейчас время года?   (Осень).  

(Презентация иллюстраций об осени с использованием музыкального  отрывка из  произведений П. И. Чайковского цикл «Времена года» - «Октябрь»).

  1. Закрепление падежных окончаний.

И. п. -    Мы ждали … - Что? – (Осень).

Р. п.  -    Мы рады … - Чему? – (Осени).

Д. п.  -   Мы одеваемся тепло … - Когда? – (Осенью).

Т. п.  -   Мы поём песни … - О чём? – (Об осени).

П. п.  -   Мы любим …   -  Что? – (Осень).

  1. Уточнение знаний об осенней природе.

     (Формирование фразовой речи).

                          Д/и «Что бывает осенью?» (с кленовым листом).

Осенью бывает листопад.

Осенью часто идут холодные дожди.

Осенью бывает туман.

Осенью солнце реже светит и почти не греет.

Осенью люди собирают урожай.

Осенью опадают листья.

Осенью листья вянут и желтеют.

Осенью на небе много туч.

Осенью перелётные птицы улетают на юг.

Осенью вянет и желтеет трава.

Осенью день становится короче, а ночь длиннее.

Осенью прячутся насекомые.

Осенью животные меняют летние шубки на зимние.

Осенью некоторые животные впадают в зимнюю спячку.

Осенью белка и другие животные и птицы делают запасы грибов, ягод, шишек, желудей.

  1. Образование прилагательных от существительных.

                   

                               Д/и «Какой? Какая?»

- День, когда идёт дождь – Какой? – (Дождливый).

- День, когда дует ветер – Какой? – (Ветреный).

- Дождь, который идёт осенью? – Какой? – (Осенний).

- Погода, когда часто идут дожди – Какая? – (Дождливая).

- Погода, когда дуют сильные ветры? – Какая? – (Ветреная).

- Погода, которая бывает осенью – Какая? – (Осенняя).

  1. Физкультминутка «Деревцо» (с музыкальным сопровождением).

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

  1. Подбор слов-определений к именам существительным.

                            Упражнение с мячом «Какая осень?»

ОСЕНЬ – (какая?) – Золотая, ранняя, ясная, солнечная, тёплая, прохладная, пасмурная, безветренная, ветреная, поздняя, дождливая, хмурая, туманная, холодная, красивая, чудесная, великолепная, восхитительная, прозрачная.

  1. Образование множественного числа существительных в Родительном падеже (Много чего?).

Туча – много туч                                        Шишка – много шишек

Лужа – много луж                                      Капля – много капель

Гриб – много грибов                                  Птица – много птиц

Цветок – много цветов                               Лист – много листьев

Дерево – много деревьев                           Куст – много кустов

Ветка – много веток                                   Орех – много орехов

  1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

                               

                                          Д/и «Скажи ласково».

Туча – тучка                        солнце – солнышко          капля - капелька

Гриб – грибок                      дерево – деревцо              куст - кустик

Орех – орешек                     птица – птичка                  цветок - цветочек

Ветка – веточка                   лист – листочек                лужа - лужица

шишка – шишечка              трава – травка                   облако – облачко

  1. Образование множественного числа существительных и согласование существительного с глаголом.

             

                                 Д/и «Закончи предложение».

Лист желтеет – Листья … желтеют.

Лист падает – Листья … падают.

Лист вянет – Листья … вянут.

Лист летит – Листья … летят.

Лист вьётся – Листья … вьются.

Лист растёт – Листья … растут.

Лист висит – Листья … висят.

Лист лежит – Листья … лежат.   (И наоборот).

  1. Составление предложений по опорным картинкам.

Набежала         (Туча).

Скрылось за тучами       (Солнце).

Подул       (Ветер).

Потемнел        (Лес).

Полил         (Дождь).

Загремел гром, и сверкнула        (Молния).    

  1. Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии?     (Об осени).

Чтение стихотворения об  осени детьми (под музыкальное сопровождение).

Осень – грустная пора,

Дождь с собою принесла.

Всё вокруг печально очень,

Ведь пришла на землю осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная группа, второй период обучения).

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий(подготовительная группа, второй период обучения)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: «Деревья»...