Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии по теме

Иванова Ольга Валерьевна

Онтогенез речевого развития, диагностика ОНР, 3 уровня ОНР,коррекция, речевой материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_onr.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление общего недоразвития речи

у детей дошкольного возраста

(методические рекомендации для родителей, педагогов)

Часть 1.

            Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

            С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они ещё далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

А.Н.Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей.

            1 этап – подготовительный (с 0 до года). Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос: поворачивает голову в сторону говорящего. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: ласковую – оживляется, резкую - плачет. Около 2-3 месяцев появляется гуление, с 6 месяцев – лепет. Ребёнок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцев появляются реакции на слова, уже независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

           2 этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребёнка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребёнка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства, Например, слово каша может означать разные моменты: вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми. Собственная речь ребенка сопровождается жестами, мимикой. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни происходит значительное накопление словаря. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1г.6 мес. –10-15 слов; к концу 2-го года – 200-300 слов, к 3 г. – около 1000 слов. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом – примитивными фразами. В 2г.3 мес. по определению А.Н. Гвоздева происходит дальнейший рост простого предложения (до 5-8 слов), появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами. До 3 лет появляются сложноподчиненные предложения. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

            3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения, озвончения. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

         В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трёх лет происходит значительное усложнение содержание речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложения.

        Дети 4-го г. жизни пользуются простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»).

        Дети 5 г. жизни относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой – то  умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил в небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети начинают овладевать одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. Заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная) речь. Контекстная речь проявляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из личного опыта.

         4 этап – школьный (от 7-17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

         Оценивать состояние речевых и языковых навыков приходится по разным причинам и в разные периоды жизни ребенка. При любых проявлениях речевого недоразвития малыша родители должны обратиться к специалистам, чтобы установить причину нарушений, определить уровень речевого развития ребёнка в соответствии с возрастными нормами, выявить вторичные нарушения в формировании личности ребенка, обозначить сроки начала коррекционной работы, ее формы и содержание. С этими проблемами необходимо обратиться к неврологу, учителю-логопеду, при необходимости - детскому психиатру. Важным моментом будет обследование ребенка врачом – отоларингологом, а при необходимости – сурдологом, для того чтобы выявить, есть ли снижение слуха. Услугами данных специалистов можно воспользоваться в условиях детских поликлиник, образовательных центров, сурдологопедического отделения ТОКБ (Центр слуха и речи). Чаще всего речевые нарушения у детей дошкольного возраста выявляются при углубленном осмотре педиатром, неврологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом, а также педагогическом обследовании учителем-логопедом в условиях детского сада, поликлиники. С жалобами на нарушение речи обращаются непосредственно сами родители, чаще констатируют, что ребенка плохо понимают окружающие, что у него нарушено произношение звуков и т.д. Данная позиция родителей специалистами приветствуется, так как ранее выявление и преодоление речевой патологии является одним из условий нормального развития ребенка.

         Речевые нарушения многообразны, классификация достаточно сложна. Большую группу составляет общее недоразвитие речи. Дети с ОНР имеют возможность получать логопедическую помощь в условиях специального (коррекционного) детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических группах детских садов, логопедических кабинетах при поликлиниках, образовательных центрах. В ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедические группы принимаются дети после обследования на психолого - медико-педагогической комиссии. В зависимости от уровня речевого развития помощь может оказываться с 3 – 5 летнего возраста.

 

         Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. 

       Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформулировано проф. Р.Е. Левиной. Речевая недостаточность может варьироваться от полного отсутствия у детей общеупотребительной речи до наличия развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

      Первый уровень речевого развития характеризуется крайней ограниченностью речевых средств общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действия заменяются названиями предметов (открывать –«древ» (дверь), и наоборот –названия предметов заменяются названиями действий (кровать –«пат)».Пассивный словарь шире активного. Отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание грамматических изменений слова. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределённостью.

         Второй уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи.  

Дети используют в общении простые по конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом преимущественно пассивным. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. В то же время, анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из 2 –3, редко 4 слов. Лексический запас резко отстаёт от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), назывании животных, различных профессий, предметов мебели и т. д.

Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы, размера предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, «суп льёт» вместо «наливает».        

      Навыками словообразования они практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:

неправильное использование падежных форм («едет машину»– вместо «на машине»); отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными (пять белка); выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже (книга лежит стол), возможна и замена предлогов.

       Звукопроизношение отстаёт от возрастной нормы. У детей нарушено произношение согласных: шипящих, соноров, свистящих, твёрдых и мягких, звонких и глухих. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение количества слогов: памидка, перестановка и добавление слогов: теленёнок).

При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных (морашки – ромашки, кубика – клубника, каф – шкаф).

       Более высокий, третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития речи. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.

       Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. При этом характерным является следующее:

недифференцированное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причём один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук сь мягкий, сам ещё недостаточно чётко произносимый, заменяет следующие звуки: с (сяпоги), (сяпля), ш (сюба), ч (сяйник), щ (сётка вместо щётка);

замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров (дюта – рука, палоход – пароход), свистящих и шипящих (тотна – сосна, дук – жук);

смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и предложениях – взаимозаменяет их; у детей отмечается нечёткое произношение звука ы (среднее между ы –и ), недостаточное озвончение согласных б,д,г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к–г–х–т–д–дь–й, которые у дошкольников с нормальным развитием речи формируются достаточно рано.

        Фонематическое недоразвитие описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков.

На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это отчётливо проявляется при изучении предметного и, глагольного словаря и словаря признаков. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточка, обложка, страница). Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьёт, широкий – большой, вырезает – рвёт). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в кастюдю сюп вместо наливает, чешет нос вместо точит нож. Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как переливать, подпрыгивать. Они не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой), плохо различают и форму предметов (круглый, овальный, квадратный, треугольный).В словаре детей мало обобщающих понятий , в основном это игрушки , посуда , одежда , цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой – маленький, которые заменяют слова : длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

        Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы русского языка. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов некоторых прилагательных: вместо маленький – помалюскин стул; деревко; ведречко.

       В картине формирования грамматического строя речи выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже. (Я иглаю синей мятей – Я играю синим мячом. У меня нет синей мяти – У меня нет синего мяча), ошибки в согласовании числительного с существительными (два рути – две руки, пять руках – пять рук). Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание (Паток лезит тумке – Платок лежит в сумке).

          Отмеченные недостатки с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целой серии картин, составление рассказа – описания). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Например:

Коська вовит мыску. Кот аез ботинок, сто моську помать. Он помотел, её там неть, убезял, а от здесь вот . Кофка помотела, а там мыфка. Мыфка тапок побезял, потому за ней кот бегает. Он хоцет её валить и куфать. Кофи молоко любят и мыфки любят. Кот пивиляет (проверяет) мыфку. Мыфка от папотька к дырочке безяла, а котик мотит.

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья,

10«теряют» действующих лиц. Рассказ – описание мало доступен детям: они ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребёнок перечисляет: У ней колёсы есть, кабина, матоль, люль, кудов.

При выявлении речевого недоразвития необходимо правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста, которое начинается со всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов. Родители взаимодействуют с учителем-логопедом, начиная с первого этапа и продолжая принимать активное участие на протяжении всей коррекционной работы.

Выделяют несколько этапов обследования ребёнка:

1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, изучение документации, беседа с ребёнком. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект. Данная работа проводится на первичном приеме у логопеда.

2. Этап дифференциальной диагностики, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.

3. Тщательное обследование компонентов языковой системы, в итоге которой обосновывается логопедическое заключение.

4. Заключительный, уточняющий этап, включает в себя динамическое наблюдение за ребёнком.

На этапе обследования компонентов языковой системы используются специальные педагогические методики, которые позволяют более точно выявить уровень речевого развития у детей.

Обследование связной речи.

       На четвёртом году жизни дети овладевают простым распространённым предложением. Довольно рано, примерно к 3 – 4 годам, они начинают употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

       На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В этом возрасте они задают много вопросов взрослым (дети – «почемучки»), пытаются объяснить свои действия (Насыпал корм потому, что птицы хотят есть. Вова там, где воспитательница.)

      После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза.

      После 5 лет дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа («Так не бывает»).

      После 6 лет они могу придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребёнок может составить рассказ о чём – то другом, который, как правило, получается логичным, развёрнутым.

При выявлении речевого недоразвития важно обратить внимание на спонтанные высказывания детей, так как при этом раскрываются особенности речи, которые в искусственных условиях не проявляются.

При обследовании связной речи выясняется, как ребёнок может составить рассказ по картинке или серии картинок, пересказ, рассказ-описание, рассказ по представлению. Родители могут предложить следующие задания:

Составление рассказа по картинке.

Для данного вида работы подбираются картинки из 2, 3, 4 картинок. Предварительно взрослый раскладывает картинки и на примере одной серии объясняет, почему они расположены в такой последовательности. После этого ребёнку предлагается разложить другие картинки, рассмотреть их, ответить на вопросы по их содержанию. Далее дети самостоятельно рассказывают о том, что изображено на этих картинках.

Пересказ.

Предлагая детям пересказать текст, взрослый выявляет, насколько внимательно ребёнок умеет слушать, правильно ли понимает содержание, запоминает последовательность изложения. Подбирая тексты для пересказа, надо следить, чтобы их содержание было простым и понятным, имело чётко выраженную структуру.

Составление рассказа – описания игрушки или предмета.

Взрослый отбирает красочную игрушку (девочкам – красивую куклу, мальчикам - большую машину – самосвал) и показывает ее ребенку, предлагая внимательно рассмотреть игрушку (потрогать), а затем рассказать о ней. При этом даётся простой план такого типа, как: расскажи об этой кукле (как её зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у неё на голове и т.д.). Если у ребёнка возникают затруднения и он не может сразу ответить, взрослый повторяет ещё раз вопросы или даёт свой образец рассказа.

Обследование лексического запаса (словаря).

        При обследовании лексического запаса необходимо ориентироваться на примерный перечень тех слов, которые в норме дети обычно понимают и употребляют в речи. Выделенный словарный минимум может быть определён с учётом программных требований массового детского сада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

В процессе обследования выясняется объём предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Сюда входят: существительные, объединяющие как видовые так и родовые понятия; слова, обозначающие предметы и их части; домашних и диких животных; профессии людей; глаголы, обозначающие действие предметов, чувства, эмоции, различные явления; прилагательные, обозначающие разные качества, величину предметов (широкий, высокий, низкий, узкий и т. д.), цвет (основной и добавочный), форму (квадратный, круглый, овальный), соотнесённость с продуктами питания (молочный, лимонный), материал из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный), сезонность (летний, зимний) и др.

         При обследовании словаря необходимо варьировать задания, соблюдая постепенное нарастание сложности. В процессе работы используются следующие задания:

нахождение (показ) ребёнком предметов и действий, названных взрослым (покажи, кто шьёт, а кто вышивает и т.д.);

выполнение действий, предложенных логопедом (нарисуй круг, раскрась красным карандашом);

самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Чем мальчик рисует дом? Какой получился дом?);

самостоятельное называние детьми видовых понятий, объединённых одной лексической темой (например, назови чайную посуду);

объединение предметов в обобщающую группу (скажи, как можно одним словом назвать и лодку, и машину, и самолёт?).

         При обследовании словаря важно выявить, умеет ли ребёнок образовывать новые слова суффиксально – префиксальным способом. Следует проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (например, глаголов: шьёт, зашивает, вышивает), образование притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов. Особое внимание следует обратить внимание на образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесённости с продуктами питания (грибной суп, рисовая молочная каша), с материалами из которых сделан предмет (деревянный дом), с растениями (сосновый бор).

Обследование грамматического строя речи детей.

         При нормальном развитии речи детей к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, встречаемые у детей, касаются редко употребляемыми существительными в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колёсов, деревов). Важным показателем правильной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К трём – четырём годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи предлоги ( в,у,на,под,с,из,к,за,до,после ), свободно пользуются ими в своих высказываниях. К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными, с числительными.

       Наблюдение за грамматическим строем речи осуществляется как в спонтанной речевой деятельности ребёнка, так и в специальных заданиях:

употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (стол – столы, кот – коты, глаз – глаза);

употребление имен существительных в косвенных падежах:

- Что у мальчика есть? Мяч.

- Чего нет у мальчика? Мяча.

- Кому мальчик даёт мяч? Девочке.

- Что ты видишь на картинке? Машину.

- Чем рисует девочка? Карандашом.

- О ком думает кошка? О мышке.

согласование прилагательных с существительными ед. числа (назвать по картинкам: желтая кофта, жёлтый шар, жёлтое ведро);

употребление предложно – падежных конструкций:

- Где стоит ваза? На столе.

- Где летает бабочка? Над цветком.

- Где спряталась мышка? Под грибком.

- Где сидит снегирь? На дереве.

- Где стоит коза? За забором.

- Где растёт ёлка? Около дома.

- Где спит собака? Под крыльцом.

- Откуда вылезает собака? Из – под крыльца.

употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинке: два мяча, пять мячей, две розы, пять роз).

Обследование звукопроизношения.

        В возрасте 3-4 лет ребёнок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с,з,ш,ж произносятся недостаточно четко , пропускаются , заменяются звуками т,д,ф,в; ч,щ заменяются на т,ть,ц,сь; звуки р,л могут пропускаться или заменяться на ль , йот , в, уа.

         В 4 года исчезает смягчённое произношение звуков, замены на звуки т-д. Правильно произносятся свистящие звуки. Шипящие могут произноситься недостаточно чётко.

         В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твёрдые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (ч,ц). Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки л,ль,р,рь.

        В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

       Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые могут искажаться, заменяться, смешиваться:

а) гласные звуки;

б) согласные: свистящие (с - санки, усы, нос; сь –сети, семь апельсин, гусь; з - завод, коза; зь - зима, газета; ц- цветы, солнце, палец); шипящие (ш -шапка, машина, душ; ж - жук, ежи, щ - щетка, ящик, плащ; ч-чайник, качели, ключ); соноры (л -лодка, пила, стол; ль - лев, телефон, пальто; р - радуга, корова, топор; рь - репа, фонари, дверь),звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

По каждой группе звуков дети должны произнести данный звук сначала изолированно, затем в слогах, словах. Слова и предложения с этим звуком воспроизводятся как отражённо, так и по картинкам (самостоятельно).

         Для выявления развития фонематического слуха детям предлагается запоминание и воспроизведение слогового ряда, повторение сочетаний из 2-3-4 слогов, произносимых в определённой последовательности. Сюда входят слоги, состоящие только из правильно произносимых звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (бапаба, дадата).

Ряд слов, близких по звуковому составу, может быть таким:

бок – бак – бык;

кот – ток – тук;

       При обследовании звукового анализа предлагается детям определить гласный под ударением в начале слова (аист, утка, Оля), согласный в конце слова с утрированным произнесением (мак, кот).

       При обследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении этих слов предлагается как отражённое, так и самостоятельное называние картинок (предметных, сюжетных). Например: воспитательница, фотограф, экскурсовод. Экскурсовод проводит экскурсию.

Анализируя ошибки, взрослый отмечает то, что наиболее характерно для данного ребёнка: пропуски слогов, их перестановку, сокращение стечения согласных и т.д.

     При обследовании подвижности языка, губ взрослый отмечает быстроту, точность выполнения движений, переключаемости с одного артикуляционного положения на другое и степень саливации. Можно предложить ребенку положить язычок на нижнюю губу, поднять к носу, «поцокать» язычком, улыбнуться, вытянуть губы «Хоботком» и т.д.

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированного дошкольного учреждения, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома, на даче и т.д.).

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определёнными знаниями и умениями, некоторыми приёмами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Часть 2.

          Взаимодействие логопеда и родителей по устранению общего недоразвития детей предусматривает систематическую, целенаправленную, достаточно продолжительную работу.

        На этапе обследования логопед собирает информацию о причинах речевого нарушения, особенностях формирования речевой функции ребёнка, условиях воспитания в семье, уточняет: получал ли ребёнок логопедическую помощь ранее, проходил ли лечение у невролога, отоларинголога и других специалистов, круг интересов ребёнка. После обследования ребёнка логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта.

       Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают всей тяжести нарушения, отмечая, как правило, только неправильное звукопроизношение, причём в большинстве случаев лишь звуков ш, ж, р, редко кто отмечает недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи, нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов. Поэтому логопед тщательно знакомит родителей с результатами обследования, с системой коррекционной помощи детям с речевой патологией в условиях данного города, района, возможности получить услугу в условиях поликлиники, образовательного учреждения, социальных коррекционных центров, при необходимости о прохождении обследования на ПМПК. Родители получают информацию об организации логопедической помощи, а также необходимости ежедневных занятий с ребёнком дома.

      Далее организуется коррекционная работа с ребёнком. Проводятся все виды работы по коррекции: фронтальные, индивидуальные занятия, консультации, родительские собрания, коррекционно-консультативные занятия и т.д. Родители могут посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения, видеть, оценивать речь собственного ребёнка. Принцип открытости всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребёнка.

      Одной из форм взаимодействия являются родительские собрания и консультации, на которых логопед даёт рекомендации по выполнению заданий, подчёркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций в домашних условиях.

      Для удобства организации работы логопеды часто используют определённые карточки с заданиями, в которых сконцентрирован материал по определённой теме. Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала детьми, помогает родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта.

      На заключительном этапе логопед констатирует результаты коррекционной работы, отмечает особенности развития речи: в соответствии с возрастом, значительные улучшения, без улучшений. При необходимости даёт рекомендации по дальнейшей коррекционной работе.

      Работа в домашних условиях предусматривает коррекцию всех структурных компонентов языка: звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, у детей школьного возраста – коррекцию письменной речи.

      Однако, в первую очередь, родители обращаются к логопеду с проблемой коррекции звукопроизношения.

      В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а родители не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут. Чаще вызывают затруднения звуки (р,рь,л,ль). Неправильное произношение доставляет ребёнку неприятности в детском саду и в школе. Дети начинают стесняться общаться с детьми и взрослыми, становятся менее активными, получают неудовлетворительные оценки по русскому языку. Взрослым следует позаботиться об исправлении дефектов речи до наступления школьного возраста.

      Дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе. Они колеблются от нескольких месяцев до 2-3 лет и более. Занятия с ребёнком рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю. На начальном этапе работы рекомендуется проводить ежедневно по 5 минут артикуляционную гимнастику. Упражнения нужно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и своё лицо. Подобранные логопедом упражнения рекомендуется выполнять сначала медленно, со временем переходя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется по 6-8 раз по 5-10 секунд. Для наглядности вначале необходимо делать их вместе с ребенком, старательно все объясняя и показывая. В том случае, если все-таки какое-то движение никак не получается, следует оказать помощь. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для произношения звука ш) можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) – палец ребенка (разумеется- чистый). Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движений, плавностью, достаточным объёмом движений, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движений на другое, наличием лишних движений. В начале работы может быть напряжённость движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.

                                           Упражнения для языка

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

« Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Вкусное варенье». Рот приоткрыть. Облизать широким языком верхнюю губу.

Каждое упражнение выполняют 6-8 раз.

Упражнения для губ.

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

Обучение правильному произношению звука называется постановкой звука. До тех пор, пока ребёнок не научится правильно произносить звук, не следует переходить к этапу автоматизации звук в слогах, словах, предложениях.

Положение органов речи при произношении звуков С, СЬ, З, Зь, Ц

        При произнесении звука с: Губы: слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Зубы: сближены до расстояния в 1-2 мм. Язык: кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Голосовые связки: разомкнуты и не производят голос.

При артикуляции з и зь добавляется голос и напор воздушной струйки ослабевает.

При произнесении звука ц: Губы: нейтральны и принимают положение следующего гласного Зубы: расстояние между зубами 1-2 мм. Язык: характерна сложная артикуляция. Он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит кратко. Голосовые связки: разомкнуты, звук глухой.

       Речевой материал по автоматизации звука с.

1.Проговарить слоги, затем слова:

са-са-са со-со-о су-су-су сы-сы-сы

сад, сани, оса, коса, сын, сыпать, усы, носы, сумка,посуда, сок, сом, соня, носок, кусок, песок.

2.Игра «Закончи слово»:

-со слогом «са»: о-са, ко-са, ли-са;

-со слогом сы: у-сы, ве-сы, бу-сы, но-сы, ко-сы;

3.Выучить:

Са-са-са – вот летит оса.

Сы-сы-сы – у осы усы.

Су-су-су – видели осу?

Са-са-са – где оса?

Сы-сы-сы – нет осы.

Положение органов речи

при произношении звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

         При произнесении звука ш : Губы: вытянуты вперёд, округлены. Зубы: расстояние между зубами 4-5 мм. Язык: кончик языка поднят по направлению к альвеолам, но не соприкасается с ними, образуя щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струйка: теплая.

        Речевой материал по автоматизации звука ш.

1.Проговорить слоги, затем слова:

ша-ша-ша шо-шо-шо шу-шу-шу ши-ши-ши

шапка, шуба, шум, шина;

2.Игра «Закончи слово»:

-со слогом «ша»: на-ша, ва-ша, Да-ша, Ма-ша, ка-ша;

-со слогом ши: на-ши, ва-ши, мы-ши, у-ши, камы-ши;

3.Проговорить:

«Шапка да шубка,

Вот он наш Мишутка».

При образовании звонкого ж та же артикуляция, что и при ш, она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых связок, производящих голос.

При произнесении звука щ: Губы: вытянуты вперёд, округлены. Зубы: расстояние между зубами 4 мм. Язык: кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Воздушная струйка: теплая, длинная

При произнесении звука ч: Губы: вытянуты вперёд, округлены.

Зубы: расстояние между зубами 1-2 мм. Язык: кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка

прижата к верхним резцам и альвеолам, звук начинается со смычного элемента (как при звуке ть), весь язык несколько продвигается вперед и заканчивается щелевым элементом (как при щ).

Положение органов речи при произношении звуков Л, Ль.

 

        Губы: раскрыты, принимают положение последующего гласного.

Зубы: незначительно разомкнуты. Язык: узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твёрдого неба (альвеолами), средняя часть спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Воздушная струйка: воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струйку. Голос: голосовые связки колеблются, производя голос.

      Речевой материал по автоматизации звука л.

После этапа постановки звука необходимо закреплять произношение звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, используя следующие задания:

1.Произнести несколько раз слоги со звуком л:

лы-лы-лы ла-ла-ла лы-ла-лы-ла ла-лы-ло-лу лу-ла-лы-ло-ло-ло

2.Произнести слова: лапа, лампа, лоб, лом, лось, лодка, ложка, обложка, локоть, блокнот, лошадь, мыло, шило, сало, болото, пилот, слог, глобус, холодный, голодный, поломка, столы, малыш, улыбка, лыжник, луна, лужок, лужайка, голубь, жёлтый, алый, белый, смелый, пчёлы, пеналы, вокзалы, каникулы, лыжи, висел, успел, хотел, вышел.

3.Выучить:

Ла-ла-ла-Мила в лодочке плыла.

Ло-ло-ло-сбежало молоко.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы!

А ты?

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло.

4.Игра «Поймай звук л» (хлопнуть в ладоши) в ряде звуков, в слогах, в словах:

П,б,д,л,с,ш,к,г,л,щ,с,л,с,м,ш,с.

Са,та,па,ба,ша,ла,то,ко,мо,со,ло,сы,ты,мы,.

Дом, кот, мак, лак, сад, оса, лампа, шуба, нос, лошадь, кошка, свинья, стол.

6.Назови первый звук в слове: аист (а), окна (о), Оля (о), утка (у), лампа (л).

Положение органов речи при произношении звуков Р, Рь.

Губы: разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Зубы: разомкнуты, расстояние между зубами 4-5 мм. Язык: кончик языка поднимается к основанию верхних зубов, он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голос: голосовые связки колеблются, производя голос.

Речевой материал по автоматизации звука Р.

        1.Проговорить:

Тррра-тра тррру-тру трррры-тры тррро-тро трррэ-трэ

Тра-тра-тра тру-тру-тру тры-тры-тры тро-тро-тро трэ-трэ-трэ

тра-тро тра-тру тры-тра тро-тру тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро

Атр-атр-атр ытр-ытр-ытр ятр-ятр-ятр

отр-отр-отр итр-итр-итр ютр-ютр-ютр

Травы, трап, трасса, травка, трос, тройка, трогать, тропики, труд, трубка, трудный.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, тропа, Трофим.

2.Отражённое проговаривание слогов:

ра-ар ар-ра ро-ор ор-ро

ры-ыр ыр-ры ру-ур ур-ру

3.Проговорить (материал дается частями): пар, дар, жар, шар, вар, бар, базар, комар, Макар, товар, хор, бор, сор, горка, норка, корка, шофёр, монитор, костёр, мир, пир, тир, жир, повар, сахар, марка, арбуз, вечер, катер, мастер, ветер.

Рак, рама, ракета, роза, роща, розовый, ручка, руки, рубить.

Брат, браво, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, граница, графин, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, направо, цифра, хранить, брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, грозы, громко, кровь, крот, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, срок, фронт, брусника, груз, груша, группа, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутики, пружина, срубить, фрукты, брызги, грызуны, краса, крыша, крышка, закрыть, прыгать, прыжок.

4.Игра «Чудесный мешочек»

Узнавание предметов на ощупь.

«У меня в руке круг» (карандаш, рыбка, пружинка и т.д.)

5.Выучить:

Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом.

Серый, ушастый, морковку грызёт, да не в лесу живёт (кролик).

Чёрный, проворный, кричит крак, червякам враг (грач).

6. Отработка стихов для домашнего заучивания:

«Жили-были раки,

Раки-забияки.

Жили раки шумно,

Затевали драки»

«Парта-это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно»

«В небе гром, гроза,

Закрывай глаза!

Дождь прошёл,

Трава блестит,

В небе радуга стоит»

8. Отражённое проговаривание, пересказ ребёнком рассказа Л.Н.Толстого «Ворона и рак»

«Поймала ворона рака, сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит ему, как заставить ворону рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать! Добрые были птицы!». Ворона отвечает: «У-гу!» А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр». Хорошие они птицы». «У-гу!»,-второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их». «Ага!»- радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.

                 Речевой материал по развитию лексико –грамматической стороны речи.

«ПОСУДА»

Лексико-грамматический минимум.

Словарь:

1.Названия предметов посуды. Обобщающее слово – «посуда».

2.Названия частей посуды: носик, ручка, дно и т.д.

3.Глаголы: варить, жарить, печь, кипятить, вытирать, мыть, наливать, выливать, разливать, есть, готовить.

4.Прилагательные: слова, обозначающие признаки посуды по цвету, форме, размеру, материалу.

5.Названия видов посуды: чайная, кофейная, столовая, кухонная.

Грамматический строй речи:

1.Словоизменение множественного числа существительных в именительном падеже (чашка-чашки); единственного числа существительных в родительном падеже (нет чашки, тарелки); уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка);

2.Составление предложений с предлогом «у» (У чайника носик. У кастрюли дно.)

3.Практическое употребление предлогов «в», «на». Договаривание предложений (Мама варит суп в … . Бабушка жарит рыбу на … ).

4.Практическое употребление существительных единственного числа в творительном падеже (Папа ест суп …(ложкой).

5.Согласование прилагательного с существительным (красная кастрюля, чашка; глубокая кастрюля, тарелка).

Формирование навыков связной речи:

1.Составление описательного рассказа по опорной схеме:

Как называется посуда?

Какая она по размеру?

Цвет.

Форма.

Детали.

Материал.

Назначение.

Задания, игры.

1.Игра «Подскажи словечко»

И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят на … сковороде.

2. Называние посуды.

3.Обобщение: «Посуда».

4.Называние частей посуды: у чайника есть ручка, крышка, носик, донышко; у кастрюли –

5.Игра «Назови ласково»

чашка- чашечка

ложка- ложечка

тарелка - тарелочка

сковорода – сковородочка

5. «Для чего нужны?»

Ложка – чтобы есть суп.

Нож -… Тарелка -… Сковорода -… Вилка-.. Чашка -… Кастрюля-… Чайник-…

6.Игра «Четвёртый лишний»:

Чашка, кастрюля, волк, ложка.

Стол, тарелка, стул, шкаф.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 

Лексико-грамматический минимум

Словарь:

1.Названия животных: корова, лошадь, свинья, кошка, собака, кролик, коза, овца, баран и т.д.

2.Глаголы: ходит, прыгает, бегает, мяукает, лает, мычит и др.

3.Кто как ест (лакает, жует, грызет и т.д.).

4.Части туловища (рога, грива, копыта и др.).

5.Какую пользу животные приносят человеку.

6. Кто где живет (конура, хлев, свинарник, конюшня, клетка, ферма).

7.Детеныши домашних животных (теленок, козленок, котенок, ягненок).

8. Прилагательные: мягкий, пушистый и т.д.

Грамматический строй речи:

1.Образование уменьшительных форм существительного (корова- коровушка).

2.Составление простых предложений (Корова ходит. Кролик прыгает.)

3.Составление распространенных предложений (Овца дает шерсть).

4.Образование притяжательных прилагательных (рога коровы – коровьи рога).

5.Распространение предложений определениями.

Формирование связной речи:

1.Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

Как называется?

Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши и т.д.)

Чем покрыто тело (шерсть, щетина)?

Чем питается?

Как ест (лакает, грызет)?

Где живет (конура, дом, конюшня)?

Как голос подает?

Как передвигается?

Какие у него детеныши?

Какую пользу приносит человеку?

Задания, игры.

1.Отгадать загадки:

«Коготки прячет

Тихо в комнату войдёт

Замурлычет, запоёт» (кошка)

«Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается» (собака)

«Пятачок есть,

А ничего не купит» (свинья)

«У кого рога длиннее хвоста» (у козы)

2.Назови одним словом, кто это (домашние животные)

2.Игра «Продолжи»

Домашние животные – это корова, … .

3.Игра «Скажи правильно»

У коровы – телёнок, телята.

У лошади –… У козы- …У собаки- …У овцы- …У кошки-…

4.Беседа о домашних животных.

5. Игра «Четвёртый лишний»

Коза, корова, баран, волк.

Свинья, бык, кошка, мышка.

Лошадь, корова, лиса, овца.

Телёнок, жеребёнок, ягнёнок, лисёнок.

Задания, игры по теме «Дикие животные»

1.Называние диких животных (по картинкам)

Назови одним словом, кто это (дикие животные)

2.Отгадать загадки «Кто это»:

«Рыжая, пушистая, хитрая» (лиса)

«Серый, злой, клыкастый» (волк)

3.Игра «Продолжи»

Дикие животные – это волк, … .

4.Игра «Скажи правильно»

У волка – волчонок, волчата.

У лисы –

У зайца -

5.Беседа о диких животных.

-Чем отличается волк от собаки?

6. Игра «Четвёртый лишний»      

Волк, лиса, коза, медведь.

Свинья, бык, кошка, мышка.

Лисёнок, щенок, медвежонок, волчонок.

7.Игра «Чей хвост»:

У лисы – лисий, у волка - волчий, у зайца – заячий.