Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.

Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возрасте у детей с ОНР, способствуют предупреждению дисграфии, дислексии, устраняют отклонения от нормы в деятельности ведущих анализаторов и психических процессов, обеспечивая детям единые стартовые возможности при поступлении в школу.

Цель начального периода обучения грамоте – создание сложного единства четких представлений об артикуляционном, акустическом, оптическом и кинестетическом образе слова.

Для успешного овладения письмом и чтением у ребенка уже в дошкольном возрасте должна формироваться необходимые предпосылки для усвоения грамоты, чтения, письма.

Недоразвитие данных представлений является причиной дисграфии, дислексии в школьном периоде обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Методическая разработка

Онегова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Содержание:

  1. Введение
  2. Цели и задачи
  3. Психолого - педагогическое обоснование методики по предупреждению дисграфии и дислексии
  4. Основные направления коррекционной работы
  5. Содержание коррекционно – развивающей работы
  6. Результаты

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.

Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возрасте у детей с ОНР, способствуют предупреждению дисграфии, дислексии, устраняют отклонения от нормы в деятельности ведущих анализаторов и психических процессов, обеспечивая детям единые стартовые возможности при поступлении в школу.

Цель начального периода обучения грамоте – создание сложного единства четких представлений об артикуляционном, акустическом, оптическом и кинестетическом образе слова. 

Для успешного овладения письмом и чтением у ребенка уже в дошкольном возрасте должна формироваться необходимые предпосылки для усвоения грамоты, чтения, письма.

Недоразвитие данных представлений является причиной дисграфии, дислексии в школьном периоде обучения.

Артикуляционно-акустическая дисграфия ( «косноязычие в письме»), нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме, чтении ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи.

Акустическая дисграфия, трудности при различии фонем близких по звучанию. При письме дети смешивают свистящие, шипящие, звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в состав: ч – ть, ч – щ, ц – т, ц – с и т.д; гласные о –у, и – е.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. У детей наблюдаются трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски, перестановки слогов и т.д.

Аграмматическая дисграфия. Несформированность лексико – грамматического строя речи. Ребенок не усваивает принципы словоизменения, словообразования, различные виды согласования и управления слов. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

Оптическая дисграфия выражается в недоразвитии зрительно – пространственных функций. При письме наблюдается зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишнии элементы, замены и смешания графически сходных букв.

Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-либо психическая функция или ряд функций, которые должны быть сформированы к данному возрасту. Фактическое существование предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но пока в скрытом виде. И проявиться явно тогда, когда ребенок пойдет в школу и приступит к овладению письменной речи.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций у ребенка.

Мыслительные операции, которые осуществляет ребенок при письме – это замысел, который предшествует письму; анализ звукового состава слова, подлежащего записи – определение звуков, их последовательность; выбор букв (графем); «перешифровка»  графем в кинемы, требуют от ребенка высокого уровня высших психических функций.

Преодоление ОНР, профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно.

Основные направления коррекционной работы: формирование звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; формирование навыков языкового анализа и синтеза слов; формирование активного словаря; развитие лексико – грамматических навыков; формирование связной речи. Одновременно ведется работа по формированию неречевых психических функций. Совершенствуются зрительно - пространственные представления, конструктивный праксис, развивается мелкая и общая моторика, развитие и т.д.

Содержание коррекционно – развивающая работа многообразно и проводится на всех этапах логопедической деятельности: на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

На подготовительном этапе уделяется особое внимание развитию зрительного гнозиса, оптико – пространственной ориентировки. Формируется слуховое, зрительное восприятие, память, пространственное восприятие.

Основное содержание коррекционной работы направлено на развитие фонематического восприятия; на коррекцию звукопроизношения, развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие лексико –грамматического строя речи; связной речи.

Программа коррекционно – развивающей работы логопедической группы детского сада для детей с ОНР способствует всестороннему, гармоничному развитию ребенка, осуществляется комплексное  речевое развитие детей, повышается обучаемость, развивает интерес, снимаются грубые нарушения психической, эмоционально – волевой сферы, осуществляется обучение элементам грамоты, профилактика дисграфии и дислексии.  Комплексная коррекционная работа позволяет детям с речевыми нарушениями создать единые стартовые возможности при поступлении в школу и в дальнейшем успешно обучаться.

Приложение:

Практическая коррекционная работа логопеда с детьми

На уровне буквы

На уровне слога

На уровне слова

На уровне словосочетания

На уровне предложения

На уровне текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...

Использование многофункционального дидактического пособия «Развивающее панно» в работе, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Создать условия для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста путем использования на логопедических занятиях многофункционального дидактического пособия &laq...