Пескотерапия в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Ильина Евгения Владимировна

 

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете. Посмотрите как...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peskoterapiya_v_rabote_uchitelya-logopeda.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия в работе логопеда

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Использую пескотерапию с сентября 2011 года. Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.

В качестве песочницы использую водонепроницаемый деревянный ящик, наполненный песком.  

Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.  

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Упражнения с песком, используемые на логопедических занятиях

  «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

  Выложить фишками геометрическую фигуру.

  Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

  Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

  Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

  Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

  При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

  Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

  Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

  «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

  Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

  «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

  «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

  Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 
- обучающиеся чувствуют себя более успешными; 
- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма.