Главные вкладки

    Реализация метода проекта в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Проект «Сделаем книгу своими руками».
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

    К числу педагогических технологий, используемых в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, относится Метод проектов.Сидение у телевизора, у компьютера потихоньку вытеснило привычку читать. Поэтому мы решили сформировать интерес  детей к чтению книг через создание ими собственной книги. Дошкольник берёт на себя роль писателя, развивается его связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения. Ребёнок также выступает в роли изготовителя, оформителя книги, развивая свою ручную умелость, которая у большинства дошкольников с ОНР слабо развита. Интеграция умений детей по развитию речи и продуктивной  творческой деятельности способствует более эффективной подготовке детей к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx37.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Один  из инновационных подходов к решению современных образовательных проблем предполагает технологический подход. Педагогические технологии позволяют в оптимальные сроки достигать поставленных программой целей, осуществлять внедрение основных направлений педагогической стратегии: обеспечивают полноценное речевое и интеллектуальное развитие детей, творческую деятельность и самостоятельность. Поэтому в настоящее время пересматривается отношение к выбору педагогической технологии обучения, что несомненно имеет отношение и к осуществлению логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

    К числу педагогических технологий, используемых в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, относится Метод проектов. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, музыкального руководителя, физкультурного работника, психолога и ребёнка, имеющего речевое нарушение. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. У  детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. Достигается высокая  эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.

    Видение проблемы глазами взрослого

              Современные научные исследования показывают, что лексический запас дошкольников с ОНР характеризуется ситуативностью, частым употреблением одних и тех же слов. В их активном словаре недостаточное количество прилагательных, наречий, причастий и деепричастий. Часто у детей наблюдается однообразие и неточность в употреблении слов. В своих самостоятельных рассказах дошкольники останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании.  Ограниченность речевых средств ярко проявляется при программировании  высказываний, дети затрудняются выразить свои мысли, впечатления.

              Для развития таких детей большое значение имеет чтение  и обсуждение книг. Использование художественного слова обеспечивает более эффективное развитие речевых, социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы. К сожалению, прошли времена ежедневного семейного чтения. Сидение у телевизора, у компьютера потихоньку вытеснило привычку читать. Поэтому мы решили сформировать интерес  детей к чтению книг через создание ими собственной книги. Дошкольник берёт на себя роль писателя, развивается его связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения. Ребёнок также выступает в роли изготовителя, оформителя книги, развивая свою ручную умелость, которая у большинства дошкольников с ОНР слабо развита. Интеграция умений детей по развитию речи и продуктивной творческой деятельности способствует более эффективной подготовке детей к школе.

    Видение проблемы глазами ребёнка

              Ваня огорчён, его младшая сестра Алёнка порвала почти все книги дома. А он так любил их читать! Мальчик обратился за советом к ребятам своей группы. Как быть? Что делать?  Дети пришли на помощь: они предложили Ване создать  книгу своими руками.

    Цель:  

    Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала,  формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной  личности.  

    Задачи: 

    1. Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с ОНР при комбинировании элементов сюжета литературного произведения в новой ситуации.
    2. Совершенствование навыка использования сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
    3. Обогащение активного словаря антонимами, синонимами, многозначными словами.
    4. Совершенствование навыков образования относительных и притяжательных прилагательных, сравнительной степени имён прилагательных,  родственных и сложных слов.
    5. Закрепление навыков словоизменения имён существительных и прилагательных в косвенных падежах единственного и множественного числа.
    6. Развитие интонационной выразительности речи.
    7. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в  связной речи.
    8. Развитие аналитических способностей на основе доступного детскому уровню анализа произведений с целью более глубокого проникновения в их смысл и художественную ценность, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.
    9. Активизация литературного и изобразительного творчества детей. Развитие                  творческого     воображения и креативного мышления.

    Гипотеза

            Педагоги группы предположили, что развитие связной диалогической и монологической речи будет проходить эффективнее при условии включения старших дошкольников с ОНР в процесс творческого сочинительства – комбинирование элементов сюжета произведения  в новой ситуации, при  развитии креативного мышления и  воображения. Изобразительное творчество будет способствовать формированию  умения графически передавать литературное содержание произведения и развитию  мелкой моторики рук ребёнка.

    Обоснование значимости

         Для чего нужна самодельная книга, если магазины предлагают множество красивых, ярких книжек?

        При изготовлении книги дошкольник берёт на себя роль писателя. Использование художественного слова обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы,  творческих способностей каждого ребёнка. Создаются условия для подготовки детей к школе: накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения, формируется мотивация чтения и грамотного письма.

        Самодельная книжка – продукт фантазии ребёнка, его воображения, во время изготовления книги ребёнок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребёнка и взрослого.

         При изготовлении книги дошкольник берёт на себя роль изготовителя, оформителя книги,  развиваются его изобразительные способности по передаче литературного содержания, совершенствуется мелкая моторика.  

    Ожидаемый результат:

    • Сформированность умения поддержать и вести диалог.
    • Развитие монологической речи соответственно возрастной норме  детей.  
    • Сформированность навыков составления и использования сложных предложений в связной речи.
    • Сформированность навыков словообразования  и словоизменения  в пределах изучаемой темы.
    • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в связной речи.
    • Cформированность творческой речевой деятельности.
    • Сформированность изобразительной деятельности в процессе работы по изготовлению книги.
    • Включение дошкольников в активную  проектную деятельность.
    • Повышение уровня самооценки детей.
    • Получение  положительного эмоционального отклика  от общения с книгой.

    Состав участников проекта: 

    • учитель-логопед,
    • воспитатели,
    • музыкальный руководитель,
    • библиотекарь,
    • писатель,
    • дети  6-7 лет с ОНР,
    • родители воспитанников.

     Срок: 1 год.

     Вид: творческий, внутренний, групповой, долгосрочный.

     Необходимые условия реализации проекта:

    • интерес детей и родителей,
    • методическое обеспечение проекта,
    • интеграция  педагогов.

     Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта:

    • проведение занятий;
    • экскурсии в библиотеку;
    • выпуск стенгазет;
    • организация дидактических игр и игр-драматизаций;
    • конкурс стихов;
    • выставка книг, рисунков;
    • создание книги;
    • театрализованное представление по созданной книге;
    • оформление книги отзывов родителей и детей.

    Распределение деятельности по этапам проекта

    Этапы

    Деятельность педагогов

    Деятельность детей и родителей

    I. Выявление проблемы.

    Формулирование проблемы.

    Определение задач проекта и его продукта.

    Осознание проблемы.

    Принятие задач проекта.

    II. Организация работы над проектом.

    Популяризация  информации. Планирование и организация деятельности.

    Систематизация полученной информации, планирование своей деятельности.

    III. Практическая деятельность по решению проблемы.

    Оказание стимулирующей и практической помощи детям и родителям.

    Осуществление контроля.

    Создание книги.

    Подготовка к театрализованному представлению по созданной книге.

    IV. Продуктивная деятельность.

    Организация театрализованного представления по созданной книге.

    Презентация театрализованного представления  по созданной книге.


    План реализации проекта

    Этапы

    Мероприятия

    Задачи

    Ответственные

    Сроки реализации

    I.

    1.Выпуск стенгазет:

    • «Создайте книгу вместе с нами» (для родителей).
    • «Сделай сам» (для детей).

    • Мотивация  на совместную творческую  деятельность в реализации проекта.

    учитель-логопед,

    воспитатели

    октябрь

    II.

    1. Проведение интегрированного занятия с использованием инновационных технологий «Откуда книга к нам пришла?».

    2.Выпуск стенгазеты   

    «Весёлые книги весёлого автора».

    3.Экскурсия в районную библиотеку

    «Увлекательное путешествие в мир книг Николая Николаевича Носова».

    4.Организация выставки книг  Н.Н. Носова в книжном уголке детского сада и беседа об оформлении этих книг.

    5.Чтение и анализ  литературных произведений Н.Н.Носова:

    • «Приключение Незнайки и его друзей»;
    • «Незнайка в Солнечном городе»;
    • «Незнайка на Луне».

    6.Слушание аудиокниги

    «Приключения Незнайки и его друзей» с последующим её обсуждением.

    7.Просмотр:

    А) мультфильмов:

    • «Винтик и Шпунтик – весёлые мастера»;
    • «Незнайка в Солнечном городе»;
    • «Незнайка учится»;
    • «Незнайка на Луне».

    Б) фильма «Незнайка с нашего двора».

    Пересказ отдельных эпизодов.

    8.Разработка и организация

    дидактических игр по теме

    «Незнайка и его друзья»:

    • «Подбери рифму»;
    • «Исправь Незнайкины ошибки»;
    • «Составь слово»;
    • «Угадай героя»;
    • «Раздай вещи коротышкам»;
    • «Разложи по порядку»;
    • «Разноцветные шляпы»;
    • «Дополни картинку»;
    •  «Найди половинку».

    9.Организация игр-драматизаций по произведениям Н.Н. Носова.

    10.Организация КВН «Путешествие в Солнечный город».

    11.Экскурсия в районную библиотеку. Встреча с писателем.

    • Обогащение активного словаря предметами - названиями частей книги (форзац, титульный лист, обложка…)
    • Подбор родственных слов  (книга – книжный, книжка…)
    • Словообразование сложных слов

         (лесоруб, книгопечатание,

          книгоиздатель…).

    • Словообразование относительных прилагательных (бумажный комбинат, книжная фабрика…).
    • Совершенствование навыков употребления имён существительных творительного падежа множественного числа

         (мы любуемся  книгами,

               иллюстрациями… ).

    • Автоматизация поставленных звуков в диалогической речи.
    • Знакомство с процессом изготовления книги.

    • Формирование представлений о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
    • Развитие навыка употребления простого распространённого предложения в диалогической речи при выявлении знаний, полученных дошкольниками.
    • Совершенствование навыков работы с деформированным предложением.
    • Автоматизация поставленных звуков в диалогической речи.

     

    • Распространение предложений определениями (Рассказы Н.Н.Носова интересные, поучительные, весёлые,…).
    • Развитие диалогической речи через актуализацию знаний детей

         о жизни и творчестве  Н.Н.Носова.

    • Словообразование антонимов

         (новый – старый, толстый – …).

    • Словообразование имён прилагательных сравнительной степени (красивый – красивее, …).
    • Совершенствование навыков использования ССП с союзом «а».
    • Развитие диалогической речи

    детей в рамках  приобщения их            

    к  изобразительному     искусству,

    при формировании навыков видеть и понимать различные графические способы передачи одного и того же  литературного содержания.

    • Автоматизация поставленных звуков в диалогической речи.
    • Привитие навыков культуры обращения с книгой.

    • Развитие диалогической речи в процессе анализа литературных произведений.
    • Обогащение словаря синонимов.
    • Закрепления навыков употребления имён существительных множественного числа.
    • Совершенствование навыков использования СПП с союзом «потому что».
    • Автоматизация поставленных звуков в диалогической речи.
    • Вызывание интереса к общению с книгой. Развитие индивидуальных литературных предпочтений.

    • Развитие диалогической речи при обсуждении прослушанной аудиокниги.
    • Формирование интонационной выразительности речи в процессе подражании голосам героев книги.
    • Поддержание интереса к литературному слову.
    • Обучение высказыванию своего мнения о литературном произведении, выражению своего отношения к персонажам.
    • Формирование способности сопереживать героям.

    • Развитие монологической речи при пересказе понравившихся эпизодов.
    • Совершенствование интонационной выразительности речи в монологе.
    • Закрепление умений использовать конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
    • Автоматизация поставленных звуков в монологической речи.
    • Поддержание интереса к произведениям Н.Н. Носова.

    • Развитие фонематического слуха, формирование способности к рифмовке.
    • Совершенствование навыков слогового и звукового анализа и синтеза.
    • Закрепления навыков согласования имён прилагательных с именами существительными множественного числа.
    • Закрепление умений использовать конструкции сложных предложений.
    • Развитие  связной монологической  речи при составлении рассказов по серии сюжетных картин.
    • Закрепление умения играть по установленным правилам.
    • Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти, логического мышления.
    • Развитие конструктивного праксиса.
    • Совершенствование зрительно-моторных координаций.

    • Развитие диалогической и   монологической связной речи.
    • Развитие интонационной выразительности речи.
    • Автоматизация поставленных звуков в монологической речи.
    • Формирование выразительности жестов.
    • Развитие артистических способностей.
    • Формирование умений использовать выразительные средства речи  для передачи характера персонажей.

    • Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом «ин» (Пилюлькин градусник,  Знайкино перо…).
    • Развитие фонематического слуха.
    • Совершенствование навыков слогового и звукового анализа и синтеза (сложи слово).
    • Закрепление навыка использования ССП с союзом «чтобы».
    • Совершенствование интонационной окраски речи в диалоге и монологе.
    • Развитие навыков конструктивного праксиса.
    • Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания и памяти.
    • Активизация знаний по творчеству Н.Н. Носова. Расширение читательского кругозора.
    • Формирование интереса к книге.

    • Развитие фонематического слуха.
    • Обогащение активного словаря синонимами, многозначными словами, фразеологическими оборотами.
    • Мотивация к творческой деятельности, к словотворчеству.

    учитель-логопед,

      библиотекарь

    учитель-логопед,

    воспитатели

    библиотекарь

    учитель-  логопед,

    воспитатели, родители

    учитель-логопед,

    воспитатели, родители

    учитель-логопед,

    воспитатели

    воспитатели, родители

    учитель-логопед,

    воспитатели,

    родители

    учитель-логопед,

    воспитатели

    учитель-логопед,

    воспитатели

    библиотекарь,

    писатель

    октябрь

    октябрь

    октябрь

    октябрь

    октябрь,

    ноябрь,

    декабрь

    октябрь,

    ноябрь,

    декабрь

    октябрь,

    ноябрь,

    декабрь

    октябрь,

    ноябрь,

    декабрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    III.

    1.Конкурс стихов

    «Коротышки из Солнечного города».

    2.Ремонт книг в детском саду и дома.

    Операция «Поможем книге».

    3.Творческое сочинительство

    «Невероятные приключения Незнайки и его друзей в детском саду «Одуванчик».

    4.Выставка рисунков

    «Невероятные приключения Незнайки и его друзей в детском саду «Одуванчик».

    5.Создание книги

    «Невероятные приключения    Незнайки и его друзей в детском саду «Одуванчик».

    6.Изготовление атрибутов, костюмов, афиши к музыкально-театрализованному

    представлению по созданной книге.

    • Развития фонематического слуха.
    • Развитие интонационной выразительности монологической речи.
    • Автоматизация поставленных звуков в  связной речи.
    • Формирование способности к словотворчеству, к рифмовке.

    • Закрепление навыков словообразования слов суффиксальным способом (книга – книжечка...).
    • Развитие планирующей функции речи.
    • Развитие мелкой моторики рук при работе с ножницами, бумагой и клеем. Формирование навыков по ремонту книг.
    • Формирование бережного отношения к книгам.

    • Развитие навыков употребления имён существительных в косвенных падежах и согласования их с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
    • Закрепление навыков использования ССП и СПП в монологической речи.
    • Развитие диалогической и монологической речи при комбинировании элементов сюжета в новой необычной  ситуации.
    • Создание условий для позитивного сотрудничества родителей и детей.
    • Развитие творческого воображения и креативного мышления.

    • Формирование мелкой моторики рук – подготовка руки к письму.
    • Совершенствование умения графически передавать литературное содержание.
    • Формирование умения композиционно правильно располагать изображение.
    • Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, воображения.

    • Развитие опыта речевых коммуникаций в процессе создания книги.
    • Формирование планирующей функции речи.
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Поддержание интереса к художественной литературе через продуктивную творческую деятельность.

    • Совершенствование опыта речевых коммуникаций в процессе творческой деятельности.
    • Развитие мелкой моторики рук, воображения.

    родители,

    дети

    воспитатели,

    родители,

    дети

    родители,

    дети

    родители,

    дети

    учитель-логопед,

    воспитатели,

    родители,

    дети

    учитель-логопед,

    воспитатели,

    музыкальный руководитель,

    родители,

    дети

    март

    март

    март

    март

    март

    март

    IV.

    1.Презентация музыкально-театрализованного представления по созданной книге «Невероятные приключения    Незнайки и его друзей в детском саду «Одуванчик».

    2.Оформление книги отзывов родителей и детей по организации проектной деятельности «Критики говорят».

    • Развитие Совершенствование

    монологической и диалогической речи в театрализованной  деятельности.

    • Развитие артистических способностей на основе применения приобретённых   речевых навыков и умений.

    • Развитие монологической устной и письменной речи.
    • Формирование положительного эмоционального отклика от проектной деятельности.

    учитель-логопед,

    воспитатели,

    музыкальный руководитель,

    родители,

    дети

    родители,

    дети

    март

    март


    Выводы

    В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что продуктивная творческая деятельность развивает связную диалогическую и монологическую речь, способствует расширению активного словаря, совершенствованию навыков словообразования и словоизменения, автоматизации звуков в связной речи. Подобные занятия прививают  желание читать, самим изготавливать книжки и сочинять истории, помогают детям   полюбить книгу; объединяют их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношении.

    Что же «хорошего» в самодельной книге?

    1.В процессе изготовления книги развивается речь ребёнка, творческое мышление и мелкая моторика.

    2.Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребёнка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.

    3.Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.

    Используемая литература:

    1. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет./ Игровые технологии: Москва, «Сфера», 2006.
    2. А.С. Барков, Р.Н. Сурьянинов. Откуда пришла книга: Москва, «Просвещение», 2005.
    3. В.А. Деркунская. Воспитываем, обучаем, развиваем  дошкольника в игре: Москва,  «Педагогическое общество России», 2005.
    4. Н.Х. Джансеитова. Где живёт Незнайка? /Читаем. Учимся. Играем: Москва, «Просвещение», 2003.
    5. Т.Г. Жмурко. Весёлая семейка Николая Носова./ Читаем. Учимся. Играем: Москва, «Просвещение», 1999.
    6. Мой любимый писатель Н.Н. Носов: Педсовет № 3, 1998.
    7. С.А. Прудовская. Книжкины затеи: Москва, «Просвещение», 2007.
    8. Г.Н. Сергиенко. Учим, говорим, играем. /Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ: Воронеж, «Владос»,  2006.
    9. И.В. Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. /Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей: Москва, «Новая школа», 1994.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект для старших дошкольников "Книга своими руками"

    Проект: «Книга своими руками».Разработчик проекта: Е.А. Починская, воспитатель МБДОУ детского сада №101 г. Иркутска.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.Тип проекта: твор...

    Проект "Книга своими руками"

    Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интер...

    Издание книг своими руками. Совместный проект родителей и детей.

    Презентация книг, изготовленная детьми и родителями своими руками....

    Сделаем книгу своими руками

    Большое значение для развития ребенка имеет чтение книг. К сожалению, прошли времена ежедневного семейного чтения. Сидение у телевизора потихоньку вытеснило её. Привычку читать необходимо формировать ...

    Реализация проекта "Книга своими руками"

    С самого раннего детства нас окружают книги.Они становятся неотьемлемой частью нашей жизни.С книгами мы познаем мир,учимся мыслить,сопереживать,восхищаться,находить,подчас тонкую грань между добром и ...

    Проект " Сделаем книгу своими руками"

    Я предлагаю вам вашему вниманию проект на тему: «Сделаем книгу своими руками». Это художественно-творческий проект, участниками которого выступили дети старшей группы № 11 и их родители. П...