памятки для родителей
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Софьина Ирина Александровна

В памятках для родителей собран материал на темы: путешествия в страну звуков, артикуляционная гимнастика, минутки здоровой речи, звукотерапия,пальчиковые игры, игры с песком, домашняя игротека, рука развивает мозг, практические минутки, картотеки. Эти памятки красочно оформлены и могут использоваться педагогами для индивидуальных консультаций а также для наглядного материала на стенды и в папки-передвижки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_roditeley.doc572 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПУТЕШЕСТВИЯ

В СТРАНУ ЗВУКОВ

МАМЫ И ПАПЫ!

        Эта простая игра поможет развитию фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания.

Игра-сказка «Путешествие в страну «А»

        Под текст стихотворения стройте вместе с ребёнком из песка сказочную страну. Таким образом речь согласовывается с действием. Ребёнок становится непосредственным участником процесса…

Есть прекрасная страна, где принцессу зовут А…

(Поставьте в песочницу фигурку и спросите у ребёнка, как могут звать принцессу).

В реке плещутся А-кулы… (Создайте в песочнице реку – прокопайте канавку и т.д.).

А-исты в садах живут…

У принцессы есть друзья, которых зовут А… (Аня, Антон и…кто ещё?).

Кто может жить в этой стране – мама, папа , бабушка и… кто ещё?

Как ты думаешь, что любит есть принцесса – кашу, варенье, малину и… что ещё?

Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких названиях ты услышал звук «А»? И т.д.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для выработки правильного произношения Вашему ребёнку необходимы увлекательные игры-тренировки артикуляционного аппарата.

Поощряйте ребёнка за малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

«ЛОПАТОЧКА»

Рот  открыт, широкий расслабленный язык ле жит на нижней губе.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

«ЧАШЕЧКА»

        Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай? Тогда не зевай!

             Рот открывай, чашку доставай.

«СТРЕЛОЧКА»

Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.     

Раскрывайпошире рот

                          И тяни язык вперёд.

          1, 2, 3, 4, 5 – стрелку будем выполнять.

«ТРУБОЧКА»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперёд тяни

                        Да края его загни.

                        До чего же хороша

    Наша трубочка-труба!

«ГРИБОК»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

                      Очень вкусные они.

        Язычок поставили,

  Как грибок достали мы.

    В лес пошли мы погулять

       И грибков насобирать.

Упражнения выполняйте

                    перед зеркалом!

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ

 ПРОИЗНОСИТ ЗВУКА «Р»

Мамы и папы!

Правильное произношение детьми наиболее сложного по артикуляции звука «Р» происходит на 6-м году жизни. Это возможно, если у ребёнка достаточно развиты органы артикуляции, речевое дыхание, сила голоса.

Если вашему ребёнку трудно даётся звук «Р», постарайтесь как можно чаще закреплять звукопроизношение дома в игре.

Начните со сказки. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук «Р». Произнеси этот звук. Какой он? Радостный или грустный? Звук «Р» мог превращаться… Раз, два, повернись, и в животных превратись! Изобрази сердитого тигра и покажи, как он грозно рычит (р-р-р…). А теперь – дятла, как он стучит по дереву (тр-р-р-р…). Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (мур-р-р-р…). Покажи, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом (кар-р-р-р…), а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р-р…).

Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали? Падали камни (произнеси звук отрывисто). Грохотал гром (произнеси «Р» с усилением и ослаблением голоса).

Используйте «волшебное» зеркало, чтобы всё видеть и помогать звуку «Р»!

Поощряйте ребёнка за старание в произношении звука, проявлении интонационной выразительности!

МИНУТКИ ЗДОРОВОЙ РЕЧИ   

         

МАМЫ И ПАПЫ!

Если ваш ребёнок плохо говорит…

  • Используйте эти игровые приёмы. В них отразится не только помощь, но и ваша душа.
  • Соединяйте полезное с приятным и забавным!

Итак, ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ:

Произносите, часто меняя звуки П – Б (Папа – бабушка). Пусть он с удовольствием мимически изображает старенькую бабушку или напыщенного папу.

Произносите  на широкой улыбке, часто меняя звуки Т – Д (тётя – дядя).

Произносите на гримасе Бабы Яги: глаза вытаращены, шея напряжена, пальцы рук растопырены, голос идёт из живота, язык лежит на нижней губе,  меняя звуки К – Г (конфеты – Гуси). Будто бы Баба Яга кого-то пугает.

Выполняйте эти упражнения перед зеркалом не более 30 секунд.

Они способствуют формированию навыка  правильного произношения, развитию интонационной выразительности речи, а также освежению голоса, снятию отёка с голосовых связок.

ЗВУКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

МАМЫ И ПАПЫ!

        Простые игровые приёмы ЗВУКОТЕРАПИИ нравятся всем. Они не только учат ребёнка правильно произносить звуки, но и оздоравливают.

        Познакомьте ребёнка с оздоровительными секретами ЗВУКОВ!

  • Звуки А и О, А и У плавно пропевайте вместе с ребёнком. Они дают хороший настрой на любую работу.

  • Звук У пропевайте в перерывах между различными видами деятельности: «ветер подул, подул и сдул в окошко всю усталость»

  • Звук Я даёт обезболивающий и самоутверждающий эффект.

  • Звук Н пропевайте усиленно – активизирует творческие способности.

  • Звук В исправляет неполадки в нервной системе и в спинном мозге.

  • Звук Э снимает сглаз.

  • Звук Ю произносите с акцентом, не пропевая. Это благотворно действует на почки, мочевой пузырь, снижает болевые спазмы.

  • Звук Е снимает усталость и стресс.

  К          ЗДОРОВЬЮ  -  ВМЕСТЕ  С  ПАЛЬЧИКАМИ!

 

МАМЫ  И  ПАПЫ!

        Весёлое, увлекательное и полезное занятие для ребёнка – это пальчиковые игры. Они не только развивают мозг       малыша, но и помогают снять эмоциональное напряжение.

        Играйте вместе с ребёнком! Используйте для таких игр небольшие стишки,считалки, песенки.

        ! Для начала познакомьте малыша с ладошкой,         пальчиками.

          ! Прочитайте потешку, рассмотрите иллюстрацию, спросите ребёнка: «Как зайка шевелит ушами? Как курочка открывает рот?»

! Покажите свой образец из пальцев. Побуждайте малыша звукоподражать:

 Этот пальчик – дедушка,                                                                                        

Этот пальчик -                      бабушка,

Этот пальчик –                     папочка,

Этот пальчик –                     мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!

                                                                                   

        Для ребёнка очень важно Ваше спокойно-ласковое настроение и эмоциональный контакт. Это своеобразная школа сенсорики, развития речи и добрых взаимоотношений между Вами и малышом!  

ИГРЫ НА ПЕСКЕ

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Знаете ли Вы, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых? И это делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Ведь тактильные ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир и развивается речь.

«ОТПЕЧАТКИ НАШИХ РУК»

        На ровной поверхности чуть влажного песка по очереди с ребёнком сделайте отпечатки кистей рук. Предложите ему прислушаться к своим ощущениям. Расскажите ребёнку о своих ощущениях и спросите его, что чувствует он. Затем можно подвигать руками.

Попробуйте:

*поскользить ладонями по поверхности песка, как машинка, змейка, санки и др.;

*выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

*создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные узоры и найти сходство с предметами окружающего мира;

*«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

*оставить на песке пальцами загадочные следы и пофантазировать, чьи они…

Играя на песке, ребёнок учится осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольности внимания и памяти.

Играя, ребёнок учится понимать себя и других.

 «ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

        Заполните просторную коробку (например, из-под обуви), пуговицами. Желательно, чтобы их было побольше. А теперь вместе с ребёнком: 

  • опустите руки в коробку;
  • поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нём и т.д.

Такой массаж активизирует так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного развития речи и взаимодействия с окружающим.

А теперь поставьте коробку на пол:

  • погрузите в коробку голые ступни;
  • совершайте ими круговые движения;
  • попробуйте перебирать пуговицы пальцами ног
  • захватите пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы и т.д.

Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров

организма.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

(«СЛОВЕСНЫЕ САЛАТЫ»)

МАМЫ И ПАПЫ!

        Проводите с ребёнком дома игры, которые знакомят его со словами. Слова можно отыскать повсюду: на кухне, в ванной, прихожей и т.д. И составлять из них «словесные салаты».

Играя, ребёнок учится не только правильно отыскивать нужное слово, но и знакомится с его образованием. Таким образом, развивается грамматический строй речи. Например, на кухне:

Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты.

 Какой салат сделаем из капусты? (КАПУСТНЫЙ).

 Из свеклы? (СВЕКОЛЬНЫЙ).

Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (КАБАЧКОВАЯ).

 Из баклажанов? (БАКЛАЖАННАЯ).

Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (КАРТОФЕЛЬНОЕ).

Из других овощей сделаем салат. Какой салат? (ОВОЩНОЙ). 

Будьте терпеливы и внимательны к своему ребёнку, помогайте ему проговаривать правильно каждое слово. Играйте всей семьёй!

     

Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО…

МАМЫ И ПАПЫ!

Введите в жизнь своей семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко».

Один раз в неделю, например, в выходной день, «дарите» ребёнку новое для него слово. Не просто называйте его, но и обязательно объясняйте значения.

Слова могут быть самые разные:

  • «весенние»: капель, подснежник, проталинка, ручейки…
  • «сладкие»: мармелад, джем, щербет, халва…
  • «тяжёлые»: гиря, штанга…
  • «лёгкие»: пух, снежинка, пёрышко, воздушный шар…
  • «вежливые»: извините, пожалуйста, доброй ночи, благодарю…
  • И т.д.

Почаще вспоминайте эти новые слова. Пусть ребёнок  повторяет их, называет, показывает на предметах, если это возможно. Можно выделить и любимые для ребёнка слова.

 Так Вы пополните словарный запас ребёнка, поможете ему вслушиваться в звучание слов и правильно их произносить.

                                 

СЕМЕЙНЫЙ УРОК

«ПОИГРАЕМ  СО  СЛО-ГА-МИ»

МАМЫ И ПАПЫ!

Дефекты звукопроизношения у ребёнка могут часто сочетаться с нарушениями слоговой структуры.  

Обратите внимание:

* ребёнок может пропускать согласные звуки при их стечении – «мос» (мост);

* заменять звуки  - «светы» (цветы);

* переставлять звуки соседних слогов – «пикарис» (кипарис);

* пропускать слоги – «баса» (колбаса).

Используйте только игровые приёмы коррекции!

        Ваш ребёнок «съедает» слоги? У него во рту «каша»? Конечно, хочется, чтобы он правильно произносил всё слово целиком.

        Тогда помогите ребёнку разыграть слоговую структуру слова. Игровых движений и ситуаций может быть великое множество!

        Вам ребёнок говорит: «Дай тетку!» (конфетку), а Вы предложите ему произнести правильно это слово по слогам, играя. На каждый слог можно топать ногами, хлопать в ладоши, бросать или катать мяч и др. Проверьте это в игре!

        «Кон-фет-ка» - произносит ребёнок, и каждый слог отстукивает ладошкой по столу. Можно повторять ещё и ещё, меняя игровые движения.

        Обязательно поощряйте ребёнка за старания!

РУКА  

РАЗВИВАЕТ  МОЗГ

           

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

        Знаете ли Вы, что развитие РУКИ малыша определяет развитие центральной нервной системы и МОЗГА?

Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

        Проанализируйте графические умения своего малыша!Оцените, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребёнка по результатам копирования простейших геометрических фигур (по Д. Элстону и Д. Тейлору).

НОРМОЙ СЧИТАЕТСЯ, ЕСЛИ РЕБЁНКУ ДОСТУПНО:

в 2 года     -  копирование вертикальной линии определён-

                       ной длины;  

в 2,5 года  -  горизонтальной линии; 

в 3 года     -  копирование круга;

в 4 года     -  пересекающихся линий, с соблюдением разме-

                       ров  и соотношения штрихов;

в 5 лет       -  копирование квадрата;

в 5,5 лет    -  копирование треугольника;

в 6 лет       -  простейших геометрических фигур с соблюде-

                       нием их размеров и пропорций.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  МИНУТКИ

ПОЙТЕ  РЕБЁНКУ  ПЕСНИ!  

РОДИТЕЛИ!    

 _        

        Пение – мощный источник положительных эмоций.        Подарите их ребёнку!

        Спойте ему любые, знакомые и приятные Вам, песенки. Малыш будет смотреть на Вас, улыбаться и радоваться, а потом и подпевать Вам.

        Помните, что пение для ребёнка и вместе с ним стимулирует речевое развитие. Поющие и слушающие дети более заинтересованы в живом общении!

        Старайтесь, чтобы пение было ритмичным. Можно пропевать тексты потешек под любые, даже придуманные Вами, мелодии.

Вот несколько песен про дождик, выбирайте любую:

        

          Дождик, дождик, кап да кап,

        Ты не капай, дождик, так.

        Дождик, дождик льётся.

        В руки не даётся.

                            *                                            C:\Documents and Settings\adm\Рабочий стол\наташка\ludi_children_106.jpg

        

         Дождик, дождик, пуще,

        Дам тебе я гущи.

        Дам тебе я ложку,

        Ешь понемножку.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

 СВОБОДНЫЙ РАЗГОВОР С ВАМИ,

РОДИТЕЛИ!

           Затруднения в речи травмируют психику ребёнка. Поэтому  постарайтесь создать дома щадящий речевой режим, который поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка.

 ДЛЯ ЭТОГО:

*   Следите за своей речью. Говорите между собой и с ребёнком спокойно и небыстро. Но чётко предъявляйте посильные требования к нему.

*   Переключайте внимание ребёнка на другой вид деятельности, покажите что-то новое и интересное.

*   Ограничьте контакты ребёнка с новыми для него людьми. Постарайтесь исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников и т.п.).

*    Ограничьте просмотры телепередач, так как избыточная информация истощает нервную систему и усиливает заикание.

                        *    Организуйте проведение дома игр-

                   молчанок.

ИГРЫ-МОЛЧАНКИ

с заикающимся ребёнком для вас,

РОДИТЕЛИ!

        Для уменьшения напряжённости речи ребёнка заинтересуйте его необходимостью ПОМОЛЧАТЬ.

Вам поможет игра.

Расскажите о её содержании и объясните, что главное условие – МОЛЧАНИЕ. Молча можно выслушать речь взрослого, рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации, играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т.п.

Игровые ситуации

  • «МОЛЧАНКА». 

Поставьте песочные часы и объявите ребёнку: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Заговоришь раньше, с тебя – фант».

В течение определённого времени ребёнок молча занимается рисованием, лепкой и т.д. Проиграв, он отдаёт фант (значок, игрушку и т.п.). Спрячьте фант, а потом выдайте его как выигрыш в другой игре.

  • «В КИНО» или «В ТЕАТРЕ».

Предложите ребёнку «отправиться» в кино или в театр. Скажите, что в зрительном зале надо сидеть спокойно, чтобы не мешать другим. В это время ребёнок смотрит сам или показывает куклам открытки, альбом, книги, диафильм. Присвойте ребёнку звание «Лучший зритель!».

        При заикании появляется сильное напряжение в органах речи. Ребёнок нервничает, и заикание усиливается. Хотите ли Вы помочь своему ребёнку? Тогда научите его преодолевать мышечное напряжение с помощью игровых упражнений.

Начните сначала с расслабления мышц рук.

«КУЛАЧКИ»

        Посадите ребёнка на стул в позе покоя (руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены). При выполнении используйте художественное слово:

       Руки на коленях, кулачки сжаты,

      Крепко, с напряжением пальчики прижаты.

(Пусть ребёнок сожмёт пальцы в кулачок покрепче. Сильное напряжение!).

Пальчики сильней сжимаем –

                    Отпускаем, разжимаем.

                    Знают девочки и мальчики:

                    Отдыхают наши пальчики!

(Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестань сжимать пальцы, распрями их. Вот и расслабились руки. Легко, приятно стало).

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ»

ДЛЯ МАМ И ПАП

        Следующий секрет – это расслабление речевого аппарата. Когда ребёнок заикается, его артикуляционные мышцы напряжены. Научите его расслаблять мышцы губ, нижней челюсти.

        Вам помогут игровые упражнения

«ХОБОТОК»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну.

        А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

         Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны.

«ЛЯГУШКИ»

       Вот понравится лягушкам:

       Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану, и нисколько не устану!

       Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны…

«ОРЕШЕК»

Зубы крепче мы сожмём,

                        А потом их разожмём.

         Губы чуть приоткрываются…

    Всё чудесно расслабляется…

                                         

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ» РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

МАМЫ И ПАПЫ!

        Для спокойной речи мне необходимо спокойное речевое дыхание. У меня оно нарушено. Чтобы снять напряжение, научите меня расслаблять мышцы живота и шеи.

       А «секрет помощи» - игра. Поиграйте со мной в эти замечательные игры дома!          «ШАРИК»

        Я положу руку на живот и представлю, что надуваю воздушный шар: «Надую живот спокойно, как будто у меня маленький шарик. Я делаю спокойный вдох животом, а рукой чувствую небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя»:

                    Вот как шарик надуваем!

                    А рукою проверяем (вдох).

                    Шарик лопнул – выдыхаем,

                    Наши мышцы расслабляем!

         Дышится легко…ровно…глубоко… (3 раза).

А теперь расслабляем мышцы шеи под текст моего любимого стихотворения

«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Любопытная Варвара

Смотрит влево… Смотрит вправо…

А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена! И рассла-а-бле-на…

(Повторить по 2 раза в каждую сторону).

                        вести себя с ребёнком, который

З А И К А Е Т С ЯC:\Documents and Settings\adm\Рабочий стол\наташка\ludi_children_088.jpg

   

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы хотите найти путь

 к пониманию своего ребёнка?

        Тогда обратите, пожалуйста,  внимание на эти важные «НЕ» в общении с ним.

НЕ НАДО:

  • всем своим видом подчёркивать своё беспокойство;
  • впадать в панику;
  • пугать ребёнка;
  • ссориться, конфликтовать;
  • акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребёнка жалеть его;
  • заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова;
  • поправлять;
  • постоянно вовлекать его в беседы и разговоры;
  • передразнивать;
  • поощрять шумные компании;
  • увеличивать интеллектуальную нагрузку.

Помните, что СРОКИ прекращения заикания

во многом зависят от Вас!

ОКНО, или Очень Короткие НОвости о РЕЧЕВОМ

РАЗВИТИИ дошкольников

Уважаемые родители!

        В 4 года фразовая речь ребёнка включает предложения из 5-6 слов. В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребёнка к овладению письменной речью. К 6 годам формируются операции  самоконтроля и критического отношения к своей речи.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

  • ограничен бытовой словарь;
  • не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку;
  • затрудняется заменить слово синонимом;
  • не активен в речевом общении;
  • неправильно произносит звуки;
  • искажает слоговую структуру слова;
  • не может связно рассказать о происходящем событии.

         Если у вас появились основания для    

         беспокойства, обязательно  

         проконсультируйтесь со специалистом!

О   РЕЧЕВОМ 

РАЗВИТИИ малышей

Уважаемые родители!

К 3 годам потребность в общении со взрослыми и сверстниками у малыша возрастает. Увеличивается его словарный запас, появляется стремление к словотворчеству. Воспринимает простые небольшие по объёму сказки, рассказы. Способен понимать вопросы взрослого и отвечать на них.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

  • стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам;

  • при появлении речевого подражания вместо целого слова воспроизводит только его  часть или искажает всё слово;

  • не использует в речи глаголы;

  • не строит предложений;

  • стоит предложения, грамматически неверно оформленные;

  • во время речи кончик языка высовывает между зубами;

  • произносит звуки «с хлюпаньем»;

  • не говорит о себе в первом лице.

При наличии подобных оснований следует обязательно обратиться к специалистам!

7 великих и обязательных «НЕ» в общении с ребёнком, испытывающим

РЕЧЕВЫЕ ТРУДНОСТИ

МАМЫ И ПАПЫ!

  • НЕ ругайте ребёнка за плохую речь. Это только усилит проблему.

  • НЕ «подделывайтесь» под детскую речь, искажая слова. Это лишь тормозит усвоение звуков и своевременное овладение словарём.

  • НЕ передразнивайте ребёнка за неправильное произношение звуков, слов, фраз. Это приведёт только к невротическим расстройствам.

  • НЕ перебивайте ребёнка, если он допускает речевые ошибки. Иначе он никогда не научится заканчивать свои высказывания и не освоит образец.

  • НЕ говорите с ним быстро, иначе ребёнок не воспримет чёткого произношения всех звуков и слов.

  • НЕ нагружайте его сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ребёнку слова, заучивать сложные стихотворения и т.п. Это приведёт к нежеланию заниматься вообще.

  • НЕ требуйте правильного произношения звуков в тот период жизни маленького человека, когда этот процесс ещё не закончен. Иначе ребёнок станет замкнутым или раздражительным, проявит агрессию.

Хочу быть внимательным!

             

ПАМЯТКА

РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

Мамы и папы!

                  -тороплюсь;

-пропускаю слоги в словах; 

                  -отвечаю не подумав;

          -неправильно произношу звуки;

                  -часто о чём-то мечтаю…

        Помогите мне стать ВНИМАТЕЛЬНЫМ!

А ДЛЯ ЭТОГО:

  • Поймите мои речевые трудности.
  • Будьте терпеливы и спокойны со мной.
  • Чаще хвалите меня за мои старания.
  • Поиграйте со мной в игры на внимание.

Игра «Я ЗАМЕТИЛ…»

        По дороге из детского сада проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых проходим, а ещё обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Называйте предметы по очереди со мной!

Игра «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ» 

        Давайте будем смотреть в «волшебные очки» и по очереди называть, какого цвета всё вокруг стало.

МОГУ – ХОЧУ –  БУДУ – ЕСТЬ!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

 ОТ РЕБЁНКА

О САМООЦЕНКЕ

Мамы и папы!

        Вы хотите, чтобы я стал УСПЕШНЫМ? Тогда обратите внимание на мою САМООЦЕНКУ. Чтобы она была нормальной,

я хочу, чтобы Вы:

  • безусловно принимали меня;

  • бывали со мной вместе (играли, читали, занимались);

  • не вмешивались в мои занятия, если я сам справляюсь;

  • помогали, когда прошу;

  • использовали в повседневном общении приветливые фразы:

* «Мы рады тебя видеть»;

* «Хорошо, что ты с нами»;

* «Давай посидим вместе».

               СЕМЕЙНАЯ ИГРОТЕКА

«ИГРЫ СО СЛОВАМИ»

        Если ребёнок переставляет слоги в словах, неточно употребляет слова в речи, неправильно согласовывает их друг с другом, то…

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?

А родители могут просто поиграть с ребёнком в необычные игры со словами…

«ПЕРЕПУТАНИЦА»

Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться! Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и др.

Распутывая слова, ребёнок лучше освоит их слоговую структуру!

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

        Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади… (жеребёнок).

Играя с ребёнком, Вы помогаете ему обогатить словарный запас!

«УПРЯМЫЕ СЛОВА»

        Расскажите ребёнку, что есть на свете  «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино и др.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. И др.» Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

Игра развивает грамматический строй речи!

КАРТОЧКА ТРЕВОГИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА»

Мамы и папы!

        Если Вы наблюдательны, то эти признаки помогут Вам понять, в каком состоянии находится связная речь Вашего ребёнка:

! Не может самостоятельно связно рассказать о событиях.

! Путает последовательность событий.

! Затрудняется в составлении рассказа по сюжетным картинкам.

! Нуждается в постоянной помощи взрослого в форме наводящих вопросов, подсказок и т.п.

!  Не умеет слушать, понимать и сам задавать вопросы.

! Трудности запоминания содержания текста.

        Если данные нарушения связной речи имеют место у Вашего ребёнка, помогите ему всячески их преодолеть. А начните с развития диалога, который является основной формой речевого общения.

        Научите ребёнка слушать и понимать вопросы, самому задавать их, правильно выражать свои мысли!

        Используйте игру-беседу и приёмы театрализации для активизации речи.

ЕСЛИ У РЕБЁНКА  НАРУШЕНИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ…

РОДИТЕЛИ!

        Слабость речевой деятельности детей является одной из причин нарушения формирования у них связной речи.

        Если вы хотите помочь своему ребёнку, чаще общайтесь с ним и развивайте диалогическую речь.

        КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?

        Подберите для ребёнка коротенькие стихотворения и используйте их для игр-драматизаций и инсценировок. Пусть ребёнок сначала научится понимать текст. А для этого чаще задавайте ему вопросы, рассматривайте иллюстрации, заучите текст. Только потом инсценируйте по ролям. Текст должен быть понятным и лёгким для запоминания. Например,

 «ПЧЁЛКА»

              Эй, пчела, где была?

              -Тут и там, тут и там.

              Где летала?

             -По лугам. Тут и там. Тут и там.

             Что ребятам принесла?

              -Мёд,- ответила пчела.

        Развивая диалог и связную речь, можно обыгрывать гимнастику для глаз, проводить дыхательную гимнастику и массаж!

                                 ДЛЯ ПАП И МАМ!

Как тренировать речевое дыхание ребёнка?

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

        Развитие правильной речи ребёнка невозможно без тренировки дыхания. Чтобы ребёнок научился правильно дышать и получал от этого удовольствие, играйте вместе с ним.

  • Начните с простейших игровых приёмов, постепенно усложняя их.
  • Используйте коротенькие стихотворения.
  • Следите, чтобы дети не поднимали плечи, а выдох был плавным, постепенным, длительным.

Дыхательное упражнение «Волк»

Волк зимой холодной

В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)

«У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)

Дыхательное упражнение «Одуванчик»

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки.

Одуванчик – шарик белый.

Дунул я. И улетел он! (Дети делают спокойный вдох, не поднимая плеч, затем задерживают дыхание и делают продолжительный выдох: «ф-ф-ф-ф-ф…»)                                                        

ЧТОБЫ РЕЧЬ ТРЕНИРОВАТЬ, НАДО ГОЛОС РАЗВИВАТЬ!

Памятка родителям от ребёнка

МАМЫ И ПАПЫ!

        Хотите ли Вы, чтобы я научился правильно говорить? Тогда наберитесь терпения и помогите мне развивать силу голоса.

Я очень люблю игры со звукоподражаниями.

Они развивают силу голоса, ритм, выразительность речи, навык правильного дыхания.

        Играйте вместе со мной!

Упражнение «Ку-ку!»

Где она? Никто не знает, на каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет и кричит ему… (Глубокий вдох.)

«Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» (Три продолжительных выдоха с паузой после каждого из них.).

Можно произносить громко и тихо.

Упражнение «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.). Можно изображать сердитую и радостную ворону.

Упражнение «Жук»

«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук, -

Посижу и пожужжу: ж- ж -ж».  (Зубы стиснуть, губы вытянуть чашечкой, произносить длительно и громко).

ИГРАЕМ И ОДНОВРЕМЕННО Д Ы Ш И М

МАМЫ И ПАПЫ!

      ПОМНИТЕ, что положительную роль в коррекции различных речевых нарушений играет     психоэмоциональное состояние.

      Играйте вместе с ребёнком в игры на развитие речевого  дыхания!

      Непринуждённая весёлая атмосфера позволит Вам проявить к нему больше внимания и увеличит совместное общение.

«БУЛЬКАНЬЕ»

(восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха)

       Приготовьте бутылочки с водой и соломинки. Расскажите ребёнку, что сейчас в воде будут появляться волшебные пузырьки. Покажите, как дуть через соломинку: чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Тот, кто пробулькает дольше всех, получает приз.

«ВОДОЛАЗ»

(дыхательное упражнение)

       Три, два, раз! Входит в море водолаз.

       Трубку проверяет, в трубку выдыхает: (Вдох – пауза.)                          

      «Фу-фу-фу…» (Короткие выдохи в кулак.) 

УЧИМ РЕБЁНКА  

ВОЛШЕБНЫМ СЛОВАМ  ЗДОРОВЬЯ

РОДИТЕЛИ!

     Быть здоровыми Вам и ребёнку помогут не только здоровый образ жизни Вашей семьи, но и некоторые психологические установки.

     Когда люди здороваются, они желают   ЗДОРОВЬЯ, а желания рано или поздно исполняются. 

     Поэтому вместе с ребёнком скажите:

      Я МОГУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!

      Я ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!

     Я БУДУ ЗДОРОВЫМ!

  Проверьте силу психологического влияния и используйте минутки вхождения в день, чтобы стать ЗДОРОВЫМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....