Артикуляционная гимнастика для дошкольников
материал по развитию речи по теме

Горбунова Светлана Викторовна

1. Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

2.Сказки о весёлом Язычке.

3.Стихи для выполнения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Очень важно своевременно обратить внимание родителей на имеющиеся трудности в формировании речи детей, важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого неба). Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений.

Не следует сразу предлагать ребенку все упражнения. Необходимо начать с простых и постепенно переходить к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.

Начинать проводить гимнастику с детьми можно, начиная с раннего возраста. Детям до 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, что необходимо для формирования правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Сначала при выполнении упражнений дети учатся контролировать движения органов артикуляции, подражая взрослым, затем – перед зеркалом. При выполнении артикуляционных упражнений следует обращать внимание ребёнка на положение губ, языка. Задача взрослого — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягкой форме!). Когда ребенок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помочь ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Упражнения не должны доводить органы артикуляции до переутомления. Если качество движения снижается, то следует временно прекратить данное упражнение.

Чтобы у ребёнка не пропал интерес к занятиям артикуляционной гимнастикой, лучше всего проводить их в игровой форме, придумывая каждому упражнению забавное название, используя картинки, игрушки и сопровождая выполнение упражнений чтением коротких стихов. Дети с удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику, когда взрослый проводит её в виде сказки о весёлом язычке (5-7 минут).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Ее влияние на развитие речи детей....

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Комплекс артикуляционной гимнастики на каждый звук с картиками....

Презентация "Артикуляционная гимнастика для дошкольников"

Презентация предназначена для ознакомления родителей и воспитателей речевых групп с артикуляционными упражнениями. Под каждым упражнение есть название и  правило выполнения....

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Уважаемые педагоги и родители!Предлагаю вашему вниманию методику проведения и подробное описание комплексов упражнений, используемых в работе учителя - логопеда, воспитателя и родителей....

"Артикуляционная гимнастика для дошкольников"

Если органы артикуляционного аппарата работают, слажено, то человек произносит все звуки чётко и ясно. Если же нет, то звуки речи произносятся нечётко и непонятно.Артикуляционная гимнастика для ...

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Представленная презентация знакомит педагогов, родителей с органами речевого аппарата и техникой выполнения артикуляционных упражнений....