Конспект НОД в старшей группе « Проказы зимы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Мандрыгина Ирина Минихатовна

Конспект НОД в старшей группе « Проказы зимы» соответствует решению поставленных в нём коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач с помощью игровых приёмов и смены деятельности.

      Детям приходит письмо от лесных жителей с просьбой помочь им справиться с проказами Зимы. Для этого необходимо выполнить все задания-снежинки, которые приготовила Зима.

      В непринуждённой и игровой обстановке дети уточняют знания о весне, расширяют и активизируют словарь по теме « Весна»,закрепляют умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, развивают мелкую и общую моторику, автоматизируют поставленные звуки.

     Итог занятия: дети справляются со всеми заданиями Зимы и к лесным жителям приходит Весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokazy_zimy.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Проказы Зимы»

Цель : закрепить и уточнить знания детей о весне.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;

- закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-совершенствовать умение связно и последовательно составлять рассказ о весне с опорой  на мнемотаблицу.

-совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие связной речи;

 - развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

-выработка сильной, плавной  воздушной струи;

-автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности;

развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

-Воспитание навыков  активности, инициативности, самостоятельности;

 - отзывчивости, любви и уважения  к родной природе.

Предварительная работа:

 наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение календаря погоды, чтение стихотворений и рассказов о весне.

 Ожидаемые результаты:

- у детей расширится и уточнится круг знаний о весне как времени года;

-сформируется умение пересказывать тексты ;

-пополнится словарный запас;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

-проявятся чувства любви и уважения к родной природе.

Оборудование:  Конверт с  письмом, снежинки: крупные-5шт., средние- по количеству детей, картинки – символы артикуляционных упражнений,

звукозапись –« Звуки весны», макет берёзы, « солнышко», прищепки,                    

«пенёчки»-стульчики, мнемотаблица: « Весна пришла», мячик-колючка.

                                    Ход .

 Логопед .Ребята, лесные жители прислали нам письмо. Послушайте:

 « Дорогие ребята! Уже наступила весна, зима никак не хочет уходить из нашего леса: то тропинки все заметёт, то солнышко спрячет. Помогите нам , пожалуйста, справиться с проказами зимы, выполните её задания, которые спрятались на снежинках. Мы так соскучились по теплу, по пению птиц, по зелёной травке!»

Ну что, ребята, готовы помочь лесным жителям?

 Давайте разомнём наши язычки и отправимся в путь. 

Артикуляционная гимнастика.     (приложение1)

Логопед.1- я снежинка-задание: Надо пойти  по тропинке, обязательно перешагивая все кочки, не пропустив ни одну! Итак, поставим руки на пояс. Идём по тропинке и, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги. 
Логопед называет слова: бочка–кочка-дочка-ночка-кочка-квочка-кочка-точка-почка-кочка. 
Логопед. Сколько кочек вы перешагнули? 
Дети. Четыре кочки. 

Логопед . Молодцы! Ваня, положи снежинку на ладошку и сдуй её  длинной плавной струёй воздуха . Молодец!

2-я снежинка-задание: Закройте глазки и  послушайте звуки леса. 

( Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка…)

-Расскажите, что  вы услышали, но начните со слов: « Я услышал…»

Дети перечисляют, услышанные звуки.

-А какие признаки весны вы ещё знаете?

Ответ детей.

Логопед: Молодцы! Марина, сдуй снежинку, сделав вдох носом, выдох ртом.

3-я снежинка- задание: « Найдите заколдованное дерево и расколдуйте его»

- Ребята, какое же дерево здесь заколдованно?

Д:  берёза

Л: почему?

Д: она вся в снежинках.

Л : А как же мы её расколдуем?

Д: надо сдуть снежинки с неё.

Л : Снимите все по одной снежинки  и плавной струёй воздуха сдуйте с ладошки.

- Молодцы, расколдовали берёзку. Теперь на веточках начнут появляться ..

Д: почки, серёжки, листочки.  

Л: Никита, сдуй снежинку с «лопаточки»

4-я снежинка-задание: отгадать загадку: 

Встаёт рано, ложится поздно, 
Светит ярко, греет жарко.
 

Л.Где-то здесь должно быть солнышко.

(дети находят жёлтый круг)

Л: Что-то не хватает нашему солнышку.

Д: Лучей .
Л: А из чего мы можем сделать лучики?

(ответы детей)

Давайте превратим прищепки в лучики. Для этого надо подобрать слова-признаки к слову «солнышко»

(солнышко какое?- яркое ,жаркое,…. Ребёнок называет слово и прикрепляет прищепку-«лучик»)

Посмотрите, как стало пригревать наше солнышко

Самомассаж лица «Солнышко проснулось» ( приложение №  2)

Давайте немножко поиграем.

Я буду называть слова, а вы,  когда услышите «весеннее» слово, подпрыгнете и хлопнете в ладоши, а если слово будет « не весеннее»  - затопаете:

Мороз, снегопад, ледоход, листопад, метель, оттепель, солнцепёк, капель, апрель, земляника, проталина, подберёзовик, берёзовый сок, снежинка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, снег, вьюга, василёк, урожай, яблоко, ручеёк, гололёд, ромашка, сосулька, огонёк…

5-я снежинка-задание: «Расшифруйте схему» (Мнемотаблица « Весна»)

(приложение № 3)                                                                                

Л. Давайте присядем на «пенёчки». Сначала  я  вам предложу свой рассказ,

а потом вы поделитесь своим рассказом (2 рассказа детей ).

Коля, сдуй последнюю снежинку.

Итог занятия:

А теперь, ребята ,давайте встанем в кружок и с помощью нашего мячика-ёжика вспомним все признаки весны. Начните со слов: « Наступила весна, потому что..»

Ну вот, ребята, мы с вами и разгадали все проказы зимы, и скоро лесные жители встретят весну.

Сейчас вы пойдёте на прогулу и внимательно посмотрите: пришла ли весна на ваш участок?  После прогулки  я к вам приду и вы мне расскажете.

                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                           Приложение1 Артикуляционная гимнастика.

Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим.

 Широко улыбаться, растягивая губы.

 Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык.  

Тянуться языком к правому уху.

Все, что нужно, увидал И налево зашагал.

Тянуться языком к левому уху.

Погулял совсем немножко, Широко

открыл окошко.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает.

Держать рот широко открытым.

 Тянуться языком к носу.

Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает.

Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку.

Язычок не устает: Тянется теперь вперед.

Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.

В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад.

Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта.

Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке.

Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье.

 

                                                                                                                   Приложение2

Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило, и погладило.

Солнышко проснулось,
Щёчек прикоснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило, и погладило.

Солнышко проснулось,
Подбородочка коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило, и погладило. 
Потеплело, потеплело.
Наши ручки – потянулись.
Наши губки – улыбнулись.


                                                                                                                      Приложение 3.

Примерный рассказ логопеда.

Весной пригревает  яркое солнышко. Тают сосульки. Появляются  первые ручейки и лужи .Дети пускают в них  кораблики.  Распускается и пушится верба. Все отмечают мамин праздник - 8-е марта.   Из далёких стран начинают прилетать   перелётные птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы Тема «Зима – кружевница весь лес нарядила!»

Развитие художественно-эстетического восприятия детей, учить видеть красоту и гармонию в формах окружающего мира природы....

конспекты НОД в старшей группе "Проказы Снежной королевы" математическое развитие

...Конспект занятия по математике в старшей группе "Проказы Снежной королевы". В игровой форме дети закрепляют пройденный материал....

Конспект НОД в старшей группе "Зимушка-зима"

Уточнение, углубление знания детей о зиме, о живой и неживой природе родного края зимой....

Конспект НОД в старшей группе «Пришла зима»

Цель:Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтени...

Конспект прогулки в старшей группе «Волшебница Зима»

формирование умений наблюдать за погодой, фиксировать увиденное в календаре наблюдений...

Конспект развлечения в старшей группе «Проказы лесной тётушки»»

Конспект развлечения в старшей группе«Проказы   лесной тётушки»»Описание материала: Позвольте представить Вам конспект развлечения «Заколдованная осень&raq...

Конспект ФЭМП в старшей группе «Проказы Бабы Яги».

Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам.Образовательные задачи:- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщи...