конспекты НОД в старшей группе "Проказы Снежной королевы" математическое развитие
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Толстихина Нина Сергеевна

...Конспект занятия по математике в старшей группе "Проказы Снежной королевы". В игровой форме дети закрепляют пройденный материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Проказы Снежной королевы»

Воспитатель Толстихина Нина Сергеевна

Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Формирование элементарных математических представлений.
Тема: «Проказы Снежной королевы».

Цель: создание социальной ситуации закрепления раннее полученных знаний, умений и навыков.
Задачи: 
Образовательная:создать условия для закрепления навыков порядкового счёта в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счёту месте?; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться на листе бумаги; находить различие в двух похожих рисунках. 
Развивающая: создать условия для развития умения анализировать и сравнивать, зрительного внимания, мелкой и общей моторики.
Воспитательная: создать условия для развития умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материалы: конверт с письмом, цифры от 1 до 9, макеты домов, забора, карточки по количеству детей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал) разные по цвету и величине, цветные шнурки, предметные картинки «Зимние забавы», белое полотно, простой карандаш.

Ход занятия:

I.Организационный момент.
1.Круг радости.
Круг широкий вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево.
В центр круга соберёмся.
И на место все вернёмся!
(Дети выполняют движения по тексту).

I I. Мотивационно-побудительный этап
2. Сюрпризный момент:

-Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Пишут нам жители страны «Математики». Есть фото. Ребята посмотрите, они грустные. Давайте узнаем, почему? (воспитатель читает письмо)

«Дорогие ребята! У нас случилась беда. К нам прилетала Снежная королева и заморозила все наши дома. Помогите нам, пожалуйста, разморозьте наши домики».
-Ребята, поможем им? (ответы детей) Для этого нам нужно отправиться в страну «Математики» и правильно выполнить всезадания Снежной королевы. Вы готовы? (ответы детей). И так, мы отправляемся в путешествие. Чтобы нам узнать, на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вам нужно правильно составить числовой ряд и в этом нам помогут цифры.

(Дети выставляют цифры от 1 до 9)

-Ребята, давайте посчитаем. 
( дети считают от 1 до 10 в прямом порядке, а затем в обратном.)
(Воспитатель переворачивает числовой ряд, а там нарисован самолёт.)

-Ребята, на каком транспорте мы отправимся в путешествие? (ответ детей) 

-Мы летим на самолёте.
Звучит детская зарядка «Самолёт» в исполнении «Чудариков». Дети выполняют соответствующие движения под музыку.
III.Организационно - поисковый этап
1.Игровое упражнение «Расставь правильно». 
Цель: закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10, правильноотвечать на вопросы сколько? На котором по счёту месте?
–Вот мы и прилетели. Смотрите, ребята, перед нами ворота. Их охраняют стражи Снежной королевы-снеговики.
Давайте рассмотрим снеговиков.

-Чем они отличаются друг от друга? (У снеговиков разные по цвету шапочки)

-На котором по счёту месте стоит снеговик в жёлтой шапочке? (на втором)
-Какого цвета шапочка у снеговика на пятом месте? (оранжевая)
-На котором по счёту месте снеговик в синей шапочке? (на четвёртом)
-А снеговик в красной шапочке? (стоит первый)

2.Пальчиковаягимнастика.
-Молодцы! Но ворота почему-то не открываются. Давайте постучим.
Громче пальчики стучите (сжать руки в кулачки)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук 
(стучат по очереди пальцами друг о друга)
Кулачки им помогите 
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
(стучать сжатыми кулачками друг о друга)
-Вот и ворота открылись. Заходим в город «Математики». Город большой, красивый, в нём много интересного, но дома стоят замороженные. Нам придётся их разморозить. 
Вот и первый дом, а жильцы в нём цифры.
3. Игровое упражнение «Соедини правильно». (Дети работают по карточкам).
Цель: устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрами от 1 до 10;
Задание: Воспитатель предлагает детям соединить волшебными ниточками цифры и точки с нужным количеством предметов. 
-Каких предметов по одному? 
- Каких предметов по пять?
-Каких предметов по три?
-Каких предметов по семь?
- Каких предметов по десять? 
- Молодцы! Справились с заданием.
4.Во втором доме живут геометрические фигуры. 
Воспитатель демонстрирует геометрические фигуры, просит детей назвать их: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание по группам:
С помощью шнурка выложить изображение геометрической фигуры.  Дети выкладывают изображение одной из фигур, предложенной воспитателем.
5. Игровое упражнение «Блоки Дьенеша»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры по трём признакам: цвет, форма, размер.
Задание: Воспитатель предлагает детям расставить правильно геометрические фигуры в пустые окошечки, соблюдая данные инструкции:

-Молодцы, мы помогли жителям-геометрическим фигурам, которые живут в этом домике.
6.Физминутка

-Ребята, жители страны «Математики» очень любят время года-зиму и, как и вы любят различные зимние забавы. А во что вы любите играть зимой? (ответы детей: кататься на санках и на лыжах, лепить снеговиков, играть в снежки и т. д.)
-Давайте, мы с вами поиграем в зимние забавы. Для этого, вывнимательно слушайте мои инструкции и правильно размещайте картинки на полотне.
7. Игровое упражнение «Зимние забавы».
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.
Воспитатель предлагает детям оживить картину «Зимние забавы». 
Даёт инструкции:
-в верхнем левом углу светит яркое солнышко;
-в верхнем правом углу движется большая снежная туча;
-в нижнем левом углу дети катаются с горки на санках;
-в правом нижнем углу катиться лыжник;
-в центре дети лепят снеговика.
-Как мы назвали нашу картину? (ответы детей «Зимние забавы»)
8. Пальчиковая гимнастика «Если пальчики грустят – доброты они хотят».

-Ребята, мне кажется наши пальчики грустят. Давайте с ними поиграем, выполним упражнение.
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.(пальцы плотно прижимаем к ладони).

 Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.(«моем» руки, дышим на них).

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).

Гладить ласково начнем.(Гладим ладонь другой ладонью).

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.(Скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат).

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.(каждый палец зажимаем в кулачке)

-Ребята, в третьем доме живут удивительные жильцы: игрушки, герои сказок имультфильмов. Они очень похожи друг на друга, но чем-то они отличаются друг от друга. Давайте с ними познакомимся.

Вам нужно внимательно их рассмотреть. 
9. Игра «Кто внимательный?» (по карточкам)

Цель: развивать зрительное внимание у детей.
Задание: найти чем отличаются друг от друга картинки и раскрасить столько кружков, сколько найдёте отличий между ними. (дети выполняют задание)

-Спросите, сколько и почему кружков они закрасили? Молодцы!

IV. Рефлексивный этап
- Ребята, мы разморозили все домики? Как вы думаете, мы смогли помочь жителям страны «Математики»? Ребята, нам пора возвращаться в детский сад и полетим мы на самолёте. 
- Вот мы и в детском саду. Путешествие было для вас интересным, увлекательным? Что у вас сегодня получалось легко, было не трудным? В чём затруднялись?

Самоанализ НОД по математическому развитию

образовательная область «Познавательное развитие»

в старшей группе «Звёздочка»

Тема НОД: «Проказы Снежной королевы»

Цель: создание социальной ситуации закрепления раннее полученных знаний, умений и навыков.
Задачи: 
Образовательная: создать условия для закрепления навыков порядкового счёта в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счёту месте?; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться на листе бумаги; находить различие в двух похожих рисунках. 
Развивающая: создать условия для развития умения анализировать и сравнивать, зрительного внимания, мелкой и общей моторики.
Воспитательная: создать условия для развития умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материалы: конверт с письмом, цифры от 1 до 9, макеты домов, забора, карточки по количеству детей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал) разные по цвету и величине, цветные шнурки, предметные картинки «Зимние забавы», белое полотно, простой карандаш.

1 этап. Организационно-мотивационный.

Использование организационного момента: «Круг радости» помогло собрать детей, настроить на занятие.

2этап. Мотивационно-побудительный этап.

Наэтом этапе подвела их к теме и цели занятия.Использование игрового сюжета – путешествие в «Страну Математики», письмо от жителей.

3 этап. Организационно - поисковый этап

Ожидаемые результаты: называют цифры от 1 до 10, названия фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); используют в речи слова, обозначающие пространственное расположение предметов.

-понимают учебную задачу и выполняют её самостоятельно. 
- устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; сравнивают фигуры по трём признакам: цвет, форма, размер; умеют ориентироваться на листе бумаги; находят различие в двух похожих рисунках.

3 этап. Рефлексивный этап.

Дидактическая задача: способствовать развитию у детей умение выражать отношение к своей и совместной деятельности.

 Дети на НОД были организованны, проявляли активность и интерес на протяжении всего путешествия.

НОД соответствует поставленным задачам. Были использованы различные виды деятельности детей и формы их организации и методические приёмы.

Кроме всех перечисленных методов на протяжении всех 3 этапов, старалась использовать метод стимулирования и мотивации: эмоциональные методы, метод словесного поощрения. Считаю, что все эти методы и приемы, используемые по ходу занятия, способствовали эмоциональному отклику детей, развитию внимания, мышления, памяти, воображения.

Считаю, что с задачами, которые были поставлены, я справилась и дети тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе (исследовательская деятельность,развития речи, здоровьесберегающие технологии)

Тема: "Волшебное Путешествие"Программное содержание: Расширять предстовление детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирования выводов детьми; помогать нако...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Новые герои» (интерактивные сказки).

В данном занятии показано, как можно обучать детей придумывать сказки. Здесь используется много игр, схемы, сюрпризные моменты, домашние задания для родителей....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»

12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Конечно, о подвиге наших космонавтов, несомненно, нужно знать каждому мальчишке и девчонке. Сначала мы читали стихи, знакомились с первыми космона...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"

Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»

Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...