План работы кружка "Умный карандашик".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Сокерина Натэлла Ивановна

План работы кружка "Умный карандашик" по формированию графических навыков у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnyy_karandashik.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

       План работы  кружка                                                    м и «Умный карандашик»

                  по формированию графических

                 навыков у  старших дошкольников

Учитель-логопед МАДОУ №10

г. Емвы

Сокерина Натэлла Ивановна

                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“ИСТОРИЯ ПИСЬМА РЕБЁНКА

НАЧИНАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО                                        

РАНЬШЕ ТОГО МОМЕНТА,

КОГДА УЧИТЕЛЬ ВПЕРВЫЕ

ВКЛАДЫВАЕТ ЕМУ В РУКИ

КАРАНДАШ И ПОКАЗЫВАЕТ,

КАК НАДО ПИСАТЬ БУКВЫ”

                   Л.С.ВЫГОТСКИЙ.

                

                  Поступление в школу - важный момент в жизни ребёнка. Чем лучше ребёнок будет подготовлен к школе, тем легче пройдёт у него адаптационный период, тем увереннее будет он себя чувствовать.

        Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он, как правило, успевает по всем предметам. А если навык чтения формируется с трудом, чтение становится механическим, без понимания прочитанного, то это влияет на успешность освоения письма.

        Опыт показывает, что значительная часть детей поступающих в школу, не подготовлены к письму. У детей зачастую очень мал опыт выполнение графических заданий, несовершенна координация движений руки. Большинство ребят не умеют правильно сидеть располагать тетрадь, держать ручку и карандаш. Наряду с этим не достаточно владеют основами звукобуквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

       Письмо – сложный навык и в полном объеме  не доступен дошкольнику в силу объективных причин. Письмо имеет сложную психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно – моторные координации моторный контроль, перцептивную регуляцию и некоторые лингвистические умения– способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ.

        Из этого следует – чем лучше у ребенка будут сформированы психо-физические и зрительные функции, фонематический слух и звукопроизношение, тем активнее и прочнее у детей будет проходить процесс освоения чтения и письма.

         Можно ли помочь детям избежать трудности при обучении письму? Конечно да. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Как форма организация такой работы нами создан кружок  «Умный карандашик».

                                 П Р О Г Р А М М А    К Р У Ж К А

                                   « Умный карандашик»

Цель программы – формирование графического навыка письма, развитие зрительного анализа и синтеза, совершенствование мелких движений пальцев рук.

         Работа ведется по четырем направлениям, каждое из которых имеет свои задачи.

             1. Развитие руки.

- Формировать правильный захват орудия письма;

- упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки;

-  развивать мелкую моторику рук.

              2.  Подготовка к технике письма.

                   - развивать пространственную ориентацию;

                   - развивать чувство ритма:

                   - познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней;

                   - Познакомить с правилами проведения горизонтальных и                                                        

  вертикальных линий, закрепить их в практических упражнениях

3.   Аналитико – синтетическая деятельность

      - анализ и синтез графических, условных изображений предметов

             4.   Формирование элементарных графических умений

  - проводить упражнения, подготавливающие к написанию

          элементов школьного шрифта.

 С Р Е Д С Т В А     В Ы П О Л Н Е Н И Я     П Р О Г Р А М М Ы

                   Упражнения для развития руки

  • «Посолим суп»
  • Катаем шарик
  • Скакалочка
  • Урожай
  • Работа со штампами
  • Ниткопись
  • Бисерография
  • Чудесный мешочек
  • Пальчиковые игры
  • Вырезание
  • Обрывание

                     Упражнения по подготовке к технике письма

  • Проверка и уточнение представлений о положении тела
  • Определение направлений в пространстве
  • Определение пространственных взаимоотношений
  • Развитие чувства ритма
  • Знакомство с разлиновкой

 Материалы, используемые  на занятиях:

  • Карандаши простые ребристые трех или шестигранные
  • Карандаши цветные
  • Ножницы
  • Листы с заданиями
  • Тетради в крупную клетку
  • Цветная бумага
  • Предметные картинки
  • Муляжи
  • Объемные и плоскостные геометрические фигуры
  • Образцы написания элементов
  • Материал для развития мелкой моторики рук: бусины,

Нитки, веревочки, прищепки, мелкие игрушки и др.

                     Методические приемы:

  • Беседа
  • Показ
  • Дидактическая игра
  • Рассматривание иллюстраций
  • Демонстрация действий и др.

       На каждом занятии проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, связной и грамматически правильной речи.

       Занятия проходят один раз в неделю. Длительность занятия 15 – 20 минут, что обусловлено пределом непрерывной работы для шестилетних детей.

                       ПЛАНИРОВАНИЕ  КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ

           1. Тема: Детский сад 

     Цель – учить захватывать карандаш большим и указательным        

                   пальцем рабочей руки ;          

                -  закреплять навык определения направлений в

                    пространстве;                

                -  учить проводить прямые и кривые линии.

2. Тема : Кто где живет?

   Цель:  - учить перекладывать карандаш, захватывая большим

                  И указательным пальцем;

                - учить проводить ломаные линии и линии по точкам

                - закрепить знания о диких животных.

3. Тема: На даче.

     Цель : - прокатывать карандаш между ладонями;

                 - уточнять знания об овощах;

                 - знакомить с понятием разлиновка;

                 - учить письму прямых палочек  

4. Тема: Дары осени.

     Цель: - прокатывать карандаш между большим и указательными              п.                  пальцами

                 - учить ориентации в разлиновке “клетка”

                 - закреплять написание палочек

5. Тема: Деревья осенью. 

     Цель: - расслабление кистей рук путём поглаживания листа бумаги

                   сверху вниз  

                 - знакомство с правилом проведения горизонтальных линий

                 - дифференциация предметов по цвету и форме

6. Тема: Птицы собираются в стаи.

     Цель: - расслабление кистей рук путём поглаживания листа бумаги

                   от центра в стороны

                 - формирование правильного захвата орудия письма

                 - обучения рисованию полуовалов

7. Тема: Надо, надо умываться по утрам и вечерам!

     Цель: - вращение пальцев рук сцепленных в замок

        - закрепление навыка обводки по штриховым линиям

        - обучение приёмам бисерографии

 8. Тема: Одежда.

      Цель: - попеременное поглаживание лоскутов ткани с разной

            фактурой

         - формирование умения рисовать прямые линии в

            соответствии с заданным направлением

         - закрепление навыка штриховки

9. Тема: Дикие животные осенью.

     Цель: - круговые движения кистей рук с последующим

           расслаблением

          - массаж пальцев рук с помощью прищепки

                - обучение письму наклонных линий

10. Тема: Путешествие домой.

       Цель: - одновременное вращение больших пальцев рук в стороны

          - развитие чувства ритма

          - обучение письму чередований вертикальных и

                 горизонтальных прямых

11. Тема: Электроприборы.

                       Цель: - удерживание карандаша попеременно пальцами рук

                                  - развитие навыка самоконтроля при закрашивание фигур

        - обучение обводке извилистых линий по штриховке

            12. Тема: Игрушки

                        Цель: - отщипывание кусочков бумаги и расположение их

                                        симметрично  на листе                                  

                                    - закрепление навыка письма параллельных лини

              13. Тема: Зимние забавы детей.

                           Цель: - рисование пальцем в воздухе волны

                                     - подготовка к написанию элемента школьного шрифта

                                        «волны»

                                     - обучение самостоятельному письму элементов

              14. Тема: Звери наших лесов зимой.

                         Цель: - выкладывание из бумажных полосок снежинки

        - обучение рисованию вертикальной волны, зигзага,

                                       спирали

                                     - закрепление навыка зеркального копирования

                                        Изображения

                15. Тема: Хвойные деревья. Ёлка.

                        Цель: - развитие кинезиологических умений(кулак, ребро,

                                    ладонь)

         - обучение рисованию кругов  и овалов

                                   - развитие зрительной памяти и внимания

                 16. Тема: Новый год.

        Цель: - упражнение в наматывании полосок фольги на карандаш                    - обучение рисованию крестиков

                                    - формирование навыка передачи ритмичности рисунка

                  17. Тема: Домашние животные.

                         Цель: - обучение завязыванию бантиков

                                     - обучение рисованию линий с закруглениями

                  18. Тема: Фигуры

                         Цель: - закрепление знаний геометрических фигур

                                     - формирование зрительного гнозиса и навыка рисования

                                        фигуры меньшего размера

                   19. Тема: Профессии.

                          Цель: - закрепление навыка рисования элементов школьного

        шрифта «клубочки»

                                      - развитие мелкой моторики - выкладывание фасолью по                      к                                    контуру

                                      - развитие руки, формирование захвата и удерживания    

                                        мелких предметов в кулаке        

                    20. Тема: Море и его обитатели.

                               Цель: - обучение использованию сформированных навыков д.                                           деятельности          

                                - закрепление правильного ориентирования на листе

        - формирование навыка анализа графических

          изображений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)

Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...