«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Материал статьи содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в проведении артикуляционной гимнастики, физкультминутки, коррекции звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Проблема автоматизации звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее актуальна. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Задачи оптимизации процесса овладения навыками правильного произношения:
- способствовать развитию артикуляторной моторики, мелкой моторики рук;
- формировать навыки самоконтроля произношения;
- способствовать овладению навыками произвольного поведения.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие навыков самоконтроля опираемся на кинезиологический подход.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Учеными и практиками выявлено, что использование данных упражнений позволяет расширить границы возможностей мозга, улучшить память, внимание, мышление, а главное - повысить способность к произвольному самоконтролю. Это является необходимым условием успешного обучения в школе.
Кинезиологические упражнения основаны на чередовании двух типов движений: движения, пересекающие некую среднюю линию тела и односторонние движения тела. Это такие упражнения, как: перекрестные шаги, ухо-нос, фонарики, колечко, кулак-ребро-ладонь, змейка, лезгинка, косичка, двойной рисунок, глазодвигательные упражнения и другие.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях используются упражнения для развития артикуляторной моторики, мелкой моторики, массаж пальчиков, некоторые движения при коррекции звукопроизношения. Данные упражнения применяются также в качестве физкультминуток. Применение специальных упражнений возможно и во время режимных моментов. С каждым днем упражнения могут усложняться, увеличиваться объем и темп их выполнения.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону. Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз. В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.
В процессе автоматизации звука на материале слогов можно использовать такие приемы: произносить слоги и одновременно выполнять движения пальцами рук («Кулак-ребро-ладонь-хлопок»: СА (к) – СО (р) – СУ (л) – СЫ (х), «Пальчики здороваются», «Игра на пианино»).
Движения, пересекающие среднюю линию тела можно использовать в качестве физкультминуток: «Перекрестные шаги», «Ухо-нос», «Дельфинчики ныряют».
Использование кинезиологических упражнений дает как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Задача «Формирование навыков самоконтроля» решается совместно с педагогами групп. В ходе режимных моментов воспитатели используют предложенные выше упражнения со всеми детьми.
Данная система работы позволяет оптимизировать процесс овладения навыками правильного произношения, а также повышает степень готовности ребенка к успешному освоению школьной программы.
Список литературы:
1.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
2. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
4. О.И. Крупенчук. Интерактивная артикуляционная гимнастика. Издательский дом ЛИТЕРА, 2014.
5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Хлоп-топ: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-78240-1454236052.jpg)
Технологическая карта Деловая игра «Формирование у дошкольников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов»
Будет интересно для старших воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820563-1474812159.jpg)
ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»
ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-716951-1448710852.jpg)
Оздоровление дошкольников посредством кинезиологических упражнений.
Материал содержит подборку простейших кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-735739-1578668642.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
Краткая аннотация: в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-735739-1578668642.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-150376-1614270661.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"
Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/23/picture-1323976-1616494273.jpg)
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений
СодержаниеВведение ………………………………………………………&helli...