«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Антонова Наталья Ивановна

Материал статьи содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в проведении артикуляционной гимнастики, физкультминутки, коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Проблема автоматизации  звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее  актуальна. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Задачи оптимизации процесса овладения навыками правильного произношения:

  • способствовать развитию артикуляторной моторики, мелкой моторики рук;
  • формировать навыки самоконтроля произношения;
  • способствовать овладению навыками произвольного поведения.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие навыков самоконтроля опираемся на кинезиологический подход.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Учеными и практиками выявлено, что использование данных упражнений позволяет расширить границы возможностей мозга, улучшить память, внимание, мышление, а главное - повысить способность к произвольному самоконтролю. Это является необходимым условием успешного обучения в школе.

Кинезиологические  упражнения основаны на чередовании двух типов движений: движения, пересекающие некую среднюю линию тела и односторонние движения тела. Это такие упражнения, как: перекрестные шаги, ухо-нос, фонарики, колечко, кулак-ребро-ладонь, змейка, лезгинка, косичка, двойной рисунок, глазодвигательные упражнения и другие.

На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях используются упражнения для развития артикуляторной моторики, мелкой моторики, массаж пальчиков, некоторые движения при коррекции звукопроизношения. Данные упражнения применяются также в качестве физкультминуток. Применение специальных  упражнений возможно и во время режимных моментов. С каждым днем упражнения могут усложняться, увеличиваться объем и темп их выполнения.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону. Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В  упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз. В упражнении  «Индюк»  одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.

В процессе автоматизации звука на материале слогов можно использовать такие приемы: произносить слоги и одновременно выполнять движения пальцами рук («Кулак-ребро-ладонь-хлопок»:  СА (к) – СО (р) – СУ (л) – СЫ (х),  «Пальчики здороваются», «Игра на пианино»).

Движения, пересекающие среднюю линию тела можно использовать в качестве физкультминуток: «Перекрестные шаги», «Ухо-нос», «Дельфинчики ныряют».

Использование кинезиологических упражнений  дает как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Задача «Формирование навыков самоконтроля» решается совместно с педагогами групп. В ходе режимных моментов воспитатели используют предложенные выше упражнения со всеми детьми.

        Данная система работы позволяет оптимизировать процесс овладения навыками правильного произношения, а также повышает степень готовности ребенка к успешному освоению школьной программы.

Список литературы:

1.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

2. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

4. О.И. Крупенчук. Интерактивная артикуляционная гимнастика. Издательский дом ЛИТЕРА, 2014.

5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Хлоп-топ: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Издательство «ГНОМ и Д»,  2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»

ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  посредством кинезиологических упражнений»...

Оздоровление дошкольников посредством кинезиологических упражнений.

Материал содержит подборку простейших кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Методическая разработка "Формирование звукопроизношения посредством игровых упражнений"

Методическая разработка "Формирование звукопроизношения посредством игровых упражнений"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"

Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"...