Рекомендации для родителей по формированию у ребенка навыка самоконтроля за реализацией звукопроизношения.
методическая разработка (старшая группа)

Бунина Дарья Викторовна

Информация о важности формирования самоконтроля за звукопроизношением у ребенка и несколько рекомендаций для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:

 Бунина Дарья Викторовна

МБДОУ № 62 «Родничок»

г. Северодвинск, 2025 год

«Рекомендации для родителей по формированию у ребенка навыка самоконтроля за реализацией звукопроизношения»

Почему необходимо участие семьи в нормализации звукопроизношения?

      В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется поставленным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом.

Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Самоконтроль предполагает наличие эталона (речь взрослого) и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Формы участия семьи в нормализации звукопроизношения:

  • Игры и упражнения,
  • Беседы,
  • Совместное чтение,
  • Выполнение домашних заданий логопеда.

Несколько рекомендаций по формированию у ребёнка навыка самоконтроля за реализацией звукопроизношения:

  • Выполняйте рекомендации и задания логопеда — материал, который изучается на занятиях, даётся домой для закрепления в виде упражнений.
  • Следите за собственной речью. Для детей речь родителей — основной образец родного языка, поэтому она должна быть правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков. 
  • Контролируйте произношение звука вашим ребенком тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, можно напомнить ребёнку о положении органов артикуляции.
  • Прием «Контроль за чужой речью». Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, можно научить ребёнка контролировать речь окружающих. Можно давать задания по контролю за речью друг друга, например в игровой ситуации «Заметь ошибку»,  «Поправь товарища». 
  • Используйте условные сигналы. При произнесении определённого речевого материала можно выделять изучаемый звук голосом, «нажимать» на звук, показывать рукой положение (подъем) языка и так далее.  Если ребенок произносит неверно, дать ему условный сигнал – указательный палец вверх.
  • Используйте дидактические игры.

Основной вид деятельности ребенка – игра. Постарайтесь чаще использовать игровые задания, создавать проблемную ситуации с опорой на жизненный опыт вашего ребенка. Все это позволит наиболее эффективно сформировать навык самоконтроля звукопроизношения. 

Можно использовать такие дидактические игры:

* «Подскажи словечко» (договаривание звука, слогов, слов или фраз: Ла-ла-ла, как твои де..(ЛА)? Дил-дил-дил, в речке крокоди. (Л)

* «Игры с мячом»  : Поймай мяч и назови слово на звук «С». «Самокат»; Кто больше произнесет слов со звуком «С»: весна — автобус — слон — нос — сова…

* Проговаривание чистоговорок, стишков, потешек и выкладывать камушек при произнесении автоматизированного звука.  «Шил Мишутка шубки мышкам».

* «Какой звук потерялся?» Задания даются на автоматизированный звук. Например: звук «С» ми…ка, по…уда, ли..а и т.п. 

  • Общайтесь с ребенком - куда бы вы ни шли, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность,  любознательность, мыслительные процессы. 
  • Используйте наклейки или фишки. За каждое правильно произнесенное слово ребенок может взять понравившуюся фишку, наклейку.  В конце упражнения подсчитывается результат.
  • Хвалите ребенка. Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.  Поощрение придадут уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».

Материал статьи содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в проведении артикуляционной гимнастики, физкультминутки, коррекции звукопроизношения....

План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе.

План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе....

Рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием художественной литературы.у детей четвертого года жизни .

Даны общие рекомендации, как прививать полезные привычки и навыки самообслуживания детям. Для повышения эффективности усвоения детьми различных правил и норм, предлагается  использоват...

Рекомендации для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Рекомендации для родителей  по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах....

Рекомендаций для родителей по формированию у ребенка коммуникативных навыков.

Рекомендаций для родителей по формированию у ребенка коммуникативных навыков....

Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе

Цель – познакомить родителей со способами формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе...