Дизартрия - что это такое?
консультация по логопедии по теме

Якшис Татьяна Ивановна

Консультация для родителей о том, что такое дизартрия и почему необходима взаимосвязь логопеда, врача-невролога и родителей в ее коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya_-_chto_eto_takoe.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Дизартрия – что это такое?

     Проходя медико-психолого-педагогическую комиссию перед поступлением ребенка в речевую группу, многие родители впервые сталкиваются с диагнозом «дизартрия». Слово непонятное и, даже, пугающее. Давайте попробуем разобраться, что же стоит за этим понятием.

     Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы. Именно поэтому диагноз «дизартрия» ставится врачом-неврологом и вся коррекционная работа, проводимая логопедом, должна проводиться в тесной взаимосвязи с врачом! При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа с привлечением средств медицины – это и массаж, и ЛФК, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Успех этой работы в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невролога, логопеда и родителей.

     В чем проявляется дизартрия?

     Во-первых, это нарушение звукопроизношения. Ребенок с дизартрией чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. К этому может быть добавлено искаженное произношение звука [р], или отсутствие звуков [р] и [л]. И даже если речь ребенка понятна для окружающих, то она нечеткая, смазанная, как будто каша во рту. Для дизартрии характерен более длительный период коррекции звукопроизношения. Очень часто дети с дизартрией нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят твердую пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т.к. им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, может неаккуратно есть, плохо полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы щек, языка, губ.

     Во-вторых, недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот, резкий), нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается), темп речи может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально не окрашена.

     В-третьих, у детей с дизартрией слабо развита общая и мелкая моторика. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, заправлять рубашку в брюки. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Все, что нужно выполнять руками, особенно где требуются мелкие, точные движения пальцев рук (лепка, работа со счетными палочками, перебирание крупы, семян и т.п.) – для них - сущее наказание. Дети с дизартрией могут быть моторно неловки, медлительны и утомляемы при сложных движениях. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной ножке. У детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в пространстве: путают право – лево, верх – низ.

     В-четвертых, у детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь.

     Безусловно, дизартрия – сложное нарушение, но при совместной работе логопеда, врача-невролога и родителей все поправимо!

     Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:

-1-2 раза в год посещать невролога. При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;

-четко выполнять рекомендации логопеда, закреплять пройденный в детском саду материал, автоматизировать поставленные ребенку звуки;

-приобщать детей к занятиям физкультурой, спортом;

-развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки и т.п.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...