Работа по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Голых Елена Александровна

 

Работа по коррекции и нарушения грамматического строя речи должна осуществляться в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребёнка: умение анализировать речевой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учётом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируется представления о различных грамматических формах и конструкциях, которых затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформление свободных высказываний. В статье предложены игры и упражнения по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

                         Д/и «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных ед.ч и мн.ч).

У взрослого один предмет, у ребёнка (на прилавке магазина) – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребёнок: А в магазине - яблоки и т.д.

                        Д/и «Угадай, кому нужны эти предметы?»: (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске расставлены картинки. Слева - те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определённых предметов. Справа – картинки с недостающими предметами.

Логопед показывает детям предмет, предлагает назвать, кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картине.

Указка (кому?) учителю

Весы (кому?) продавцу

Кисть (кому?) художнику и т.д.

                       Д/и «Кто чем управляет?»: (закрепление формы творительного падежа по) теме: «Транспорт» На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задаёт вопрос «кто управляет автобусом, самолётом, поездом кораблём?». Дети должны ответить полным предложением.

Глаголы:

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3 – го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

1) понимание и употребление предложно – падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа.

                       Д/и: «Что с чем?», «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом (с)). Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньями,корзина с грибами, ваза с цветами. Логопед предлагает детям назвать «что с чем изображено на картинке».

Глаголы:

дифференциация глаголов 1,2,3 – го лица настоящего времени;

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

                      Д/и «Умная стрелка» (закрепление согласования глагола и существительного в числе): Используются наглядное пособие: круг, разделённый на части, и подвижная стрелка, закреплённая в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия. Логопед называет действие ( рисует, играют, строят, умывается, причёсывается и т.д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Девочка причёсывается расчёской. Мальчик рисует дом.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

Употребление предложно – падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

                      Д/и «С чем корзинка, с чем ящик?».(закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом (с)). У детей игрушечные корзинки, ящики, муляжи овощей и фруктов.

Логопед: Куда мы положим фрукты?

Ребёнок: В корзинку.

Логопед: А куда мы положим овощи?

Ребёнок: В ящик.

Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?

Ребёнок: У меня ящик с капустой и т.д.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

        При формировании формообразования в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний: а) глагольные, б) субстантивные, в) адъективные, г) наречные, д) местоименные, е) словосочетания с числительными.

        В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, особое внимание должно уделяется уделяться глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.

Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

     а) предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);

      б) предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке);

       в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

            По закреплению форм словоизменения в предложениях также должна учитываться семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:

1. Нераспространённые предложения: субъект – предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).

2. Распространённые предложения из трёх – четырёх слов:

      а) субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (Девочка рисует дом);

     б) субъект – предикат – объект – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);

      в) субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельства места (Дети играют в саду);

      г) субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду);

       д) субъект – предикат – объект – атрибутив: подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

3. Предложение с однородными членами.

4. Сложносочинённые предложения.

5. Сложноподчинённые предложения.

Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.

1. Вначале детям предлагают картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Даётся задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду – картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинок.

2. Дети называют картинки второго ряда (например, слоны, столы, шарфы, шкафы…) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.

3. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задаёт вопрос: «Что слышится в конце этих, слов?» или «Какой, одинаковый звук слышится в конце этих слов?»

Сравниваются пары слов: стол – столы…. Определяется их различие по семантике (стол – один предмет столы – много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы (стол – ы, слон – ы и т.д.).

Формирование словоизменения глагола.

Формирование словоизменения глагола у дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласованию с существительным уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого).

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола.

1. Согласование глаголов 3 –го лица настоящего времени и существительных в числе:

       а) дифференциация глаголов 3 – го единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, молчит – молчат, поёт – поют, звенит – звенят, стучит – стучат, гремит – гремят и др.);

        б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, прыгает – прыгают, бросает – бросают);

         в) с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут, стережёт – стерегут, толчёт – толкут);

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 – го лица:

         а) дифференциация в единственном числе;

        б) дифференциация во множественном числе;

        в) дифференциация 1, 2,3 –го лица единственного и множественного числа.

3.Согласование глагола прошедшего времени с существительными в роде и числе:

        а) согласование глаголов и существительного мужского рода;

        б) согласование глагола и существительного женского рода;

        в) согласование глагола и существительного среднего рода;

        г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Формирование словоизменения прилагательных.

Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР должно осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

Трудности усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлечённой семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребёнок становится способным выделять из образа предмета, какой либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства.

При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагательных.

Рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения прилагательных.

1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

           1) формы мужского рода: с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховой);

С безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, жёлтый, весёлый, синий, высокий);

            2) формы женского рода: с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая); с безударным окончанием (добрая, высокая, весёлая, холодная);

            3) формы среднего рода: С ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое); с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое)

2. Согласование с существительным в косвенных падежах единственного числа:

            1) в беспредложных конструкциях;

             2) в предложных конструкциях.

3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

           1) в беспредложных конструкциях;

           2) в предложных конструкциях;

Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее - в связной речи.

Таким образом, работа по коррекции и нарушения грамматического строя речи должна осуществляться в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребёнка: умение анализировать речевой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учётом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируется представления о различных грамматических формах и конструкциях, которых затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформление свободных высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР

Предлагается последовательность работы по формированию простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Большое внимание отво...

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогене...

Опыт работы "Обогащение содержания работы по формированию ЭМП у дошкольников с ОНР лексиконом в рамках тематического планирования".

Теоретическая значимость опытаДанный опыт представляет собой систему работы по формированию ЭМП у детей с ОНР.Практическая значимость опыта.          Преимущест...

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в  развитии лексики, морфологической и синтакси...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...