Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Попова Анна Семеновна

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно – логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

            Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

            Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

            Первый этап формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

            Существительные:

1)      Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2)      Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

            Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

            Существительные:

1)      Понимание и употребление предложно – падежных конструкций единственного числа;

2)      Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

1)      Дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

2)      Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

 

 

Существительные:

Употребление предложно – падежных  конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование  словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

 

     Формирование словоизменения существительных

            С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.

1.      Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2.      Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж(нулевое окончание, окончания  -у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падежи(со значением орудийности).

3.      Овладение предложно – падежными конструкциями единственного числа.

4.      Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5.      Формирование предложно – падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой

учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова(подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразования(чередования, беглые гласные и др.).

            На начальном этапе работы отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры основы слова при формообразовании.

 

         Формирование словоизменений глаголов

            Формирование словоизменений глагола у дошкольников с ОНР проводится начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласованию с существительными уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирование у детей грамматически правильного предложения необходимо  прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.

            Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе.

1.      Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

а) дифференциация глаголов3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят и др.);

б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят и др.);

в) с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут и др.).

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

а) согласование глагола и существительного мужского рода;

б) согласование глагола и существительного женского рода;

в) согласование глагола и существительного среднего рода;

г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

 

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1.      Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – огурцы. И т.д.

2.      Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Морковь, свёклу, репу, редис выдергивают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

3.      Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает:

«Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы).

«Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис).

«Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т.д.

4.      Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке – нитка,                               А книжке – обложка.

Уткам – пруд,                                   Стихи – поэту,

Забору – калитка,                             А братишке – сестра,

А лентяю – труд,                              И всем воскресенья нужны,

Супу – картошка.                             Без сомненья.

Солнышко – лету.

5.      Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

6.      Игра «Кто чем работает?» (закрепление формы творительного падежа существительных).

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед просит детей ответить на вопрос: «Кто чем работает?».

Парикмахер – ножницами,                        дворник – метлой,

Маляр – кистью,                                          лесоруб – пилой,

Плотник – топором,                                                садовник – лопатой.

 

7.      Ответы на вопрос: «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).

Резать – ножом, ножницами                      писать – ручкой,

Умываться – водой,                                     вытирать – тряпкой,

Пилить – пилой,                                          причесываться – расческой,

Вытираться – полотенцем,                         упаковывать – бумагой,

Рисовать – кисточкой,                                есть – ложкой.

8.      Игра «Что (или кто) где находится?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где

находится?». В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

            Примерные картинки см. в тексте выше.

 

9.      «Игра в поезд» (закрепление предложно – падежных конструкций, дифференциация

Предлогов в, на, под).

            На доске макет поезда.

 

10.  Игра «Правильно подними карточку».

У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет

Словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующую карточку.

11.  Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих

направление движения: в – из, на – с, к – от).

            Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

            Мальчик положил мяч в ящик.

 

12.  Составление  рассказа по графической схеме.

На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям,

используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Прогулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).

 

13.  Игра «Мой, моя, моё, мои» (закрепление согласования притяжательных

местоимений  с существительными).

Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т.д.); «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т.д.); «это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто и т.д.).

 

14.  Игра «Найди ошибку».

Логопед предлагает детям послушать предложение  и определить, правильно ли оно

составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

1.      Шел дождь, потому, что я взяла зонтик.

2.      Цветы не поливали, потому, что они засохли.

3.      Солнышко прячется, потому, что ночью темно.

 

15.  Игра «Придумай умные вопросы».

Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос «почему?».

Давайте  придумаем ему  трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились потому, что их забыли завести или потому, что они сломались).

 

16.  Игра «Почемучкины вопросы».

1.      Почему птицы улетают на юг?

2.      Почему наступает зима?

3.      Почему ночью темно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovoizmeneniya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

        

        Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно – логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

        Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

        Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

        Первый этап формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

        Существительные:

  1. Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
  2. Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

        Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

        Существительные:

  1. Понимание и употребление предложно – падежных конструкций единственного числа;
  2. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

  1. Дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
  2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

Употребление предложно – падежных  конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование  словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

     Формирование словоизменения существительных

        С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.

  1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
  2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж(нулевое окончание, окончания  -у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падежи(со значением орудийности).
  3. Овладение предложно – падежными конструкциями единственного числа.
  4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.
  5. Формирование предложно – падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой

учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова(подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразования(чередования, беглые гласные и др.).

        На начальном этапе работы отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры основы слова при формообразовании.

         Формирование словоизменений глаголов

        Формирование словоизменений глагола у дошкольников с ОНР проводится начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласованию с существительными уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирование у детей грамматически правильного предложения необходимо  прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.

        Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе.

  1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

а) дифференциация глаголов3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят и др.);

б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят и др.);

в) с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут и др.).

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

а) согласование глагола и существительного мужского рода;

б) согласование глагола и существительного женского рода;

в) согласование глагола и существительного среднего рода;

г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – огурцы. И т.д.

  1. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Морковь, свёклу, репу, редис выдергивают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

  1. Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает:

«Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы).

«Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис).

«Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т.д.

  1. Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке – нитка,                        А книжке – обложка.

Уткам – пруд,                         Стихи – поэту,

Забору – калитка,                         А братишке – сестра,

А лентяю – труд,                         И всем воскресенья нужны,

Супу – картошка.                         Без сомненья.

Солнышко – лету.

  1. Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

  1. Игра «Кто чем работает?» (закрепление формы творительного падежа существительных).

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед просит детей ответить на вопрос: «Кто чем работает?».

Парикмахер – ножницами,                        дворник – метлой,

Маляр – кистью,                                 лесоруб – пилой,

Плотник – топором,                                 садовник – лопатой.

  1. Ответы на вопрос: «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).

Резать – ножом, ножницами                писать – ручкой,

Умываться – водой,                                вытирать – тряпкой,

Пилить – пилой,                                 причесываться – расческой,

Вытираться – полотенцем,                        упаковывать – бумагой,

Рисовать – кисточкой,                        есть – ложкой.

  1. Игра «Что (или кто) где находится?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где

находится?». В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

        Примерные картинки см. в тексте выше.

  1. «Игра в поезд» (закрепление предложно – падежных конструкций, дифференциация

Предлогов в, на, под).

        На доске макет поезда.

  1. Игра «Правильно подними карточку».

У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет

Словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующую карточку.

  1. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих

направление движения: в – из, на – с, к – от).

        Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

        Мальчик положил мяч в ящик.

  1. Составление  рассказа по графической схеме.

На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям,

используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Прогулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).

  1. Игра «Мой, моя, моё, мои» (закрепление согласования притяжательных

местоимений  с существительными).

Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т.д.); «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т.д.); «это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто и т.д.).

  1. Игра «Найди ошибку».

Логопед предлагает детям послушать предложение  и определить, правильно ли оно

составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

  1. Шел дождь, потому, что я взяла зонтик.
  2. Цветы не поливали, потому, что они засохли.
  3. Солнышко прячется, потому, что ночью темно.

  1. Игра «Придумай умные вопросы».

Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос «почему?».

Давайте  придумаем ему  трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились потому, что их забыли завести или потому, что они сломались).

  1. Игра «Почемучкины вопросы».
  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в  развитии лексики, морфологической и синтакси...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...