Главные вкладки

    Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Малолеткова Марина Владимировна

     

    Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении всего занятия «садит» цветочную поляну, из цветов, которые  получает за правильно выполненные задания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_stranu_zvuka.docx666.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Путешествие в страну звука [Л].

    Цель: автоматизация звука [Л]  словах и предложениях.
    Задачи:

    образовательные:

    - закреплять правильное произношение звука [Л]  словах и  предложениях;

    - упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах;
    - формировать навыки согласования числительного с существительным;

    - формировать навыки согласования слов в предложении;

    - учить отгадывать ребусы.

    коррекционно-развивающие:

    -развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

    -обогащать и расширять словарный запас;

    - закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

    воспитательные:

    -воспитывать самостоятельность, умение контролировать собственную речь, интерес к занятию.

    Словарная работа: плотник.

    Оборудование: игрушка пчелы, звуковая схема, зонтик с цветами,  цветы, топиарий, колокольчик, мячик, картинка «Пароход гудит»,  презентация.

    Ход занятия

    I.  Орг. момент.

    - Здравствуй. Давай улыбнёмся друг другу. Пусть наше занятие принесёт  радость общения. 
    II. Постановка темы занятия. Психологический настрой.

    - Сегодня на занятии мы с тобой  отправимся в страну звука [Л]. А вот кто всё занятие нас будет сопровождать, ты узнаешь, если отгадаешь загадку.

    Сок цветов душистый пьёт,

    Дарит нам и воск, и мёд.

    Людям всем она мила

    А зовут её?... (пчела).

    - Правильно, это весёлая и добрая пчела. Я забыла, как  зовут пчелу, помню только, что  в её имени есть звук [Л]. Имя пчелы соответствует данной схеме                    

    - По схеме определи место звука, и какой это звук по твёрдости – мягкости.

    - Может пчелу зовут Майя? Жужа? Лара? Юля? Стелла?

    - Ты знаешь, что пчёлы очень трудолюбивые насекомые. Скажи,  какую пользу приносят пчёлы людям?  А из чего они готовят мёд? (Из цветочной пыльцы). А где они берут цветочную пыльцу?

    - Предлагаю сегодня на занятии порадовать пчёлку, посадить для неё цветочную полянку. За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать цветок.

    - Ты не волнуйся, я уверена, у тебя обязательно всё получиться.

    - Расскажи Стелле  как на занятие нужно работать.

    На занятие не молчать,

    Чётко, ясно отвечать,

    Слушать внимательно,

    Ничего не пропускать,

    Работать старательно.

    III. Дыхательная гимнастика.

    - Начнём наше занятие с дыхательной гимнастики. Пересядем за зеркало. Сядь спокойно, не напрягайся, плечи не поднимай.

    Вдох через нос, выдох через рот.

    Вдох через рот, выдох через нос.

    Вдох и выдох через нос.

    Вдох и выдох через рот.

    - Подуй на цветы так, чтобы они закрутились. (Губы трубочкой, щеки не надувать, плечи не поднимать, воздушная струя длительная и плавная)

    - Понюхай цветок. (Топиарий) (Вдох один раз, два, три раза, выдох плавный).

    IV. Самомассаж,  артикуляционная гимнастика.

    - Чтоб губы, язычок всегда были в порядке,  поможет нам самомассаж и артикуляционная гимнастика.

    а)        самомассаж

    Ручки растираем (дети потирают ладони)
    И разогреваем 
    (хлопают в ладоши)
    И лицо теплом своим 
    Нежно умываем 
    (проводят по лицу сверху вниз)
    Пальчики сгребают все плохие мысли 
    (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
    Ушки растираем
    Сверху вниз мы быстро 
    (растирают ушки)
    Их вперед сгибаем
    Тянем вниз за мочки
    А потом руками
    Трогаем мы щечки.

    б) артикуляционная гимнастика. Совместные движения артикуляционных органов и кистей рук.

    «Толстячок» (ручки в кулачок) - «Худышка» (ладони соединить на уровни груди)

    «Заборчик» (пальцы врозь)  - «Хоботок» (пальцы в щепоть)

    «Обезьяна» (кулачки смотрят вниз) - «Бульдог» (кулачки смотрят вверх)

    «Кружок» (пальцы в щепоть, синхронные круговые движения)

    «Футбол» (указательные пальцы двигаются синхронно вправо- влево)

    «Мышка бегает по язычку» (пальчики бегают по парте); Слоник бегает по язычку» (пальчики стучат  по парте);

     «Парус» (ладошки «ковшиком», ладони вверх). 

    - За дыхательную и артикуляционную гимнастику получай  два цветка.

    V. Пальчиковая и зрительная гимнастика «Пчёлки». (См. презентацию, слайд 2)

    - Пчёлка, предлагает поиграть. Поиграем с пальчиками.

    Домик маленький на ёлке,  Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка).

    Дом для пчёл, а где же пчёлки? На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

    Надо в домик постучать,

    Раз, два, три, четыре, пять. Стучит кулачком о ладонь.

    Я стучу, стучу по елке,  Меняют руки. Стучит кулачком о ладонь.

    Где же, где же эти пчелки? Разводит руками,

    Стали вдруг вылетать: Пальцы растопырить и шевелить ими.

    Раз, два, три, четыре, пять! Указательным пальцем считают пчёл.

    VI. Работа над силой голоса. Игра «Тихо-громко».

    - Давай вспомним, какой звук помогает пароходу гудеть?

    - Напомни, в каком положении губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Л]? (Губки улыбаются, язычок «чашечкой», кончик языка упирается в верхние зубки).

    «Пароход гудит» - Л-Л-Л.  Чем дальше пароход от пристани, тем тише он гудит и чем ближе к пристани, чем громче гудит.

    - Ты заработал свой следующий цветок.

    VII. Развитие фонематического слуха.

    -Я буду произносить слова,  если услышишь в слове звук [Л], звони в колокольчик.

              лампа         полка          компот        луна          стул               веник               молоко

              белка          ворона        слон             банка        горшок         учебник          дятел

    - Молодец, ты заработал свой следующий цветок.

    VIII. Автоматизация звука [Л] в словах. 

    Упражнение «Ребусы». Дидактическая игра 1-5. (См. презентацию, слайд 3-7)

    - Предлагаю отгадать ребусы и поиграть в игру со словами отгадками.

    - Прочитай слог. Добавь к слогу название картинки.

    Бу-лавка. Ку-лак. Каб-лук. Стол-бы. У-кол. Плот-ник.

     Плотник – профессия, которая связана с обработкой дерева.

    - За каждый ребус получай  цветок, т.к. было 6 ребусов, возьми 6 цветов.

    IX. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках. 

     - Стелла предлагает тебе поучиться сочинять стихи со словом пчела. Не забывай четко и правильно произносить звук [Л].

    Лу-лу-лу, я увидел… (пчелу).

    Лы-лы-лы, не испугался я …(пчелы).

    Ёл-ёл-ёл, я ловил … (пчёл).

    Ла-ла-ла, больно жалит … (пчела).

    Ол-ол-ол, не ловите дети … (пчёл).

    Ла-ла-ла, вкусный мёд готовит … (пчела)1

    - Ты заработал свой следующий цветок.

    Логопедическая распевка «Гол в окне». (См. презентацию, слайд 8)

    - Пчёлка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

    C:\Users\Марина\Desktop\мар\д.с. авторы\Логоритмика_для_детей_6-7_лет\Логопедические распевки\Логопедические распевки 025.jpg

    - Молодец. Ты  заработал ещё цветок.

    X. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

    - Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения.

    - Я буду бросать тебе мяч с предложением, которое придумала Стелла. А ты  послушай  внимательно,  исправь ошибки и верни мне мяч.

    Салат ел Милу.

    Салазки везут Славу.

    Пол упал на стул.

    Футбол уехал на папу.

    Лопатка взяла Лолу.

    Ладони вымыли Клаву.

    - Молодец. Получай цветок.

    XI.  Итог занятия. Рефлексия.

    - Как много цветов растет на лужайке. Как рада Стелла!

    - Как ты думаешь, как ты сегодня работал на занятии?

    - Какое задание  тебе понравилась больше всего?

    - Наше путешествие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой.

    - Пока ты работал, Стелла тоже не отдыхала, она успела из твоих цветов собрать нектар и оставила для тебя угощенье.  

    - Спасибо за занятие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

    На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

    Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

    В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

    Дидактическая игра по обучению грамоте 5-6 лет на интерактивной доске. "Разноцветные листочки","Найди слову домик",«Путешествие в страну звуков»,«Найди домик »

    "Разноцветные листочки"Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные) .Материал:1. Карточки- дикие животные: лев, лось, ёж, рысь, волк, тиг...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

    На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

    Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. "Путешествие в зоопарк"

    Развивающие задачи:- развивать познавательные способности детей: внимание, память, восприятие, мышление;- развивать у детей грамматически правильную связную речь, умение поддерживать беседу.  Учи...

    Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

    формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....