Методика постанвки звуков разных звуковых групп.
статья по логопедии по теме

Назари Галина Рафаиловна

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

 

РАЗНЫХ ЗВУКОВЫХ ГРУПП

            Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки малыш произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. ОТ характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

            Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, особенно таких, которые на слух мало чем отличаются от правильного произносимых. Например, трудно заметить такой дефект, как искаженное (горловое) произнесение звука [р]. Подметить недостатков такого рода можно, если сопоставить свою артикуляцию, то есть собственное произношение звука, с произношением ребенка.

            При проверке обращайте внимание прежде всего на правильность произнесения таких звуков, как [ш], [ж], [ч], [щ] (группа шипящих); [с], [сь], [з], [зь], [ц] (группа свистящих); [р], [рь], [л], [ль]. Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребенок начинает правильно произносить их, как правильно, позже всех остальных. Нарушения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются в исключительных случаях.

            Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук (например, [р]) или же целую группу звуков (например, шипящих: [ш], [ж], [ч], [щ]), иногда только звуки [р] и [ч].

            Обычно нарушение в произношении твердых согласных (например, звука [р]) сопровождается неправильным произнесением его мягкого варианта ([рь]); нарушение произношения внутри одной фонетической группы (например, звука [ш] из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы – [ж], [ч], [щ]. Поэтому при проверке звука [ш] или звука [с] обязательно нужно обращать внимание на то, как ребенок произносит другие звуки этой группы.

            Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, в которых проверяемые звуки встречаются наиболее часто. Звуки, которые ребенок произносит неверно, отметьте в специальной тетради.

            Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Подберите картинки так, чтобы при назывании предметов, изображенных на них, проверяемые звуки находились в разных позициях (в начале, середине и в конце слова). Проверяемый согласный звук должен быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. Для проверки правильности произнесения звуков [р], [рь]; [л], [ль], [ш], [ж], [ч], [щ], [с], [сь], [з], [зь], [ц] предлагаем подобрать примерно такой набор картинок: рак, пирамида, топор, редиска, огурец, дверь, кровать, ведро, виноград; лопата, палатка, дятел, лимон, коляска, ель, платье, белка, клетка; шары, машина, карандаш, шляпа, лягушка, кувшин, жуки, жираф, ножик, часы, черепаха, мяч, птичка, бабочка, пчела, щенки, клещ; собака, бусы, автобус, сено, велосипед, гусь, слон, носки, свинья, забор, ваза, козленок, зебра, газета, обезьяна, цветок, мыльница, заяц.

            Обратите внимание, во всех ли словах ребенок неправильно произносит тот или иной звук; каков характер нарушения звука: заменяет звук другим, опускает его или искажает (при искажении звук есть, но ребенок произносит его недостаточно отчетливо и часто).

            И наконец, проверьте, как ребенок произносит звук изолированно. Для этого предложите ему повторить за вами тот звук, который он не произносит в речи или в словах.

            Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если он опускает звук [р] (произносит слово корова как коова), то сначала надо вызвать (получить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах и ввести в речь.

            При неустойчивом же произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других - нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

            При замене же одного звука другим кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различию вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял, то есть отдифференцировать его не только в произношении, но и на слух. Например, при замене звука [ш] звуком с (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать эти звуки.

            При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение, которое затем закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

            Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к таким упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук  по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести рокот мотора при неправильном произнесении звука [р], шум листьев деревьев или шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д.

            Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

            Чем лучше будет проведено подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобиться времени для подготовительных упражнений. В одних случаях – три занятия, в других – несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

            Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, о, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и в речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Для закрепления звуков в словах используйте картинки, в названиях которых имеются отрабатываемые звуки. Вновь вызванный звук следует закреплять сначала в таких словах, в которых он находится в начале, затем в конце, потом в середине.

            Ребенок закрепляет звук в речи, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки и заучивая пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, насыщенные нужными звуками. Для введения звука в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картинкам.

            В задачу закрепления звука входит и работа по различию вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например, [ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л] и др.

            Исправление неправильно произносимых звуков – это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к работе, объясните ребенку цель занятий. Время, необходимое для исправления звука, зависит от характера его нарушения, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2-3 недель до 4 месяцев.

            Взрослый должен учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от него с первого раза выполнить то или иное упражнение или тем более сразу произнести правильно звук. Работу по исправлению дефекта взрослому надо организовать так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

19 января 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение звукопроизношения. Методика постановки звуков разных языковых групп. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Артикуляционные профили  звуков и их анализ - пройдя по ссылке, вы увидете гораздо больше интересного и полезного материалакаппацизмысигматизмыротоцизмыламбдацизмыПосановка звуков Артик...

Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.

ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.  Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу

БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и ...

Консультация на тему: «Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны».

Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны»....

Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны".

Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны"....

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...