Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.
презентация к уроку по логопедии на тему

Зинченко Светлана Ивановна

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией Подготовила учитель-логопед: Зинченко Светлана Ивановна

Слайд 2

Дизартрия Это заболевание вызванное нарушением произносительной стороны речи вследствие органического поражения ЦНС. У детей дизартриков отмечается: Ограниченная подвижность речевой и мимической моторики. Нечеткое, смазанное звукопроизношение. Тихий, слабый или наоборот резкий голос. Нарушенный ритм дыхания. Речь теряет свою плавность. Темп речи ускоренный или наоборот замедленный.

Слайд 3

Многолетние наблюдения показали, что еще одной проблемой дизартриков является монотонность голоса. Речь течет, как медленная река, не вызывая эмоционального всплеска. А ведь, если продолжить эту метафору, то голос ребенка должен журчать, как быстрый ручей, переливаясь гаммой звуков и оттенков. И этот «ручей» называется на научном языке – «диапазоном голоса». В этом понятии уместились высота голоса и его громкость, сила и тембр голоса.

Слайд 4

Просодическая сторона речи включает в себя: Силу голоса Высоту голоса Темп Ритм Логическое ударение Интонацию

Слайд 5

Сила голоса Это умение управлять голосом, умело делая переходы от громкого звучания к тихому и наоборот.

Слайд 6

Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса. Инструкция №1 Инструкция №2 Слушай внимательно. Плывет пароход, он гудит – УУУУУ. Если пароход близко – он гудит громко, если далеко – тихо. Услышишь громкий гудок – подними карточку, где пароход близко, тихий гудок – где далеко. Послушай как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадать по их голосу далеко они от нас находятся или близко.

Слайд 7

Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса. Инструкция №1 Инструкция №2 Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др. Если они далеко? Если они близко? Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? Если они близко?

Слайд 8

Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. Инструкция №1 Инструкция №4 Покажи, как гудит приближающийся пароход, самолет, машина и др. Покажи на одном выдохе как воет сирена – сначала тихо, потом все громче и громче, а потом снова затихает. Инструкция№3 Инструкция№2 Покажи , как гудит удаляющийся самолет , машина, пароход и др. Покажи , как подают голос приближающиеся ( удаляющиеся) животные , насекомые, птицы .

Слайд 9

Высота голоса Если прислушаться к речи окружающих и своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне. Затем опять повышается, падает. Этот процесс происходит не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним и низким называется гибкостью голоса.

Слайд 10

Восприятие изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса. Послушай и покажи, кто так подает голос: кошка или котенок, собака или щенок и.т.д. АВ - собака АВ - щенок МУ - корова МУ - теленок Инструкция №1

Слайд 11

Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса. Покажи, как гудит большой пароход и маленький, как подают голос животные и детеныши. У - большой пароход (низкий голос) У - маленький пароход (высокий голос) Инструкция №1

Слайд 12

Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движение руки. Инструкция №1 Инструкция№4 Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом спуститься. Когда голос поднимается по ступенькам он повышается и становится тоньше, а когда спускается наоборот ниже. Покажи, как звенит колокол. ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ ДОН ДОН Инструкция№3 Инструкция №2 Покажи, как укачивают куклу. А А А А А А П окажи , как стучат часы. ТИК ТИК ТИК ТАК ТАК

Слайд 13

Темп Это средство художественной выразительности, придающее речи живость, динамику, богатство выразительного звучания.

Слайд 14

Восприятие темпа речи. Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально. Черепаха ползает медленно - и говорит очень медленно. Заяц бегает быстро – и говорит очень быстро. Послушай предложение (стихотворение, текст) угадай как я говорю и подними соответствующую картинку. Инструкция №1

Слайд 15

Отраженное воспроизведение темпа произнесенного предложения стихотворения, текста. Послушай внимательно предложение и повтори его за мной точно так же. Весной тает снег и бегут ручьи. - № темп Самолет построит сами и помчимся на лесами. – быстрый темп Улитка носит свой домик на спине. – медленный темп Инструкция №1

Слайд 16

Самостоятельное управление темпом речи (по сигналу логопеда на материале небольшого уже знакомого стихотворения. Ты будешь читать стихотворение, как увидишь карточку с зайцем – читай быстро, увидишь черепаху – читай медленно. А если увидишь ежа – читай нормально, спокойно. Инструкция №1

Слайд 17

Ритм Это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, в единстве с содержанием.

Слайд 18

Восприятие ритма. Инструкция №1 Инструкция №3 Определение количества изолированных ударов. Послушай, сколько было ударов и покажи карточку, на которой изображено нужное кол-во ударов. Определение количества акцентируемых ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами. Инструкция №2 О пределение количества при прослу - шивании серии простых ударов. Послушай , сколько было ударов и покажи нужную карточку.

Слайд 19

Воспроизведение ритма. Самостоятельное воспроизведение по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированных ударов. Узнавание ритмического рисунка одного из 2-х стихотворных текстов. Инстр-я №6 Самостоятельное воспроизведение по подражанию серии простых ударов . Узнавание ритмического рисунка фразы при простукивании. Инстр-я №5 Инстр-я №4 Инстр-я №3 Инстр-я №2 Инстр-я №1 Самостоятельное воспроизведение по подражанию серии акцентируемых ударов. Самостоятельное записывание знаками ( тихий удар – громкий удар) услышанных ударов.

Слайд 20

Логическое ударение Это наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смысловых отношений между словами. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении. Есть четыре способа выделить слово. Более замедленным произношением. Усилением голоса. Изменение высоты голоса. Паузой перед словом или после него.

Слайд 21

Восприятие логического ударения. Инструкция №1 Инструкция №3 Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать его. - Емеля поймал щуку. - Емеля поймал щуку. - Емеля поймал щуку. Умение определять слово, выделенное голосом в каждой строчке стихотворного текста. Я забрался под кровать, Чтобы брата напугать. На себя всю пыль собрал, Очень маму напугал. Инструкция №2 Умение выделять слово, выделенное голосом в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку . - Бабушка вяжет кофту? - Бабушка вяжет кофту ?

Слайд 22

Воспроизведение логического ударения. Воспроизведение фразы с логическим ударение по образцу. Инструкция: Слушай внимательно и повтори предложение, выделяя в нем голосом «главное» слово. Маша идет в школу. У Коли новый мяч. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам. Инструкция : Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово. Бабушка вяжет носок. Кто вяжет носок? Что делает бабушка? Что вяжет бабушка? Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением . Инструкция : Я произнесу два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? И повтори точно так же . У Кати книга. У Кати книга . Задания

Слайд 23

Воспроизведение логического ударения. Задание №2 Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении. Инструкция №1. Послушай фразу. Сколько в ней слов? Выдели сначала 1-е, 2-е, 3-е слово. Меняется ли смысл фразы? Собака грызет кость. Инструкция №2. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове. Вы утром звонили? Вы утром звонили? Вы утром звонили ? Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. Инструкция. Папа пришел с работы. - Повтори эту фразу так, чтобы было понятно, что пришел с работы папа, а не дядя. - Повтори эту фразу так, чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. - Повтори эту фразу так, чтобы было понятно, что папа пришел с работы, а не из магазина. Задание №1

Слайд 24

Интонация С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость …), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость).

Слайд 25

Восприятие интонации. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. Инструкция: Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой. Дифференциация типов предложений в стихотворном тексте. Инструкци я. Я сейчас буду читать предложение, а ты после каждой строчки поднимай соответствующую карточку. Кто умеет утром сам просыпаться по часам? Я умею по часам просыпаться утром сам. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой . Инструкция: Слушай внимательно, если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос – подними карточку с вопросительным знаком. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой . Инструкция: Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю – подними карточку с восклицательным знаком. Дифференциация типов интонации в предложениях . Инструкция. Послушай внимательно два предложения и подними карточки, которые подходят. На улице холодно. На улице холодно?

Слайд 26

Воспроизведение интонации. Инстр-я №1 Инструкция №4 Отраженное воспроизведение фраз с разной интонацией. Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния! Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений не дается. Инструкция . Рассмотри картинки. - Как сказать, что светит солнце? - Как спросить, пойдут ли дети гулять? - Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять? - Как спросить имя у нового ребенка в группе? Инструкция №3 Инстр-я №2 Отраженное воспроизведение стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда . - Ты куда идешь медведь? - Да на что тебе она? - В город елку поглядеть! - Новый год встречать пора! Отраженное воспроизведение фраз с противоположными типами интонации. Инструкция. Я буду задавать вопрос, а ты отвечай той же фразой, но с другой интонацией. Ночью шел дождь? Ночью шел дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

«Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией»

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая ...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребёнка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциона...