Методическая разработка на тему "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии на тему

Мальникова Наталия Евгеньевна

В данной разработке представлена презентация и сопровождение к ней. В презентации выделены задачи и этапы коррекционной работы  по формированию словообразования у детей старшего возраста с ОНР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Составила: учитель-логопед Мальникова Наталия Евгеньевна Саров - 2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 38 «РОСИНКА»

Слайд 2

1. Морфологический: а) аффиксация: префиксальный способ, суффиксальный способ, префиксально-суффиксальный способ б) безаффиксальный способ, в) словосложение, г) аббревиация. 2.Морфолого-синтаксический. 3. Лексико-семантический. 4. Лексико-синтаксический.

Слайд 3

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить детей некоторым способам словообразования глаголов с разными приставками. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания , растениям , различным материалам. Учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные. Учить употреблять существительные с увеличительным значением. Учить употреблять наименования, образованные за счёт словосложения. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных, сложные составные прилагательные. Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.

Слайд 5

Цель: сформировать у детей с ОНР словообразовательные умения и навыки. Задачи: 1. Учить детей некоторым способам словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания, растениям , различным материалам; относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-), а также прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (- еньк, -оньк-). 3. Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные. 4. Учить образовывать и употреблять обиходные глаголы с новым лексическим значением, образованные посредством приставок, передающих различные оттенки действий. 5. Учить образовывать сложные слова с помощью словосложения. 6. Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.

Слайд 6

1 этап – образование существительных мужского и женского рода с суффиксами Дидактическая игра «Назови меня ласково». Сравнение двух однородных предметов, отличающихся по величине: мяч – мячик, кукла-куколка. Игровое задание «Что для чего?» «Назови и расскажи о назначении каждой емкости». Прием «договаривания» слов детьми. Упражнение «Измени слово». 2 этап – образование существительных с суффиксами (-онок, -ёнок) Дидактическая игра «Кто пришел?» Дидактическая игра «Кто у кого?» Дидактическая игра «Кого не стало?» Игровое задание «Собери семью». Упражнение «Найди ошибки Незнайки».

Слайд 7

3 этап – образование относительных прилагательных Дидактическая игра «Назови предмет, скажи какой» Игровое упражнение «Найди ошибки Незнайки» Игра - лото «С какого дерева лист?» Упражнения по подбору соответствующих признаков и слов-прилагательных. 4 этап – образование притяжательных прилагательных Упражнение «Угадай, кто хозяин» (Чей это? Это лисий хвост.) Упражнение с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Сравнение конкретных предметов, включение прилагательных в предложения.

Слайд 8

5 этап Игровые упражнения «Кто что делает?», «Чей голос?» (образование глаголов от звукоподражательных слов) «Что машина делает – что машина сделала?» (образование глаголов с приставками) Дидактическая игра: «Что делают на музыкальных инструментах?» Игровое упражнение «Добавь слово».

Слайд 10

К концу СТАРШЕЙ группы ребенок будет способен: сопровождать игровое взаимодействие ролевыми высказываниями; использовать словообразовательные умения и навыки; заниматься словотворчеством; делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями; проявлять умение поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. К концу ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ группы дети будут способны: адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; овладеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адаптируются к различным условиям общения; преодолеют индивидуальные коммуникативные затруднения; овладеют навыками словообразования разных частей речи, смогут переносить эти навыки на различный лексический материал.

Слайд 11

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД изучил особенности формирования у детей с ОНР словообразовательных умений и навыков; повысил педагогическую компетентность; систематизировал материал; определил способы интеграции задач в разные виды детской деятельности. ДЕТИ повысили словообразовательную компетентность; улучшили способность чувствовать правильность той или иной словоформы; приобрели необходимые умения образования новых слов; стали применять свои словообразовательные умения в практической деятельности.



Предварительный просмотр:

Сопровождение к презентации на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР»

Слайд № 1.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества и умения грамотно пользоваться речью зависит успешность деятельности ребёнка, принятие его сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Практическое овладение ребёнком грамматически правильной речью является одной из задач работы по преодолению ОНР у дошкольников.

Слайд № 2.

Понятие грамматического строя речи включает в себя знание грамматики и словообразования.  По утверждению А.А. Реформаторского, термин «словообразование» в лингвистике употребляется как название процесса образования новых слов в языке. О.С. Ушакова  указывает, что предметом словообразования является слово и  способы его образования.

А.Г.Арушанова полагает, что словообразование тесно связано с лексикой и грамматикой, и это находит свое выражение  в многообразии способов образования слов, приведенных на слайде.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова. Поэтому так важно сформировать у детей словообразовательные умения и навыки.

Слайд № 3.

        «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой  предполагает в работе по формированию словообразовательных умений и навыков у детей с ОНР решение задач по уровням речевого развития. Так, например, с детьми  I уровня  речевого развития работа по данному разделу не предусматривается. На II уровне речевого развития в разделе «Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка» определена задача - учить детей первоначальным навыкам словообразования.  Активная работа по данному вопросу предполагается с детьми на III и  IV уровне  речевого развития.

          Таким образом, решение задач, поставленных в программе, должно привести к тому, что к выпуску детей в школу их речь должна соответствовать языковым нормам.

         Однако, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова отмечают ограниченные возможности усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи морфем как языковых знаков и овладения операциями с ними. Это тормозит развитие не только словарного запаса, но и, как следствие, всего речевого развития в целом.

Слайд № 4.

При проведении логопедического обследования и выявлении уровня речевого развития у детей оценивали  сформированность всех компонентов речи. Для более углублённого анализа уровня сформированности словообразовательных умений и навыков у детей старшей группы, имеющими III уровень речевого развития использовали методику З.А.Репиной.

В результате обследования у 80% дошкольников был выявлен низкий уровень умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, у 20% - средний уровень.

90%  детей группы были не способны  образовывать относительные прилагательные от существительных, т.е. это умение у них было сформировано на низком уровне;   10% детей  показали средний уровень.  

Задание образовать глаголы от звукоподражательных слов  оказалось не таким трудным для детей, и, тем не менее, это умение также было сформировано не в полном объеме, поэтому большинство детей 70% показали низкий уровень,  30% - средний уровень.

Все эти показатели свидетельствовали о низком уровне  сформированности словообразовательных умений и навыков  у наших детей.  

Результаты проведённого логопедического обследования подтвердили необходимость проведения с детьми коррекционно-развивающей работы  по формированию  у детей словообразовательных умений и навыков, подбора эффективных методов и приёмов, определения этапности работы.

Слайд № 5.

Нами была поставлена цель коррекционной  работы – сформировать у детей с ОНР словообразовательные умения и навыки.

        В соответствии с поставленной целью  были  определены следующие задачи, которые представлены на слайде.

Слайд № 6.

Поставленные задачи по формированию у детей с ОНР словообразовательных умений и навыков реализовывались нами в непосредственной образовательной деятельности, подгрупповой и индивидуальной коррекционной работе в разных видах детской деятельности.

Работу по формированию словообразования у дошкольников с ОНР осуществляли постепенно, с соблюдением следующих этапов:

На 1 этапе формировали у детей умения образовывать:

  • существительные мужского рода с суффиксами -ик,-чик, -ок;
  • существительные женского рода с суффиксами  -очк-, -ечк-, иц-, -ниц-, -инк-.

На  2 этапе решали задачу - образование существительных   с суффиксами  -енок, -онок.

Решение этой задачи проходило в рамках лексических тем «Домашние и дикие животные, их детеныши», «Зимующие и перелётные птицы». Особенно результативными в работе с детьми оказались дидактические игры и упражнения, выделенные на слайде.

Слайд № 7.

На 3 этапе учили детей  образовывать  прилагательные с помощью суффиксов - ов-, -ев-, -н-,  -лив-, -енн-, -ск-, -ян-, -ан-.        

На 4 этапе вели работу по формированию у детей умения образовать  притяжательные прилагательные. Решению данной задачи помогали упражнения и игры: «Угадай, кто хозяин», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Образование притяжательных прилагательных для детей нашей группы оказалось сложной задачей. Для её решения потребовался длительный период, на протяжении которого регулярно возвращались к аналогичным упражнениям.

Слайд № 8.

На 5  этапе знакомили детей с образованием глаголов.

Применяли  следующие виды заданий и игр: «Кто что делает?», «Чей голос?» - образование глаголов от звукоподражательных слов; д/и «Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово».

Задачи 6 и 7 этапов работы - образование сложных слов и преобразование одной грамматической  категории в другую, предусмотрены «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» с детьми IV уровня речевого развития. Мы решали их при прохождении таких лексических тем, как «Времена года» (названия различных явлений природы: листопад, снегопад, ледоход), «Транспорт» (названия видов транспорта: самокат, самолёт, снегоуборочная машина, мусоросборник), «Посуда и электробытовые приборы» (соковыжималка, мясорубка, кофемолка).

Слайд № 9.

Анализ результатов логопедического обследования детей, проведённого в конце года, показал положительную динамику по  усвоению задач раздела «Грамматический строй речи», в частности по задачам словообразования.

По итогам обследования было выявлено, что  умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов сформировано у 20% детей, что соответствует  высокому уровню, на среднем уровне овладели этим умением  50 % детей группы, и лишь у 30% детей остался низкий уровень.

        Образование относительных прилагательных происходило у детей с ОНР с более  значительными трудностями, однако  у  10%  детей  группы  был выявлен высокий уровень, у  60% - средний,  и лишь у 30% остался низкий уровень сформированности данного умения.

Умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов  оказалось сформировано на более высоком уровне, чем  два предыдущих.

В конце года дети показали хорошую динамику: у 40% детей группы отмечался высокий уровень, у 50% - средний и лишь 10% детей показали низкий уровень.

Мы также отметили положительную динамику в самостоятельной речи детей в процессе осуществления ими игровых действий. Так, например,  в режиссерских играх дошкольники стали чаще употреблять различные словоформы существительных (грибочек, домище, улочка, пароход). В процессе манипулирования игровыми атрибутами дети обозначали свойства и признаки этих предметов (деревянный, пластмассовый, бумажный, железный).  При  выполнении сюжетных действий дети стали гораздо чаще употреблять приставочные  глаголы: грузовик подъехал (уехал, заехал), я расчесала (причесала) куклу, доктор вылечил (полечил, долечил).

Всё это свидетельствует о том, что проведённая нами коррекционная работа по формированию словообразовательных умений и навыков у детей  III уровня речевого развития  оказалась результативной.

Однако, детям тяжело давалось образование притяжательных прилагательных, а также употребление глаголов с новым лексическим значением, образованных посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Слайд № 10.

Начиная работу по формированию словообразовательных умений и навыков у детей с ОНР мы прогнозировали, что к концу старшей группы ребенок будет способен сопровождать игровое взаимодействие ролевыми высказываниями, использовать словообразовательные умения и навыки, заниматься словотворчеством, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, проявлять умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.  Всё это позволит ребёнку точнее донести до собеседника свою мысль, преодолеть коммуникативные затруднения.

 Мы  предполагаем, что к выпуску в школу наши дети будут способны адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, овладеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со сверстниками  и взрослыми, адаптируются  к различным условиям общения, преодолеют индивидуальные коммуникативные затруднения, а также  овладеют навыками словообразования разных частей речи. Всё это позволит детям свободно общаться со взрослыми и со сверстниками, применяя усвоенные речевые умения  и навыки.

Слайд № 11.

Углубленная работа по проблеме «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР» помогла учителю-логопеду:

- изучить особенности формирования у детей с ОНР словообразовательных умений и навыков;

     -   повысить педагогическую компетентность по данному вопросу;

-   систематизировать теоретический  и практический материал по теме;

- определить способы интеграции задач по формированию словообразовательных умений детей в разные виды детской деятельности.

Комплексная работа с детьми, осуществляемая в рамках данной темы, способствовала тому, что дети не только повысили свою словообразовательную компетентность, но и существенно улучшили способность чувствовать правильность той или иной словоформы, приобрели необходимые умения образования существительных, прилагательных и глаголов, при этом весьма успешно стали применять свои словообразовательные умения в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности

Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"...

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....

Презентация "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"

Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР....

Методическая разработка " Развитие творческих способностей,умений и навыков детей дошкольного возраста в театрализованно- игровой деятельности".

Из опыта работы, рекомендации воспитателю по организации театрализованной деятельности в детском саду: приёмы,методы огранизации деятельности....