консультация для педагогов ДОУ на тему: "Звуковая культура речи"
консультация по логопедии по теме

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основными компонентами звуковой культуры речи являются интонация и система фонем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города округа Коломна

Муниципальный методический центр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 45 комбинированного вида Ручеек.

  «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ»

(консультация для педагогов МБДОУ д/с №45 «Ручеек»)

        

                                                   Учитель – логопед: Садовникова М.М.

Январь 2012г.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основными компонентами звуковой культуры речи являются интонация и система фонем.

Интонация (от лат. intone – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь; устанавливают смысловые отношения между частями фразы; сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. Интонация – сложное явление. Она состоит из разных компонентов.

Компоненты интонации

Характеристика

Ударение

Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое (выделение ударного звука), фразовое, логическое.

Методика речи

Тональный контур речи – модуляция высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.

Темп речи

Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.

Тембр

Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.

Паузы

Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

Компоненты интонации выполняют следующие основные функции:

- коммуникативную;

- фонологическую (смыслоразличительную);

- кульминативную (выделительную);

- синтезирующую (объединительную);

- делимитативную (разграничительную);

- эмоциональную;

- экспрессивную.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он придает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, сом, том, лом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляционных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) – гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяют небо, передняя часть которого – твердое небо, а задняя часть – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т.к. она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык представляет собой совокупность мышц, идущих в различных определенных направлениях. Вследствие этого строения язык может принимать разные формы и производить различные движения: двигаться вперед и назад, вверх и вниз, и не только всем телом, но и своими отдельными частями. Эта чрезвычайная гибкость и обусловливает разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. В языке различают кончик, тело и корень языка. При классификации звуков речи вводятся также условно-фонетические понятия передней, средней и задней части спинки языка.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией характерных различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание их необходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования; при этом дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса, гортань и голосовые складки – его высоту и тембр, органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков – как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.

В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельностного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе. Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е.Хватцевым. основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е.Левиной. На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения».

Работа по преодолению нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов:

  1. подготовительный, целью которого является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и произношению звуков. Содержит в себе формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики; формирование направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; развитие фонематических процессов; отработку опорных звуков.
  2. постановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука. Этот этап включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков;  отработку произношения изолированного звука, которая может осуществляться по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.
  3. автоматизация звука. Главная цель – добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи. Этап состоит из постепенного, последовательного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.
  4. дифференциация звука. На данной ступени необходимо научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи, что происходит благодаря постепенной, последовательной дифференциации смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.п. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая свое мнение по тем или иным вопросам, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родителям необходимо интересоваться, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда он научится произносить тот или иной звук. Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы. Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха - на своевременное лечение, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях. А также еще один не маловажный совет: беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать один звук от других, различать близкие по звучанию слова. Речевой звук, как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими. Воспитатель должен проводить с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, подчеркивая, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять не понятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, в последствии он может также не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя "подделываться" под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное освоение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Очень важно, чтобы родители знали о том, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это знание необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, своевременно принять меры к их исправлению. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях: в яслях, детских садах, в стационарах при детских больницах и детских психоневрологических диспансерах. При некоторых дефектах такая помощь оказывается, начиная с двухлетнего возраста. Исправления недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлиники по месту жительства. Но ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими, или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ему ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки), взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Необходимо обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме. В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.


Список используемой литературы

  1. Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина «Произносительная сторона речи. Практический курс» Москва «Аркти» 2003
  2. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношение» Москва «Просвещение» 1981

Интернет-ресурсы

  1. www.wikipedia.ru
  2. www.solnet.ee
  3. www.defectolog.ru
  4. www.webslovar.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»...

Консультация для педагогов «Реализация задач воспитания звуковой культуры речи в группах дошкольного учреждения»

     Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения....

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Воспитание звуковай культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...