Консультация для педагогов «Реализация задач воспитания звуковой культуры речи в группах дошкольного учреждения»
консультация

Шуклина Анастасия Алексеевна

       Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_shuklina.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Реализация задач воспитания звуковой культуры речи в группах дошкольного учреждения»

       Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, чёткой  дикции и т. д.).

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке чёткой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчётливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.  

В дошкольном возрасте предусматриваются как специальные занятия по звуковой культуре речи, так и упражнения, решающие самые разные задачи на других речевых занятиях: чтении художественной литературы, рассказывании по картине, заучивании стихотворений, в дидактических играх.

Дидактические игры являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей, способствуют развитию их познавательной активности, фонематического слуха, артикуляционной моторики, формированию правильного звукопроизношения. Почти все дидактические игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач. Многие дети, не посещавшие детский сад ранее, ещё не привыкли к детскому коллективу или застенчивы от природы. Они боятся ошибиться, сказать что-то не так, быть смешными. Такие дети предпочитают отмалчиваться на занятии, хотя знают ответ.

Дидактическая игра в этом случае неоспоримый помощник, она – ценное средство воспитания действенной активности, в ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения.

Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребёнка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Необычной, эффективной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи являются вечера загадок, вечера потешек и скороговорок, театр звуков, театрализованные игры.

Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Но не все родители обладают знаниями форм и приёмов подачи материала по закреплению умений и навыков воспитания звуковой культуры речи. Поэтому так важна просветительская работа. С целью повышения родительской компетенции, в родительских уголках размещаются игры  и упражнения  на данную тему. Обновляются информационный стенд для родителей, печатаются рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей. Даются индивидуальные консультации. Ведь только совместными усилиями воспитателей, специалистов, родителей и детей можно улучшить работу по воспитанию звуковой культуры речи.

Младший возраст:

Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается. Но они ещё не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово. На данном возрастном этапе нужно учить малышей, прежде всего, чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Уточняя  и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует приём интонационного выделения их голосом, т.е. произносит определённый звук в словах немного громче, протяжнее: зззайка,  коззза ( при закреплении звука з), и предлагает малышам затем повторить эти слова так же. Неустойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые дети , особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно ( особенно на занятиях), другие – крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью ( шёпотом, тихо, умеренно, громко) и в различном  темпе ( быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо– развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать её, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-двух -, а также трёх - четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания. «Кого как зовут?», « Да или нет», «Угадай что звучит», «Выполни задания», «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Средняя группа.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену слогов, способы сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным   их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. Ведётся работа по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание уделяется правильному  произношению  в словах группы свистящих ( с , сь, з, зь, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных звуков (л,  ль, р,рь).

Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия педагог, использует игры и упражнения.  Цель которых – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчётливо произносить многосложные слова громко и шёпотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. Игры: «Угадай, чей голос», « Возьми игрушку», « Будь внимательным», « Найди ошибку, «Секрет», Повтори, как я», «Кто есть кто?», «Что делает?»

Старшая группа

Здесь дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Также уделяется серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, воспитатель  учит  различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-п, ш-ж, ч-ш, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р); могут подбирать слова на заданные звуки, если конечно с ними велась предварительная работа.  Примеры упражнений и игр: «Что верно?»,  «Клички животных», «Найди и назови нужное слово», «Сколько слов».

Подготовительная группа

В подготовительной группе звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Хорошо справляются с заданиями , направленными на различие некоторых пар звуков, на подбор слов с этими звуками. Различает и называет гласные и согласные буквы. Составляет небольшой рассказ по сюжетным картинкам. Воспитатель продолжает развивать внимание к звуковой стороне слова. Предлагаются такие задания, в которых требуется установить, чем отличаются слова, близкие по звучанию, например галка и палка (замена одного звука другим), ель и щель (появление нового звука). Игры : «Какой звук есть во всех словах?», «Назови последний звук в слове», «Чем отличаются слова?».

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребёнком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

В данном материале освещены следующие вопросы:- Что такое – звуковая культура речи?- Какие проблемы развития звуковой речи существуют?- Как воспитать звуковую культуру речи?...

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Искусство говорить с детьми. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Искусство говорить с дет...

Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Воспитание звуковай культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...