Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".
материал по развитию речи по теме

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovaya_kultura_rechi_pedsovet..doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

- произносительных;

- орфоэпических;

- грамматических;

- стилистических.

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей русского  языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

Таким образом,  формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:

I Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;

II Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

III Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией. (табл.)

Характеристика речевого развития детей 3 — 4 лет ( вторая младшая группа ).

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас , состоящий в основном из существительных и глаголов.Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные , наречия и другие части речи.

Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами ( множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных , изменяют основу глагола и т.д.) .

Осваивают навыки разговорной речи , выражая свои мысли предложениями , как простыми , так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи , но чаще эта речь ситуативна.

Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний , к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого ( « Курочка Ряба» , « Колобок» ) .

К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки , слова , его речь становиться понятна окружающим.

Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми , может понятно выразить свои мысли , желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими ; часто у таких детей наблюдается задержка в психическом развитии.

Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям трудно определять количество звуков в слове , их последовательность , назвать слова , начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма.

Наблюдаются следующие особенности произношения :

  1. Согласные звуки произносятся смягченно ( «зюк» - жук , «сярик» - шарик ) .
  2. Свистящие звуки « С» , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко , часто совсем не произносятся ( «абака» - собака ) , заменяются : «С — Ф»          ( «фонце» - солнце ) , «З — В» ( «ваяц» - заяц) , «Ц — Ф» ( «фапля» - цапля ) и т. д.
  3. Шипящие звуки « Ш» , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими  звуками .
  4. Звуки «Л» , «Р» пропускаются или  заменяются на другие ( «лямпа» , «ямпа» - лампа ;  «лыба» , «ыба» - рыба ) .

Имеются особенности и в словопроизношении , к которым относится :

- сокращение ( «тул» - стул , «весипед» - велосипед ) ;

- перестановки ( «шапля» - шляпа , «корвик» - коврик ) ;

- уподобление одного звука другим ( «бабака» - собака ) ;

- слияние слов ( «Марьвана» - Мария Ивановна ) ;

- добавление звуков ( «реблята» - ребята ) .

С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 — 4 лет по развитию звуковой культуры речи , с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .

Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала ( слова , фразы , потешки , песенки с определенной группой звуков , направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их , владея  силой голоса и темпом речи ) , так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект , заинтересовывает детей.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу ; способствуют развитию фонематического слуха , произношению заданного звука в словах.

Заучивание коротких стихотворений , в которых заданный звук встречается чаще , чем другие , способствует не только его лучшему произношению , но и развитию произвольной памяти , дикции , темпа и выразительности речи.

Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и  запомнить содержание стихотворения.

 Задания «Найди похожие картинки» , «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать , анализировать , распределять и переключать внимание.

 У детей 3 — 4 лет начинает активно развиваться  внимание , память ,которая становиться  наглядно — образной , формируется воображение , благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки , овощи , фрукты , домашние и дикие животные.

 На занятиях проводятся физкультминутки , направленные на развитие общей моторики , двигательных функций рук , зрительно — моторной координации. Кроме того , эти упражнения развивают память , четкое произношение , содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

Задачи :

1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «З» , «Ц» - изолированно, в словах  и во фразовой речи.

3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

  1. Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи , силу голоса , речевое дыхание.
  2. Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
  3. Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами , разнообразными интонациями.
  4. Знакомить с терминами «ЗВУК» , «СЛОВО».

 Показатели развития:

 Ребенок к концу года должен :

 - правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.

 - правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» - изолированно , в словах и фразовой речи.

 - уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи  ( быстро — медленно )  , речевое дыхание.

 - использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.

 - понимать значение терминов «звук» и «слово».

 - уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 - рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.

Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.

 В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов , обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением ( антонимы ) и близким ( синонимы ) , употребляют обобщающие слова.

 К 5 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 2000 — 2500 .

 Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе , что обусловлено рядом факторов , в том числе и средой , в которой живет , воспитывается и обучается ребенок.

 Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения , которая заключается в том , что ребенок в одном  звукосочетании правильно произносит звуки , а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков ( шапка - «сапка» , жук - «зук» ).

 У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( «Р» , «Л» ) , что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.

 Вместе с тем дошкольники 4 — 5 лет отличаются особой чувствительностью , восприимчивостью к звукам речи , что очень важно для обучения элементам грамоты.

 В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения :

  1. дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде , числе и падеже , ориентироваться на окончания слов ( красный шар , красное платье ) ;
  2. начинают активно использовать в речи предлоги ( в , на, под , между , около )  и т. д.

 Речь становиться связной и последовательной . Происходит переход от ситуативной речи к  контекстной..Развивается как диалогическая , так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы , составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

 В средней группе дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка , однако у некоторых  дошкольников наблюдается нечеткое произношение  свистящих , шипящих и сонорных звуков. Таким детям необходима помощь логопеда.

У дошкольников 4 — 5 лет формируется осознание своих произносительных умений.

 Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения -  развитию звуко — буквенного анализа.

  На этом этапе обучения  выделены три задачи :

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму.

3. Развитие основных движений ( упражнения для рук , ног , туловища ) и мелкой моторики ( упражнения для пальцев и кистей рук ).

 Показатели развития :

Ребенок к концу года должен уметь :

-правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ;

  1. различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ;
  2. делить слова на слоги ;
  3. дифференцировать твердые  и мягкие согласные, называть их изолированно;
  4. определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ;
  5. произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
  6. рисовать вертикальные , горизонтальные и округлые линии , штриховать несложные предметы ;
  7. выполнять упражнения для пальцев и кистей рук .

Старшая группа ( 5 — 6 лет )

Характеристика речевого развития детей 5 — 6 лет.

 Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства ( светло — красный , темно — зеленый, легче , тяжелее ) ; слова , называющие материалы и их признаки ( дерево — деревянный и т. д. ) .

 Совершенствуется  грамматическая система языка . Дети используют в речи простые распространенные предложения , сложноподчиненные , сложносочиненные конструкции ; разные слова для названий одних и тех же предметов ( однокоренные слова : кошка ,кошечка , котенок ) .

 Грамматически правильно изменяют слова , входящие в активный словарь ( один  стул , много стульев ) .

 Совершенствуют умение связно , последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи педагога . Могут передавать диалог действующих лиц . Дети активно участвуют в беседе , самостоятельно отвечают на вопросы . Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта , при описании предметов.

 В этом возрасте развивается фонематическое восприятие :

  1. дети правильно произносят все звуки родного языка ;
  2. проводят звуковой и буквенный анализ слов , устанавливают последовательность звуков в слове ;
  3. дифференцируют звуки : гласные и согласные , твердые и мягкие согласные , звонкие и глухие согласные .
  4. Выделяют в слове ударный слог , ударную гласную ;
  5. составляют предложения по картинкам из двух , трех слов ,определяют порядок слов в предложении.

 В 5 — 6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку , они овладевают первоначальными навыками чтения , могут писать печатными буквами.

Основные задачи этого этапа обучения :

1. Развитие звуко — буквенного анализа .

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Формирование первоначальных навыков чтения.

4. Подготовка руки ребенка к письму.

 Показатели развития

К концу учебного года ребенок должен :

  1. знать буквы русского алфавита ;
  2. писать буквы русского алфавита в клетке ;
  3. понимать и использовать в речи термины  «звук» и «буква» ;
  4. определять место звука в слове : в начале , в середине и в конце ;
  5. различать гласные , согласные ; твердые и мягкие согласные ; звонкие и глухие согласные звуки ;
  6. пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красный квадрат , твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат ) ;
  7. уметь записывать слово условными  обозначениями , буквами .
  8. соотносить звук и букву ;
  9. писать слова , предложения условными обозначениями , буквами.
  10. определять ударный слог , ударную гласную и обозначать соответствующим значком ;
  11. проводить звуковой анализ слов ;
  12. читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты ;
  13. правильно пользоваться терминами «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ;
  14. составлять предложение из двух , трех слов , анализировать его.

   

Подготовительная группа ( 6 — 7 лет )

Характеристика речевого развития детей 6 — 7 лет.

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 3500 — 4000. Активно используются в речи синонимы , антонимы ; начинают применяться слова и выражения с переносным смыслом ; дети овладевают новыми понятиями ( водный , воздушный , пассажирский транспорт и т. д. ).

 Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов ( материал , форма , цвет , размер ).

         В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей , что обусловлено особенностями развития и обучения , кругом их интересов и потребностей .

Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде , числе и падеже ; изменяют слова в предложениях ( я пошел гулять , они пошли гулять  и т. д. ), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета  ( лиса , лисонька , лисица ).

Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных ( смелый — смелее)  , новые слова с помощью суффиксов ( хлеб — хлебница ), правильно употребляют глаголы ( бегал — бежал ).

Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

В развитии связной речи происходят существенные изменения :

  1. совершенствуется монологическая и диалогическая речь , в диалоге дети используют не только односложные ответы , но и предложения различной конструкции ; могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
  2. Самостоятельно составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине , но и по серии картин.
  3. Формируется умение развивать сюжет в логической последовательности ; одной из сложных задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

 В возрасте 6 — 7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки к письму . Дети ориентируются в звуко — буквенной системе родного языка , проявляют интерес к играм со словами , звуками , буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука , буквы ( врач — грач , банки — санки ) .

Основные задачи этого этапа :

1. Развитие интереса и способностей к чтению .

2. Подготовка руки ребенка к письму .

 Детям предлагается осмысление способа чтения через :

  1. включение в интересную игровую деятельность со звуками и буквами ;
  2. отгадывание загадок ;
  3. разгадывание ребусов , кроссвордов ;
  4. чтение небольших текстов , стихотворений.

 Педагог , обучая детей элементам грамоты , одновременно решает задачи речевого развития детей по обогащению словарного запаса , формированию грамматически правильной речи , расширению знаний об окружающем мире.

Этому способствуют художественные произведения , представленные разными жанрами и связанные с темой занятия.

1. Пословицы и поговорки — ознакомление с ними обогащает речь дошкольника , имеет большое воспитательное значение , воздействует на детей сильнее , чем любые пояснения.

2. Загадки — пробуждают интерес к окружающему миру , расширяют и закрепляют представления о нем . Разгадывание загадок способствует развитию мышления.

3. Стихотворения -обогащают словарь ребенка , оказывают воспитательное значение.

4. Рассказы о природе ( К . У шинского , В . Даля , Н . Сладкова ) - способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем , но и воспитанию любви к художественному слову , обогащению словаря ребенка , использованию в речи различных выразительных средств языка : эпитетов , метафор , сравнений .

  Задачи на учебный год :

  1. расширять знания и представления об окружающем мире.
  2. Учить проводить фонетический разбор слов.
  3. Закреплять умение соотносить звук и букву.
  4. Учить читать слова , стихотворения , тексты.
  5. Учить разгадывать ребусы , кроссворды.
  6. Учить писать слова , предложения печатными буквами.
  7. Познакомить с тетрадью в линию , научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму.
  8. Способствовать развитию логического мышления.
  9. Формировать умение понимать прочитанный текст.
  10. Развивать интерес и способности к чтению.
  11. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  12. Учить самостоятельно формулировать учебную задачу , пользуясь условными обозначениями.
  13. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

 Показатели развития:

К концу года ребенок должен :

  1. проявлять интерес к звучащему слову , чтению , письму;
  2. ориентироваться в звуко — буквенной системе языка;
  3. понимать смыслоразличительную функцию звуков , букв ;
  4. записывать слова , предложения печатными буквами ;
  5. разгадывать ребусы , кроссворды ;
  6. читать слова , предложения , небольшие тексты , стихотворения ; понимать прочитанный текст ;
  7. ориентироваться в тетради в линию ( широкая и узкая строка ) ;
  8. рисовать предметы в тетради в линейку.

ЛИТЕРАТУРА :

1.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста:практ.пособие.-4-е изд.-м.:Айрис-пресс,2007.

2.С.А.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:кн. для логопеда.-М.:Просвещение,1991.

3.А.И.Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.-М.:Мозаика-Синтез,2005.

4.О.С.Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.М.:ТЦ Сфера,2009.

5.О.С.Ушакова. Придумай слово:Речевые игры и упражнения для дошкольников.М.:ТЦ Сфера,2010.

6. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.

7. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие

по развитию речи детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....

Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Планирование работы по развитию  звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...