Главные вкладки

    Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
    методическая разработка на тему

    Герасимова Мария Александровна

    Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_raboty.docx166.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система  работы по воспитанию звуковой культуры речи

    у детей дошкольного возраста

    Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

    Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

    Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

    В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

    1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

    2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

    Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

    Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).

    Развитие восприятия речи

    Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего. Правильное воспроизведение речи обеспечивается прежде всего за счет развития физического слуха, а также слухового внимания.

    Физический слух — это способность слышать окружающие звуки.

    Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.

    Он включает следующие компоненты:

    Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак — лак — мак.

    Звуковысотный слух — способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.

    Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

    Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

    Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

    Развитие речедвигательного аппарата

    и формирование произносительной стороны речи

    Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями.

    Дикция – это четкое, ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

    Орфоэпия – совокупность норм литературного произношения слов. Она включает единообразие правил звукового оформления речи в соответствии с принятым в общественно-речевой практике образцом. Овладеть орфоэпическими нормами можно только при наличии хорошей речевой среды, достаточно развитого речевого слуха.

    Темп речи - скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты. Средний или умеренный темп речи — 230-270 слогов в минуту.

    В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

    Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.

    Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитие речевого дыхания.

    Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.

    Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков могут являться:

    • снижение физического слуха;
    • неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ);
    • недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;
    • неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;
    • слабый, укороченный выдох.

    При нарушении   звукопроизношения обычно нарушаются следующие группы звуков:  свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, звонкие, мягкие.

    У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только, заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

    Недочеты в произношении звуков могут выражаться в следующих формах:

    • в искаженном их произнесении;
    • в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж]), другими, более простыми ([с], [з]);
    • в пропуске звуков.

    Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми.

    Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

    Логопед же осуществляет исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

    К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

    Все программы для ДОУ предполагают перечень задач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам. Подробнее с задачами вы сможете познакомиться в распространяемой в ходе семинара брошюре.

    Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются:

    Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности:  [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].

    Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

    Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются:

    Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и  согласные звуки в следующей последовательности:  [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с']; [з] - [з']; [ц].

    Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

    Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются:

    Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков: йотированные (Я), (Е), (Ё), (Ю); шипящие  [ш] - [ж]; [ч'];  [щ']; сонорные [л] - [л'], [р] - [р'].

    Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    Отрабатывать интонационную выразительность речи.

    Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются:

    Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш]; [з] - [ж];                    звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т']. 

     Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

    Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

    Работа над звуками включает три  основных этапа:

    • Подготовительный
    • Этап появления звука
    • Этап усвоения звука в речи

    На каждом из этапов проводятся разнообразные формы и виды работ.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

    На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

    • Уточнение и формирование точных движений органов артикуляционного аппарата
    • Развитие дыхания и голоса
    • Развитие фонематического слуха
    • Развитие мелкой моторики

    ЭТАПЫ ПОЯВЛЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ЗВУКА В РЕЧИ

    На этапах появления  или уточнения звука, а также на этапе усвоения звука в речи работа осуществляется по определенному алгоритму.

    1. Уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука с опорой на анализаторы.

    При осуществлении всех этапов особую важность имеет включение в работу всех анализаторов:

    • зрительного (ребенок видит положение органов артикуляции, используются артикуляционные профили правильно и неправильно произносимых звуков, муляжи органов артикуляции, показ положений языка с помощью кистей рук),
    • слухового (ребенок слышит звук),
    • двигательного (ощущает движения губ, языка, показ положений языка с помощью кистей рук),
    • тактильного (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок).

    Интересным приемом является использование стихотворных текстов.

    Например,

    1. Отработка звука изолированно (прием звукоподражаний, обозначение символом)

    Например, детям можно предложить «спеть песенку» комара З или  змеи Ш и обозначить соответствующей картинкой.

    1. Отработка произношения звука в слогах

    При отработке требуется многократное проговаривание речевого материала, чтобы разнообразить эту работу можно использовать следующие игровые приемы:

    «Пианино»

    Ребенку предлагается проговорить речевой материал (слоги, слова, чистоговорки и др.), последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”.

    «Пирамидка»

    Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

    «Кубик с цифрами»

    Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

    «Лесенка»

    Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.

    «Телеграмма»

    Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.

    «Баскетбол»

    С каждым забрасыванием мяча в корзину, произносится слог, слово.

    1. Отработка произношения звука в словах

    Для отработки определенных звуков в словах можно использовать универсальные многофункциональные игровые пособия, которые носят комплексный характер, позволяющий не только осуществлять коррекцию звукопроизношения, но и  развивать плавный длительный или сильный короткий выдох, фонематическое восприятие, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать сенсорику, мелкую моторику, психические процессы и др.

    “Построй домик”.

    Цель: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

    Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

    Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится заданный звук.

    “Собери цветочек”.

    Цель: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

    Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

    Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

    “Украсим елочку”.

    Цель: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

    Оборудование: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

    Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

    “Магазин”

    В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.

    1. Отработка произношения звука на уровне предложения

    Отрабатывая  звукопроизношение в предложениях, хорошо использовать эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Детям можно предложить задания: ответить на вопрос,  придумать предложение по картинке или с заданным словом и др.

    1. Отработка произношения звука в свободной речи

    При отработке звука  в связной и самостоятельной речи используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес можно использовать пересказы и рассказы с использованием фигурок на ковролинографе, в играх с песком,  пересказы-драматизации, стихи-драматизации, диалоги с пальчиковыми куклами, пальчиковый театр.

    Одним из интересных и эффективных приемов отработки звукопроизношения на уровне перехода от слогов к словам и предложениям являются чистоговорки.

    Организация и проведение артикуляционной гимнастики

    Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

    Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

    При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

    Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

    Занятия проводятся по следующей схеме: вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений.

    Работа организуется следующим образом.

    1. Педагог рассказывает о  предстоящем упражнении,  используя игровые приемы.
    2. Педагог показывает выполнение упражнения.
    3. Упражнение выполняет ребенок, а педагог проверяет правильность выполнения.

    Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.

    Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

    Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах. Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, педагог регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.

    Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

    Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

    Таким образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движения в нужном темпе.

    При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным.

    В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются также последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

    После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

    Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Для этого педагог сам должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

    Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

    Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. При выполнении статических упражнений рекомендуется удерживать положение под счет от 1 до 7, в зависимости от периода работы, выполняя по 3-5 подходов. При динамических упражнениях движения выполняются от 3 до 7 раз также в зависимости от периода работы, за 3 - 5 подходов.

    Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

    Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить ("Видишь, язык уже научился быть широким"), ("Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху").

    На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями.

    Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

    Длительность проведения артикуляционных упражнений, их дозировка зависят от компенсаторных возможностей ребенка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпения. Эффективность коррекционной работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. Автоматизация любого навыка требует систематического повторения. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Педагог  также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.

    Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

    • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
    • улучшить подвижность артикуляционных органов;
    • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
    • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
    • увеличить амплитуду движений;
    • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
    • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

    Особенности развития речевого дыхания

    у детей дошкольного возраста

    Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания.

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

    Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает:

    • нормальное функционирование голосового аппарата
    • предохраняет голосовой аппарат от переутомления
    • способствует сохранению плавности речи
    • способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
    • способствует правильному соблюдение пауз.

    Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний. 

    Неправильное речевое дыхание нередко является:

    • причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
    • позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка)
    • ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
    • в некоторых случаях ускорения темпа речи
    • неправильного использования интонационных средств выразительности
    • нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

    Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями. 

    Требования к выполнению речевых упражнений:  

    • перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
    • одежда не должна стеснять движений
    • не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приема пищи
    • упражнения выполняются сидя, стоя или лежа
    • необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть, слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
    • речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы), т.к. они быстро утомляют ребенка, даже могут   вызвать головокружение
    • обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
    • лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

    Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы.

    Речевые упражнения следует проводить:  

    • во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
    • во время занятий, включая их в организующий момент или в физминутку
    • после дневного сна
    • в свободной деятельности детей.

    Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада)  проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

    Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. 

    Параметрами правильного ротового выдоха являются:    

    • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
    • выдох происходит плавно, а не толчками;
    • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
    • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
    • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
    • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

    1.       Упражнения на развитие физиологического дыхания
    2. Дыхательные упражнения без участия речи
    3. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале гласных звуков
    4. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале согласных звуков
    5. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале слогов
    6. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале слов
    7. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале предложений, фраз

    Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

    Цель предлагаемых упражнений: развитие сильного плавного ротового выдоха;  активизация губных мышц

    Упражнение № 1. Песня ветра

    Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

    Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

    Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Данное упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

    Упражнение № 2. Веселая метелица

    Оборудование: пластиковые бутылки ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

    Ход игры: Ребенок выполняет упражнение, стоя или сидя. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предлагает ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь. Обратите внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее - снежинки стали перемещаться быстрее: метель  разыгралась.

    Данное упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

    Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

    В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр.

    С детьми младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

    Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в такую игру:
    - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

    При этом обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

    В процессе выступления мною была, раскрыла лишь небольшая часть работы по развитию речевого дыхания, более подробная информация представлена в брошюре, с которой рекомендую вам ознакомиться.

    Особенности развития голоса у детей дошкольного возраста

    Голос — важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно — прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

    Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

    Основные свойства голоса — высота, сила, тембр. Эти свойства отрабатываются в специальных игровых заданиях и упражнениях.

    Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

    Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.

    Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

    Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

    Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания. Педагогу не следует забывать также о том, что правильная осанка уже сама по себе создает необходимые условия для оформления звука.

    Воспитание интонационной выразительности

    Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

    Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства. На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

    Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, а также тембр и паузы.

    Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. В сочетании с ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

    Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

    Темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками.

    Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

    Фразовое и логическое ударения — это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) — в зависимости от:

    • смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия;
    • грамматического строения;
    • положения слова во фразе или ее отдельной части;
    • различных психологические моментов.

    Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи — сообразно ее ритмическому строению. Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.

    Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

    Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона.

    Хочется предложить методику «Использование биоэнергопластики в развитии речи детей» по А.В. Ястребовой. Биоэнергопластика - это совместное движение руки или обеих рук с движениями челюсти, языка, губ и глаз. В своей методике А.В. Ястребова использовала звуковые волны с целью синхронизации звуков с движением пальцев рук и глаз. Данные упражнения можно проводить как элемент занятия. Данная методика способствует:

    • формированию правильной артикуляции заданного звука;
    • синхронизации произнесения звука с движениями пальцев рук и  глаз;
    • формирование зрительно-пространственных ориентаций;
    • способности к переключению.

    К примеру:

                Звук П

    П! – мы губы сложим вместе.
    П! – мы выдохнем порезче!
    П! П! П! – пыхтим мы глухо:
    Нету голоса у звука!

             Звук Т

    Языком, передним краем,
    В десны верхние ударим.
    Т! – и выдохнем сильнее,
    Чтобы было всем слышнее:
    Т – не звонкий, Т – глухой,
    Т – короткий, Т – взрывной!

    Выставляется на доске (стене) таблица (рисунок) звуковой волны красного цвета (т.к. прорабатываются гласные звуки)

    При демонстрации  изображения звуковых волн, можно подать информацию в игровой форме: «Ребята, это волшебные дорожки, они будут помогать нам петь песенки наших звуков».

    Итак, детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно поставить на нее указательный палец правой руки (в воздухе). И начать произносить звук А на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в умеренном темпе (после отработки, темп можно ускорять) до нижней (противоположной) точки.

    Затем так же мысленно поставить в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук У, сопровождая его движением указательного пальца левой руки в заданном темпе до верхней (противоположной) точки.

    Далее детям предлагается найти верхнюю точку и начать произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук А, сопровождая его только движением глаз до нижней точки и аналогично со звуком  У — от нижней точки к верхней.

    Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками. При отработке согласных звуков используются синие плавные «звуковые волны», которые тянуться (С, З, Ш, Ж, Л и т.д.).

    Используются также  ломаные линии, в случае если отрабатываются звуки, которые тянуть нельзя (П, Б, Т, Д и т.д.).

    В дальнейшем, работа проводится с использованием двух рук одновременно, что обеспечивает межполушарное взаимодействие.

    «Звуковые волны» при этом можно располагать как вертикально, так и горизонтально. На первых этапах работы упражнения проводятся непосредственно на листе бумаги, контактно, когда собственные кинестетические ощущения ребенка сформированы, можно переходить к «рисованию» в воздухе.

     Данные  упражнения можно  усложнять по следующей схеме:

    При работе со звуковыми  волнами, в качестве отправной и конечной точек,  можно использовать символы (картинки) для усиления мотивации. Ребенку интереснее будет, например, лететь как жу к ЖЖЖЖЖ, жжжжж, (маленький или большой) или едет машина ррррр (близко- далеко). Как видно, данные упражнения используются также для отработки силы и высоты  голоса.

    Данная методика очень практична и легка в применении, результативна, т.к. развивает просодику комплексно и не требует трудоемких затрат на изготовление дидактического и демонстрационного материала: «звуковые волны» можно нарисовать на альбомном листе, на ватмане, на магнитно-маркерной доске перед или во время занятия, и имея в руках предметную картинку вовлекать ребенка в занимательную игру.  

    Как известно, основной вид деятельности  дошкольника – игра, а данная методика вовлекает ребенка в речевую игру, повышая мотивацию обучения.

    Роль развития фонематического слуха

    в формировании речи детей дошкольного возраста

    Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

    Ребёнок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, и наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

    Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

    С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и  недостатки речи обнаруживаются сразу.

    Как предупредить эти недостатки?

    Одним из важных  условий  воспитания правильной речи  является хорошо развитый фонематический слух.

    Рассмотрим подробнее роль фонематического слуха  в формировании речи детей.

    Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

    Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

    Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетний мальчик  Рома  на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Йома», «Тебя зовут Йома?» - «Не Йома, а Йома - я  букву Й не выговайиваю». Из примера видно, что в это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

    В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Дети легко справляются с заданием найти ошибку в  тексте.

    Игра «найди ошибку»       

    Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

    Мама с бочками пошла  по дороге вдоль села.

    Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей.

    На виду у детворы  крысу красят маляры.  

    На болоте нет дорог, я по кошкам – скок да скок.

    Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

    Какова роль хорошо развитого фонематического слуха?

    1. Чем выше уровень развития фонематического слуха, тем быстрее происходит становление фонетической стороны речи.
    2. От степени развития фонематического слуха зависит правильность формирования лексико – грамматических средств языка.
    3. Снижение фонематического слуха негативно отражаются на формировании навыков письма и чтения.

    Исследования, проведённые профессором Р.Е Левиной  и группой учёных, показали, что в письменных работах учащихся начальных  школ есть группы специфических ошибок на письме, обусловленных недостаточным развитием фонематического слуха.

    I группа ошибок – замены букв на письме (тота вместо тётя).

    II группа ошибок – нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости (питатица вместо воспитательница).

    Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. У ребенка с недоразвитым фонематическим восприятием тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

    Этапы формирования фонематического слуха

    Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

    А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух

    Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

    Фонематический слух – способность  выделять, воспроизводить, различные звуки речи.

    Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

    К концу первого года жизни (по данным Швачкина Н.Х.) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав)

    Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая  артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни  ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

    В нашей практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико- фонематических представлений.

    Однако такое явление можно принять, как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки [Ш]  на [С], [Р] на[Л]  и т.д.

    При этом они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с  трудом воспроизводят скороговорки.

    Приведенные факты,  несомненно,  свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.

    Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

    Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов( бак-бык-бок), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости- глухости (па-ба-па) или мягкости- твёрдости (ла-ля-ла), слов со сложной слоговой структурой( транспорт, фотографироваться), девочка выполняет с многочисленными ошибками.

    Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия девочки запоздало и не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется и в произношении! Сможет ли ребёнок  в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно  нет.

    Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление  звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

                                              Ошибки на уровне буквы и слога  

    Ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов

     Замены букв:

    • парные звонкие и глухие согласные;
    • мягкие и твердые согласные
    • лабиализованные гласные (У О)
    • заднеязычные согласные;(КГХ)
    • сонорные (звонкие) согласные
    • аффрикаты (Ч Щ)

    Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:

    • пропуски букв и слогов;
    • недописывание букв и слогов;
    • наращивание слов лишними буквами;
    • перестановки букв и слогов.

    Работу по развитию у детей способности воспринимать и дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

                                                I этап – Узнавание неречевых звуков

     Хотелось бы акцентировать внимание именно на этом разделе, потому что как показывает практика, многие педагоги недооценивают роль этого этапа в формировании фонематического восприятия.

    На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

    Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

    Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая   природные, бытовые, музыкальные шумы., голоса животных , птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

    Перечень упражнений, которые способствуют развитию неречевого слуха:

    “Какие звуки нарушают тишину?”,

    “Кто услышит больше звуков?”,

    “Назови звуки групповой комнаты”,

    “Назови звуки улицы”,

    “Вспомни звуки леса, луга, болота”,

    “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

    “Жмурки с колокольчиком”,

    “Ладушки”,

    “Морзянка”,

    “Чей голос?”,

    “Солнце или дождик”,

    “Угадай по звуку, что делать?”,

    Звучание музыкальных инструментов.

    Песенки насекомых.

    Голоса животных, птиц.

    Звуки транспорта.

    Звуки рабочих инструментов.

    II этап –Различение высоты, силы, тембра голоса

    на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

    Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

    На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

    Этим  целям служит целый ряд игр, например:

    1.Всем хорошо известна сказка   «Маша и три медведя»

    Отрабатываются  реплики   от лица героев сказки.

    «Кто сидел на моём стуле?»

    «Кто ел из моей чашки?

    «Кто спал в моей постели?»

    2. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести  звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

     Дети кричат АУ (громко, тихо)

     Кошка мяукает МЯУ (громко , тихо)

    Лягушка квакает КВА (громко, тихо) и т.д.

    3.На примере следующего упражнения можно проследить, как один и тот же звук можно произносить с изменением и эмоциональной окраски.

    А- плачет, кричит девочка

    А- показывают горло врачу

    А – поёт певица

    А -  качаем малыша

    А – девочка укололась  иголкой

    О- удивилась мама

    О- стонет бабушка

    О- поёт певица

    О – потягивается папа

    О- кричит охотник в лесу

    4. Ещё одно упражнение, направлено  на изменение звукокомплекса по высоте и силе.

    Ребёнку предлагается произнести МЯУ:

    Громко( как будто кот  сидит рядом и просит есть)

    Тихо ( кот за дверью)

    Высоким голосом ( маленький котёнок)

    Низким голосом ( старый кот)

    Аналогичным образом можно  изменить  и другие  звукопадражания

    III этап – Различение слов, близких по своему звуковому составу

    Это слова, которые различаются одним звуком.

    Начинать работу нужно со слов простого звукового состава,  постепенно переходя к более сложным.

    Рифмуются ли следующие слова?

    Лиса- коса         Коза- дом

    Дом-ком            Рак-бак   и.т.д.

    Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе  слоговой структуры.

    IV этап – Дифференциация слогов

    Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.

    Самые лёгкие для произнесения звуки: [Ф] [В] [П] [Б] [М]. Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций включающих именно эти звуки.

    Сюда можно отнести  следующие упражнения  :

    • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

    та-та-та/                  па-па-па/                      ка-ка-ка/

    та-та/-та                  па-па/-па                       ка-ка/-ка

    та/-та-та                  па/-па-па                       ка/-ка-ка    и т..д

    • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

    та-то-ту           во-вы-ву                     бо-ба-бы

    ты-та-то          но-ну-на                      па-по-пы   и т.д

    • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

    ка-та-па                        па-ка-та

    ка-на-па                        ка-фа-ха   и т.д.

    • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости, по твёрдости- мягкости.

    По 2 слога:

    па-ба                ва-фа

    та-да                ка-га

    По 3 слога

    па-ба-па                    ка-га-ка

    ба-па-ба                    га-ка-га   и т.д.

    Постепенно,  в течение этого  периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твёрдые и мягкие

    Ряд упражнений способствует преодолению нарушений слоговой структуры.

    Например:  «Какой слог лишний»

    Па-па-ба-па            Мя- ма-ма-ма                     Ко-ко-го- ко            Са-са-ша-са

    V этап – Дифференциация фонем

    Начинать  работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому, что  их проще воспринимать,  выделять и дифференцировать в словах.

    Например:

    Повторение сочетания гласных звуков

    1) по два                  2)по три                     3) по четыре

    АО                            АИУ                              АОУИ

    УА                            ИАО                              ИОУА

    АИ                            УИА                              ИЫОУ

    ИО                            ОИЫ                              ОУИЫ

    ИУ                            ИОУ                               АОЫУ

    ЫИ                            ИЫО                              ОАУЫ

    Затем можно перейти к различению согласных.

    Эти упражнения направленные на выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

    Игра «Поймай звук» (на примере [М])

    Педагог произносит разные звуки,  слоги, слова, ребёнок  внимательно слушает

    Как только ребёнок услышит  [М], слог со [М], или слово со [М] он должен выделить его хлопком.

    Примерный ряд звуков:[А] [С] [М] [Д] [М]  [ К] [С] [М]…

    Примерный ряд слогов: АП,ОМ,УП,НУ,ВУ,МА,МУ, МЫ…

    Примерный ряд слов: САД, НОС, МАК, КОТ…

    На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия

    Последовательная, поэтапная  выстроенная в систему  работа позволяет перейти к наиболее важному  завершающему этапу  формирования фонематического восприятия  «Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза».

    Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез,  т.е. объединение звуков в слоги и слова,  будет способствовать  успешному усвоению грамотного чтения.

    Итак, сформированность фонематического слуха – главное условие    успешного  обучения   грамоте.

    Развитие навыков звукового анализа и синтеза

    Все дошкольное воспитание направлено на подготовку ребенка к успешному овладению школьной программой. Но у многих детей возникают трудности в овладении  чтением и письмом. Одна из причин подобного явления - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.  Звуковой анализ имеет элементарные и сложные формы. Элементарным является узнавание звука на фоне слова. Сложной формой является определения места звука в слове(начало, середина , конец). Самая сложная форма   звукового анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Сложные формы появляются в процессе специального обучения.

    В школе  анализу речевого потока  специально отведен  так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. И, если ребенок придет в школу совсем не подготовленным, то возможно возникновение затруднений при овладении  письменной речью (чтением и письмом).

    Данная проблема   является актуальной для всех педагогов, серьёзно относящихся к вопросам подготовки детей к школе.        

    Этапы формирования  навыков звукового анализа и синтеза:

    1. Сформировать  умение определять наличие звука в слове.
    2. Сформировать  умение определять позицию звука в слове (начало, конец, середина).
    3. Сформировать  умения  определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове,  место звука по отношению к другим звукам.

    Данную работу целесообразно проводить как на специально – организованных занятиях по  обучению грамоте, так и в совместной деятельности и в индивидуальной работе, начиная со старшей группы.  

    При обучении чему-либо важно, чтобы дети  были заинтересованы и не утомлялись. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина - знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Поэтому на  занятиях   лучше предлагать  задания в  форме игр и игровых упражнений.

    Формирование навыков звукового анализа ведется в следующей последовательности:

    1. Формирование  умения  выделять  гласный  звук в ряду звуков,cлогов, слов,  проводить анализ сочетаний гласных.
    2. Формирование умения  выделять  согласный звук в ряду звуков, слогов, слов, проводить анализ обратного и прямого слогов.
    3. Формирование  умения проводить полный звуковой анализ и синтез слова.

    Знакомство со  звуками  русского языка  проводится с опорой на деятельность следующих анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического и тактильного. Дается акустико-артикуляционная характеристика звуков, дети  знакомятся  с  обозначением (символами) звуков.

    Вначале идет знакомство с гласными звуками.

    Например, при изучении  звука А предлагаю узнать звук  «А» в ряду других звуков. Например:  «Я назову звуки, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук «А».

    Когда дети научатся  распознавать заданный гласный звук в ряду изолированных звуков я могу предложить слоговые ряды, например «Я назову слоги, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук «А»:ОМ, АК, ИР.

    И только потом предлагаю детям определить отсутствие или наличие заданного звука в словах.  При этом  учитываю то, что детям  легче услышать ударные гласные, и выделить их из начала слова. Поэтому предлагаю слова, например: Аня, Азбука,  

    При обучении умению услышать звук в ряду других  звуков и слогов,  аналогично игре «Хлопни в ладоши» можно предложить  игры «Грибочки», «Полянка», «Божья коровка».

    Например, игра «Божья коровка»: дети выкладывают кружочек на спинку божьей коровки, когда услышат заданный звук.

    Далее проводится  анализ  сочетания гласных.  Наример: « АУ. Кричит девочка, которая заблудилась в лесу. Какой первый звук она произносит, какой второй?»

    Отработав гласные звуки переходим к - знакомству детей с согласными звуками.

    Уже при знакомстве с первым согласным звуком «М» я подводим  детей  к анализу обратного слога. Хорошим помощником здесь является зеркальце, с помощью которого дети осуществляют зрительный контроль.

     На «А» дети видят хорошо открытый рот. При произнесении звука «М» дети видят сомкнутые губы.

    Далее  обучаем  детей умению анализировать   прямые слоги, типа МА. Здесь могут возникнуть трудности, так как гласный звук в таком сочетании воспринимается не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука. Здесь  опять помогает зеркальце. Практика показывает, что с помощью такого приема детям  легче определять звуковой состав слога.

    Для уточнения умения  различать  на слух гласные и согласные звуки можно использовать  игру «Красный и синий». Детям раздаются  фишки красного и синего цветов. Называются  изолировано звуки, а дети обозначают их соответствующими фишками.

    Итак, после того как дети научатся проводить анализ обратного и прямого слогов,  можно переходить к обучению   умению проводить анализ слов. Здесь понадобится  звуковая  линейка.   Полоска бумаги разделена на три части. Звук может находиться в начале слова, т.е. он может стоять первым. Звук может находиться в конце слова, т.е. быть последним. И он может находиться в середине слова. Первая и последняя ячейка звуковой линейки  узкие, потому что только один звук может быть первым, и только один звук может быть последним. А вот середина линейки  широкая, так как между первым и последним звуками может находиться несколько звуков. Это необходимо для того, чтобы дети не путали схему слова со звуковой линейкой.  Примерное задание: Где спрятался звук «У» в слове УТКА?

    Закрепить  навыки   определения наличия звука в слове или определения его позиции  в слове   помогут различные    игры, например, «Гусеница»,  «Букет», «Помоги незнайке», «9 квадратов», «Узнай и найди» , «Шкатулочки». Описание всех игр и упражнений вы найдете  в предложенных нами буклетах.

    Опираясь на требования образовательной программы «Детство», в процессе знакомства с согласными звуками    учим  детей различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

    При закреплении умения проводить звуковой анализ слов и различать   звуки   по твердости – мягкости можно использовать  игру «Спящая принцесса».

     Вы  видите   принцессу, которая «спит» на картинках. Она так же, как принцесса на горошине, очень нежная и может почувствовать даже горошинку.

    Чтобы принцессе спалось хорошо, дети  убирают картинки, в названии которых, например , есть твердый согласный звук Л, определяют его позицию в слове.

     Аналогично  используются такие игры, как  «Бим и Бом», «Кенгуру»,   «Рыбаки», и другие.

    При обучении умению определять последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам   используется   графическая схема слова. По мере выделения звуков слова дети заполняют схему фишками. Использование картинки   напоминает ребенку, какое слово анализируется. Отработав навыки с помощью схемы слова, дети могут анализировать слова, используя кубики.  

    Что такое звуковой синтез? Это умение создать слово из заданных звуков. Дети с удовольствием включаются в игры, где надо узнать слово. Например,«Какое слово спряталось? Д, О, М». Также можно поиграть  в знакомую вам игру «Живые звуки». Например, Оля будет звуком «С», Аня звуком «О», Даша- звуком «К». Встаньте друг за другом в том порядке,  в котором я назову   ваши звуки    С-О-К . Какое слово получилось?

    Итак, вашему вниманию была представлена последовательность  работы по развитию навыков звукового  анализа и синтеза. Практика показывает, что такая последовательная работа дает  положительные результаты.

    Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи

    В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Чистоговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а также дифференциации и и выработки отчетливой и внятной речи, умение говорить в различном темпе и с различным интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.

    А так же  чистоговорки  используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко малышу правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Например, малышу плохо дается твердый звук “с”. Составим список слогов с этим звуком и сочиним вот такие стишки-чистоговорки:

    Су-су-су – в лесу нашли лису.

    Са-са-са – вот бежит лиса.

    Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.

    Со-со-со – катилось колесо.

     Почаще повторяйте с малышом те чистоговорки, в которых есть сложные звуки. Важно, что бы малыш старался правильно их воспроизводить, четко произносил слова и слоги. Попросите кроху рассказать стишок громко, затем тише, а потом и вовсе шепотом, проговаривая слова вам на ушко или на ухо плюшевому другу-медведю. Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку, “забыв” закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди. Вот еще примеры чистоговорок:

    Зу-зу-зу, зу-зу-зу – зайку моем мы в тазу.

    От-от-от – мурлычет рыжий кот.

    Ча-ча-ча – мы были у врача.

    Ра-ра-ра – дождь идет с утра.

    Ри-ри-ри – в окна посмотри.

    Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа.

    Цо-цо-цо – вымыли лицо

    Ом-ом-ом – мы построим дом.

    Жок-жок-жок - это пирожок.

    Чи-чи-чи - мы любим калачи

    Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует доcтаточно способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам - уметь разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки. 3-4-летнего малыша родители уже понимают (в смысле произношения ребенком слов и предложений, какая же мама не поймет, о чем ей толкует чадо.) Однако в этом возрасте ребенок еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма. Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

    "да-да-да - в огороде лебеда",

    "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

    "ша-ша-ша - принесли домой ерша"

    "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

    "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

    "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

    "жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.

    В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

    Приемы работы с чистоговорками

    1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

    Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

    Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.  

    1 вариант

    Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

    В: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

    Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

    В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

    2 вариант

    Взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания (восклицательным, вопросительным знаками или точкой), а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.

    2. СКАЖИ КАК....    

    Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.                      

    Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса

    1 вариант

    Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

    2 вариант

    В: А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

    Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

    3. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО

    Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

    1 вариант

    Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

    Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

    В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

    2 вариант

    Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса.

    Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

    4. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО

    Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.

    1 вариант

    Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

    Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

    2 вариант

    Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

    5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

    Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

    Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

    1 вариант

    Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).

    Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

    Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка-   . ми, а слово-ответ - большой фишкой:

    Например: са-са - идет ЛИСА

    2 вариант

    Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

    В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

    Р: Са-са - ИДЕТ лиса

    3 вариант

    Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

    6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ

    Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.

    Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма.

    1 вариант

    Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.

    Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.

    Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.

    2 вариант

    Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать

    7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ

    Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

    Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги.

    1 вариант

    Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки.

    Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.

    Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.

    2 вариант

    Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.

    3 вариант

    Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).

    8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)

    Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.

    1 вариант

    Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее.

    Например, ла-ла - острая пила.

    В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки.

    Р: Ла-ла.

    В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла

    Дальше какое слово? Р: Острая.

    Если ребенок ошибся, уточнить:

    - слова «ост» нет, а слово "острая» есть;

    - «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?

    Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистоговорку с опорой на выложенные фишки.

    2 вариант

    Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.

    9. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ

    Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

    Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.

     1 вариант

    Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

    2 вариант

    Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

    -   Это слог или звук?

    -   Какой это звук - гласный или согласный?

    -  А в слоге обязательно вместе с согласным звуком стоит гласный звук? (Слога не может быть без гласного звука.)

    -  Какой звук идет после звука «Л»?

    -  Он гласный?                                                

    -  Значит, какой слог получается из этих звуков?

    -  Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».

    3 вариант

    Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

    Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

    Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

    Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

    Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

    Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

    Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

    «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая ...

    «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сензитивный....