Роль родителей в логопедической работе с детьми
консультация по логопедии по теме

Никитина Наталья Александровна

В статье представлены все разделы  логопедической работы , Представлены конкретные примеры работы по формированию правильной и красивой речи. Полезный материал для родителей и специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_roditeley.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

        Общее недоразвитие речи  -  это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики.

        Фонетика  -  нарушено произношение  звуков  речи. Звук может отсутствовать вовсе, может заменяться другим звуком или произноситься искаженно. Страдает формирование слоговой структуры слова. Это проявляется в усечении, сокращении, перестановке, удвоении слогов, сокращении согласных звуков при их стечении.

        Лексика  -  словарный запас ребёнка отстаёт от нормы. Особенно ограничен словарь действий и признаков.  Предлоги употребляются с ошибками. Наблюдается замена названий частей предметов названиями целых предметов.  Страдает навык словообразования и словотворчества.

        Грамматика  - грамматический строй речи формируется с задержкой. Словоизменение чаще всего недоступно. Имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований частей речи (имён существительных с именами прилагательными, имен существительных с именами числительными), ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим, пропуск предлогов и замена сложных предлогов на простые, ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имён существительных по числам.

Восстановление нормальной речи у детей,  страдающих общим её недоразвитием, возможно только при систематической, кропотливой речевой работе, при усиленной языковой нагрузке.

        Система коррекционного воздействия предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей и родителей.

        Преемственность в работе логопеда и воспитателя в детских садах компенсирующего вида выстроена достаточно чётко.

        К сожалению, взаимосвязь педагогов компенсирующего детского сада с родителями  часто  является актуальной проблемой.

        Родители наших детей не владеют специальными знаниями, умениями и навыками и испытывают определённые трудности при оказании помощи ребёнку в преодолении  речевого недоразвития. Они нуждаются в помощи специалистов.

        Задача логопеда заключается в повышении логопедической компетентности родителей и привлечении их в качестве одних их главных своих помощников в период коррекционного обучения детей. Логопед должен научить родителей эффективно помогать детям. Педагог должен помочь родителям стать заинтересованными, активными, действенными участниками коррекционно-педагогического процесса. Логопед должен помочь родителям превратить процесс обучения в увлекательное действо, тем самым способствовать не только преодолению речевых проблем ребёнка, но и сближению родителей и детей.

        Чтобы грамотно оказывать помощь ребёнку, необходимо единство воздействий на него со стороны всех взрослых, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в определённом возрасте.

        Проблемы наших детей не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка, отягащены психологическими сложностями. Поэтому и решать проблемы надо в комплексе.

        Все отделы головного мозга   условно разделены на три блока (А.Р.Лурия).

        Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется.

        Часто это расценивается педагогами и родителями как интеллектуальная несостоятельность. А на самом деле ребёнку просто не хватает энергетического ресурса.

        Недостаточная  сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Так же второй блок обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для восстановления нарушений произношения и обучения грамоте.

        При недостаточном развитии третьего блока, блока программирования и контроля – ребёнок не соблюдает правила, он не умеет действовать по образцу, не соблюдает нормы поведения.        Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает своевременному становлению речевых умений и навыков, при создании благоприятных условий созреют.

Задача, окружающих ребёнка взрослых, и состоит в создании этих благоприятных условий для активизации развития мозга, ведь ребёнок попросту не понимает, зачем ему надо говорить правильно, ведь сверстники и родители и так прекрасно его понимают.

Что же предпринять в данном случае любящим родителям? Как же заниматься с такими детьми? Что делать?

ИГРАТЬ! Именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются те механизмы, которые необходимы для успешного преодоления трудностей развития, и речевого в частности.

Конечно, современные родители достаточно грамотные люди, имеют доступ к педагогической информации. Вот только пользуются они этой информацией бессистемно. Родителям необходимы специальные педагогические знания.

С чего же начинается вовлечение родителей в активный коррекционно-педагогический процесс?

Прежде всего, логопед должен провести тщательное логопедическое обследование детей и уточнить анамнестические данные у родителей. Анализ полученных сведений даёт специалисту возможность составить план и выбрать механизмы коррекционного воздействия.

Вначале работа с родителями строится по традиционной схеме: проводятся родительские собрания (первое – по результатам обследования и перспективному плану на период обучения; второе – с показом занятия и анализом проделанной работы и достигнутых успехов, третье – по итогам периода обучения), консультации (индивидуальные и подгрупповые), оформляются информационные  стенды.

Всё это делается с целью повышения родительской компетентности. Мы надеемся, что родители лучше поймут проблемы собственных детей и проблемы педагогов.

Чтобы повысить качество помощи родителей детям, были использованы некоторые нетрадиционные приёмы.

Для родителей были разработаны «Памятки», помогающие им ориентироваться в некоторых понятиях и видах деятельности, используемых в работе с детьми в рамках детского сада компенсирующего вида.  

         Поскольку многократность повторения отрабатываемого на занятиях материала является одним из непременных условий для достижения стойкой положительной динамики в процессе обучения, по всем изучаемым темам были составлены  тематические домашние задания. Эти задания-программки систематически вклеиваются в домашние тетради детей для закрепления и повторения знаний, полученных детьми на занятиях.

Так же были разработаны так называемые «Рабочие тетради» для занятий с детьми по заданию логопеда.

Материал, представленный в данных тетрадях, подобран с учётом речевых проблем и возрастных особенностей детей, создаёт условия для формирования мотивации речевого высказывания, даёт возможность развивать и совершенствовать не только речь, но высшие психические функции ребёнка,  моторику, зрительные и слуховые память и внимание, дисциплинирует и активизирует ребёнка.

К тому же выполнение предложенных заданий требует совместных  усилий детей и родителей. А это как нельзя лучше сближает всех участников процесса!

        УЧИМСЯ  ВМЕСТЕ! – таков девиз данных разработок.

        Само по себе количество знаний и умений не является показателем уровня развития ребёнка. Гораздо важнее не сами знания, а умение ребёнка применить эти знания в изменившейся ситуации, для решения тех или иных задач.

        Хочется верить, что данные разработки помогают нашим детям и их родителям справляться с возникающими у них трудностями.

        С целью совершенствования взаимосвязи с родителями, им было предложено написать сочинение на тему «Мы посещаем логопедический детский сад. Хорошо это или плохо?».

        Мы благодарны нашим родителям за понимание проблем своих детей, за стремление и желание помочь своему ребёнку, за уважение к труду педагогов и помощь в нашей работе.

        Наши успехи невозможны без помощи мам и пап, бабушек и дедушек наших воспитанников!

 ПАМЯТКА № 1

ПАПА, МАМА, Я  -  ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!

        Следите в повседневном общении с ребёнком за правильным произношением поставленных звуков, точным выбором слова для выражения своих мыслей, правильным оформлением слов в предложении.

        Старайтесь ежедневно читать ребёнку небольшие рассказы или главы из детской книги. После прочтения, побеседуйте с ним о прочитанном.

        Учите ребёнка отгадывать загадки, объясняйте ему смысл пословиц и поговорок.

        Чаще организовывайте семейные прогулки в лес, в парк, в зоопарк. Наблюдайте вместе с ребёнком за явлениями природы, поведением птиц, животных, насекомых. Беседуйте об увиденном.  Дома предложите ребёнку нарисовать то, что ему больше всего запомнилось, понравилось, то, что его удивило, заинтересовало, а, может быть, и озадачило. Попросите рассказать о нарисованном событии. Принесите работы в детский сад, пусть ребёнок поделится впечатлениями со своими друзьями и педагогами.

        Следите за своей речью. Избегайте нелитературных слов, выражений, оборотов, фраз. Ведь ваша речь должна являться для ребёнка примером и образцом. Учите ребёнка слышать и понимать не громкое резкое обращение, а спокойную речь.

        Занимаясь с ребёнком, не спешите говорить за него. Если ребёнок испытывает затруднения в выполнении какого-либо задания, подскажите ему ответ жестом, мимикой, наводящим словом, предложите выбрать ответ среди нескольких вариантов, один из которых правильный

.

        Во время занятий с ребёнком, будьте заинтересованы, собраны, терпеливы. Настройтесь на доброжелательное, спокойное общение. Не раздражайтесь на многие детские «почему?»  -  с вопросов начинается открытие малышом окружающего его мира.

 Чаще улыбайтесь и хвалите ребёнка за любую, даже самую маленькую удачу. Подарите ему уверенность в своих силах. Пусть маленький человек знает, что родные и близкие люди всегда будут рядом и обязательно помогут.

 ПАМЯТКА  №  2

                                УЧИМСЯ   СЛЫШАТЬ

        Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что произносим  -  это звуки.

        Фонематическое восприятие  -  первая ступень на пути к овладению грамотой, звуковой анализ  -  вторая.

        Фонематическое восприятие  -  это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения.

        Звуковой анализ  -  высшая ступень фонематического восприятия. Звуковой анализ  -  это  способность определять порядок звуков в слогах и словах, умение выделять отдельные звуки из состава различных  звукосочетаний, а также различать звуки по их качественным характеристикам (гласный  -  согласный, твёрдый  -  мягкий, звонкий  -  глухой).

        Вслед за звуковым анализом ребёнок овладевает и звуковым синтезом слова. Звуковой синтез  -  сочетание звуковых элементов (фонем) в единое целое, в  реальное слово.

        Несовершенство фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза затрудняет процессы овладения чтением и письмом.

        Будем учиться слушать и различать звуки окружающего нас мира и звуки речи!

        Будем совершенствовать фонематическое восприятие и овладевать звуковым анализом и синтезом.

        В качестве вспомогательного средства обучения детей с проблемами речевого развития звуковому анализу и синтезу используются зрительные символы гласных и согласных звуков.

        Гласные звуки мы обозначаем квадратиком красного цвета.

        Согласные твёрдые звуки  -   квадратиком синего цвета.

        Согласные мягкие звуки  -  квадратиком зелёного цвета.

        Нельзя путать звуки с буквами. Часто родители произносят звуки так, как называются буквы в алфавите. Тем самым они  создают для ребёнка дополнительные трудности при овладении элементами грамоты. Следует  помнить, что, называя букву «П»

звукосочетанием «ПЭ», вы произносите не один, а два звука «П» и «Э». Поэтому, когда ребёнок приступает к анализу или синтезу слова, он испытывает определённые сложности. Ведь соединяя звуки «ПЭ» и «А» получается «ПЭА», а должно  получиться «ПА».

 При проведении звукового анализа взрослый несколько раз медленно произносит слово, последовательно выделяя голосом каждый из звуков.

 Согласные звуки (твердые и мягкие) необходимо произносить так, как например последние буквы в словах  «рысь», «кот», «шар» и т.п.

Например, ребёнок должен провести звуковой анализ слова «МАК».

Взрослый произносит слово «МАК», выделяя голосом первый звук: «ММММАК» и обращается к ребёнку с вопросом: «Какой звук «живёт» в начале слова?»

        Ребёнок называет первый звук в слове. Взрослый просит ребёнка дать характеристику звука и нарисовать (положить) вместо него соответствующий квадратик.

        Аналогично проводится анализ последующих звуков в слове.

Когда схема слова будет составлена, можно еще раз уточнить характеристику каждого из звуков, предложив ребёнку объяснить, почему он нарисовал (положил) вместо каждого из звуков тот или иной квадратик.

С удовольствием играют дети в игру «Звук потерялся». Взрослый предлагает ребёнку  назвать и показать звуки в анализируемом слове. Затем ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый убирает один из квадратиков (или  закрывает фишкой) и просит назвать пропавший звук, после чего возвращает (или открывает) квадратик.

Обратите внимание: для закрепления звукового анализа и синтеза необходимо  брать слова, написание которых не расходится с их произношением.

        

ПАМЯТКА № 3

              ПРЕДЛОЖЕНИЕ?  ЧТО ЭТО?

        Ваш ребёнок знает это:

  • слова могут «дружить» друг с другом;
  • когда слова «дружат», получается предложение;
  • предложения рассказывают нам много интересного;
  • чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаём.

          Поиграйте с ребёнком!

        Предложите ребёнку послушать пары слов, подумать и сказать, получилось ли из этих слов предложение:

  • Кошка спит.
  • гудит, смотрит;
  • дорога, небо;
  • Идёт дождь.
  • спит, качели;
  • снег, холод;
  • Журчит ручей.

Предложите ребёнку подружить слова так, чтобы получилось предложение, и мы что-то узнали:

  • сорока,  каркать;
  • шелестеть, дуб;
  • дети, играть;
  • дедушка, читать;
  • весна, наступать;
  • звучать, музыка               и т.п.

Учимся составлять схему предложения!

Схема предложения  -  это символическое изображение каждого из слов, входящих в состав предложения, с помощью горизонтальных полосок. В начале предложения необходимо дать обозначение большой буквы, с которой всегда начинается предложение ( ___________ ). В конце предложения необходимо поставить точку  -  знак окончания предложения.

Поиграйте с ребёнком!

Послушай и запомни предложение, повтори его:

Маруся рисует домик.

Предложите ребёнку:

  • назвать слова по порядку;
  • нарисовать схему предложения;
  • объяснить, почему в начале предложения стоит знак _________, а в конце  -  точка.
  • вспомнить, какие ещё слова пишутся с большой буквы.

Дидактическая игра «Слова играют в прятки»

Игра проводится с опорой на схему предложения.

Задания для ребёнка:

  • покажи слово «Маруся»;
  • покажи слово «рисует»;
  • покажи слово «домик»;
  • какое из слов называет действие?

Затем взрослый указывает на одно из слов и просит ребёнка назвать это слово.

Далее надо сообщить ребёнку, что слова хотят поиграть с ним в прятки. Ребёнок закрывает глаза, а в это время взрослый убирает из схемы (или закрывает)

одно из слов.

Вопросы к ребёнку:

  • какое слово пропало?
  • что нам стало непонятно?
  • назови слово, которым можно заменить пропавшее слово.

ПАМЯТКА № 4

                          КАК  ЗАНИМАТЬСЯ ПО ТЕТРАДИ ДОМА

Родители обязательно должны дома заниматься с детьми по заданию логопеда. А в субботу и воскресенье не менее 2-х раз в день по 20-25 минут.

Прежде всего необходимо внимательно прочитать задание и, если что-то непонятно  -  спросить у педагогов группы.

        Весь речевой материал на закрепление поставленных звуков (слоги, слова, фразы) необходимо произносить медленно, чётко и громко, выделяя поставленный звук голосом.

        Если в тетради написано «учить наизусть», то необходимо выучить материал наизусть и, также проговаривать медленно, чётко, громко.

        Длительность занятия не должна превышать 20-25 минут. Заниматься лучше утром, после завтрака, или во второй половине дня, после дневного сна или прогулки.

        Заниматься по тетради нужно только на положительных эмоциях. Если ребёнок расстроен, недоволен, нездоров  -  лучше отложить занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Роль сказки в логопедической работе с детьми...

Роль игры в логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...

Роль сказки в логопедической работе с детьми.

В статье раскрывается метод воздействия на ребёнка-сказка, применяемая в коррекционной работе....

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой ...

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помог...

Роль сказки в логопедической работе с детьми

В Консультации раскрывается роль сказки в логопедической работе с детьми....

Мастер-класс для родителей "Роль развивающего массажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующ...