Роль сказки в логопедической работе с детьми.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рослова Наталья Сергеевна

В статье раскрывается метод воздействия на ребёнка-сказка, применяемая в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._rol_skazki_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi_ovz.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рослова Н.С.

г. Троицк

Роль сказки  в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Многолетними наблюдениями было замечено, что у детей с ОВЗ часто нарушены не только речевые, но и не речевые психические процессы. Однако речь является основным способом передачи информации.

   Речь детей с речевыми нарушениями маловыразительная, скудная, эмоционально-экспрессивная лексика используется выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Именно эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольника. Первостепенной задачей педагогов является научение выстраивания межличностных отношений между сверстниками и взрослыми.

Для реализации коррекционной работы логопеда мной выбран один из древнейших методов воздействия на ребёнка- сказка. Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и логопеды, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказка помогает понять природу человеческих взаимоотношений. Стимулирует ребёнка к собственным высказываниям, а как следствие развитию монологической и диалогической речи. С рождения мы поём детям колыбельные, рассказываем потешки, прибаутки, сказки, тем самым обогащаем пассивный и активный словарь. Важно помнить, что сказки имеют свою возрастную доступность. Для детей 2-3 лет доступны сказки с повторяющимся сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок». Для детей 3-4 лет с элементами волшебства. К 5-7 годам мозг ребёнка способен к восприятию волшебных сказок. Для лучшего понимания сказки ребёнком, необходимо использовать иллюстрационный материал.

Использование материала сказок позволяет учителю-логопеду наиболее успешно проводить коррекционную работу. В соответствии с целями и задачами коррекционной работы составлен перспективный план, в котором отражена работа с использованием материала сказок.

 На логопедических занятиях мы применяем пособие Жуковой О.С. «Игры со сказками», сборники русских народных и авторских сказок. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, а главное формирует устойчивый интерес и потребность ребёнка к занятиям. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать различные виды речевой работы. Проблема отбора материала для чтения и рассказывания дошкольниками раскрывается в работах О.И. Соловьёвой, В.М. Федяевской, Н.С Карпинской, Л.Н. Гурович. Важно учитывать: создание благоприятной речевой среды, взаимосвязь работы на занятиях и вне занятий, учитывать индивидуальные особенности речевого развития детей с ОВЗ.

В качестве примера использования материала сказки в работе логопеда представлены примерные варианты  упражнений и заданий, которые помогают детям совершенствовать письмо, чтение, и способствуют закреплению знаний и умений, полученных на занятии.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задание. «Придумай сюжет сказки по сюжетной картинке»

Задачи:

  • Формирование умения составлять сказку по сюжетной картинке;
  • Закрепление навыка составления предложений;
  • Составление предложений с данными словами;
  • Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение, количество, оценку действия, ощущения.

Задание.  «Определи первый звук в слове», «Произнеси звук»

  • Развитие у детей фонематического слуха, как одно из средств формирования произносительной стороны речи;
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задание.  «Сравни море и озеро. Что между ними общего и чем они отличаются?»

  • Уточнение представления у детей о водоёмах;
  • Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;
  • Совершенствование умения подбирать и употреблять в речи слова-описания.

Задание. «Найди пару первому предмету»

  • Развитие логики и зрительного восприятия.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задание. «Обведи рыбок и волны», «Дорисуй изображение»

  • Развитие графических навыков и мелкой моторики.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Обогащение двигательного опыта и снятие напряжения в ходе непосредственной образовательной деятельности.

        Таким образом, при правильной постановке задач по всем направлениям коррекционной работы можно получить качественные результаты в реализации индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Вовлечь в коррекционную работу родителей, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье. Способствовать преодолению трудностей в общении между детьми, развивать эмоционально-волевую сферу. Научить выражать эмоции через слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Роль сказки в логопедической работе с детьми...

Роль игры в логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...

Роль родителей в логопедической работе с детьми

В статье представлены все разделы  логопедической работы , Представлены конкретные примеры работы по формированию правильной и красивой речи. Полезный материал для родителей и специалистов....

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой ...

ШДН "Роль сказки в логопедической работе"

Существуют различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки.http://https://drive.google.com/file/d/1Ao3DaefWIMiuuEPTSwzrUntLOA6XKpqR/view?usp=shar...

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помог...

Роль сказки в логопедической работе с детьми

В Консультации раскрывается роль сказки в логопедической работе с детьми....