Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.
Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем Гриншпуном.
1) Принцип работы на онтогенез (на развитие в норме); Б.М.Гриншпун пишет, что логопеду необходимо ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: логопед должен помнить:
а) развитие смысловой стороны речи опережает развитие собственной речи (непроизвольной ее стороны); развитие восприятия речи всегда предшествует появлению собственной речи.
б) нормативное звукопроизношение у ребенка с нормальным речевым развитием формируется только на базе фразовой речи.
в) необходимость развития предикативной функции речи, так как предметный словарь не формирует систему речи, систему языка формируют глаголы, так как обладают валентностью – продолжение.
г) развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, так как фонематический слух выступает здесь в качестве основного ориентира, он руководит артикуляцией.
2) Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.
Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет – предметную, с 3-х до 7-ми лет – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.
3) Принцип системности.
Предполагает, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи.
Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.
4) Принцип комплексного подхода.
Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник).
5) Принцип научности.
Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.
Перспективный план. Разделы.
I. Развитие психологической базы речи.
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.
Так как в структуре нарушения этих детей имеются и речевые нарушения, план коррекционной работы предполагает сделать эти процессы произвольными, так как они запускают речь и организуют учебную деятельность ребенка.
II. Развитие восприятия и понимания речи.
Цель: преодоление импрессивного аграмматизма.
III. Развитие собственно экспрессивной речи.
Цель:
- формирование базовых параметров слова;
- формирование фразовой речи;
- формирование навыков и умений связной монологической речи.
IV. Подготовка детей к обучению грамоте.
Цель: формировать те виды языкового анализа, который обеспечивает усвоение навыков письма и чтения.
Виды анализа:
- формирование операций лексико – семантического анализа, который предполагает научить ребенка осознавать структурные компоненты предложения;
- фонемный анализ: обучение фонемному анализу предполагает научить ребенка осознавать, как слово звучит в фонемном отношении;
- формирование операции морфемного анализа.
I. Развитие психологической базы речи.
Первый вариант организации работы.
Развитие психических процессов предшествует развитию речевых навыков.
Второй вариант работы.
Разделение психических процессов и формирование речи осуществляется параллельно.
Третий вариант работы.
Формирование речевых навыков опережает развитие психических процессов.
В.К. Воробьева предпочитает первый вариант, так как психические процессы являются предпосылкой для нормального речевого развития.
NB: задачи, обозначенные в этом разделе, реализуются различными специалистами (логопедом, психологом, воспитателем) и родителями. Логопед занимает центральное место в системе специальной коррекционной работы, также он осуществляет функцию контроля (на логопедических занятиях логопед включает такие задания, которые определяют степень сформированности психологической базы речи).
Задача раздела: научить ребенка общаться с другими детьми в процессе развития психических процессов.
Развитие восприятия.
Развитие зрительного восприятия.
Соотнесение слова с предметом – предметный гнозис. Эта работа является чрезвычайно важной, так как формирует основу семантики слова и регулирующую функцию речи. С этого начинается работа над пониманием речи. Длительное время логопед работает с реальными предметами, постепенно заменяя их денотатами. 90% информации ребенок получает через зрительный анализатор, в связи с этим логопед учит ребенка дифференцированно воспринимать материал и большое место в работе уделяется обучению ребенка соотносить часть и целое. Целесообразно проводить игры на нахождение недостающего элемента: лото обязательно на сюжетной картинке. После этого можно будет перейти к синтезу предметов из частей (разрезные картинки, составление предмета из вырезанных по контуру его частей).
Первоначально учат детей соединять части предмета по функциональному признаку, чтобы повысить энергетику правого полушария, так как оно питает левое.
Далее учим детей соединять части предметов по прямой линии (контурная картинка, разрезанная по прямым линиям), а затем по ломаной линии.
Развитие тактильного восприятия.
Задачи:
1) Научить детей находить предмет на ощупь (стереогноз), опознавать предмет по контуру.
2) Формировать дифференциацию тактильного восприятия. Это предполагает наличие такого дидактического материала, когда предметы и похожи между собой, и отличаются незначительными деталями.
3) Накопление пассивного словаря прилагательных, когда логопед просит ребенка достать все колючее или пушистое.
Таким образом, формируя речевую функцию у детей, необходимо подкреплять работой всех анализаторов.
Развитие слухового восприятия.
Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.
Развитие слухового восприятия является важной задачей, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.
Цели:
1) Обучение идентификации предмета (опознать предмет по характерному шуму, издаваемому этим предметом)
2) Научить детей определять направление шума («Найди часики/ ключики и т.д.»), тренирует целенаправленное звуковое восприятие, отслеживание звуковой дорожки.
3) Научить различать шумы, различные между собой по силе, высоте, тембру.
4) Научить дифференцировать неречевые шумы, похожие друг на друга.
Развитие памяти.
Зрительная память.
1) Довести объем зрительной кратковременной памяти до норматива (возраст +/- единица – у дошкольников; у школьников +/- двайка).
NB: тренируя объем зрительной памяти, логопед должен помнить, что наглядный материал не должен разполагаться в линейку – в разнообразном положении. Можно использовать смешанный материал: картинки и пустые карточки, картинки + геометрические фигуры. Мотивация достигается путем смены дидактических пособий.
2) Развитие зрительной линейной памяти. Необходимо учить детей запоминать по порядку. Здесь нельзя работать на случайном материале. Дидактический материал должен быть подобран так, чтобы его расположение подчинялось каким-либо правилам (заяц, капуста, огород, собака). Запоминание такой линейной последовательности опирается на картинку, которую ребенок запоминает. Необходимо научить детей запоминать материал дифференцированно. Самый простой вариант – логопед предлагает материал для запоминания в начале и середине занятия, а в конце в игровой форме просит вспомнить то, что показывали детям.
Слуховая память.
1) Развитие объема слуховой памяти;
2) Развитие способности запоминать по порядку.
NB: при развитии памяти на слова чрезвычайно важно в качестве лексического материала использовать глаголы. Первоначально развитие слуховой памяти осуществляется с опорой на наглядный материал (И: играл – упал- заплакал; ребята, подберите к словам картинки).
Развитие мышления.
Приоритет отдается воспитателю. В начале формируются операции обобщения (фрукты, овощи, транспорт), т.е. учим детей группировать предметы по ведущему признаку.
Если ребенку 2г 7месяцев, а он не говорит, то сначала необходимо развивать категориальное мышление, умение обобщать словом по всем признакам (все гладкое, красное).
- формирование понятий у ребенка (об окружающей действительности);
- операции сериации, как и линейная память готовят ребенка к школе.
Операции сериации неоднотипны. Необходимо научить детей соотносить 2 ряда предметов по размеру. На основании этой операции формируются слова, близкие по значению.
- операция сравнения (сличения): сравнение предметов, которые окружают ребенка (например, чашка и стакан).
Развитие мелкой моторики.
Задачи:
1) Массаж рук.
При моторной алалии всегда имеет место задержка моторного развития, поэтому массаж важен и на его основе формируется операция захвата дифференцированно, пальчиками.
2) Формирование координированности движений руки и глаза, чтобы глаз прослеживал движения руки (счет на счетах, обведение предметов).
3) Формирование умения производить символические действия (покажи, как режут ножницами, как размешивают сахар в чашке; пальчиковые театры – логоритмика, лепка, вырезание, аппликация).
Развитие общей моторики.
1) Работа по развитию координации движений. Специфика состоит в том, что первоначально у ребенка необходимо создать зрительный образ ситуации (сейчас мы будем ходить как великаны и т.п.)
2) Совершенствование ритма действия, т.к. это обеспечивает усвоение слоговой структуры слова (занимается музыкальный работник)
3) Развитие равновесия движений.
II.Развитие восприятия и понимания речи.
Задачи:
1) Научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай,принесу – одно действие);
2) Научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий; первые инструкции не являются предложением;
3) Научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные»)
4) Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно, выделяют 3 ступени:
а) логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);
I – группа простых предлогов (в, на, над, под)
II – группа сложных предлогов ( из , из-за, к ,из-под, между, через,около)
б) логопед учит детей понимать отношение предметов на основе соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В подготовительной группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения.
5) Научить детей понимать сложные логико-грамматические конструкции (Саша обогнал Петю. Покажи, где Саша?), научить понимать сказки, рассказы, сопутствующие возрасту.
III.Развитие собственной экспрессивной речи.
1-я задача: работа со словом.
Слово – многокомпонентная единица, складывающаяся из 4-х компонентов: слоговая структура слова, семантическая структура.
Развитие семантической структуры слова (методы семантики слов).
В работе с ребенком, у которого речь не актуализировалась, логопед применяет такие методы, которые не предполагают, чтобы ребенок активно участвовал, но необходимо создать такую ситуацию, которая дала бы возможность активизировать речь.
1) Метод реконструкции ситуации по типу аппликации предполагает обоснование /объединение тематической группировки словаря.
Логопед совместно с ребенком заполняет пустое поле фланелеграфа. Это поле начинаем заполнять предметными изображениями, которые представлены определенным банком изображений. Причем эти изображения могут как относиться к ситуации, так и не относиться. Часть картинок - лишняя для того, чтобы ребенок осуществил выбор. Логопед таким образом подбирает сюжетные картинки, чтобы их названия соответствовали первым четырем классам слов по слоговой структуре.
Например: дерево, рыба, река (все картинки контурные).
Названия картинок логопед обязательно проговаривает. Можно предложить раскрасить предметные картинки.
2) Если ребенок относительно говорящий, в этом случае логопед использует другой метод семантики слова – ассоциативные вербальные игры.
У этих игр двойная функция. С одной стороны – накопить словарь (языковые средства), а с другой стороны – научить детей актуализировать словарь, необходимый для данной ситуации.
3) Метод группировки слов. Работа по группировке слов начинается в рамках метода, который называется методом реконструкции ситуации и проводится первоначально на пассивном словаре.
Логопед: кто мне найдет картинку, про которую я говорю: чистая, голубая (вода); молодое, зеленое (дерево) ?
После этого можно перейти к ассоциативным играм. Вариантов игр много. Их цели таковы:
- научить детей в ответ на слово логопеда подбирать свое слово;
NB: первоначально логопед не обращает внимания на то, подходит слово по смыслу к заданному слову или нет.
- научить детей к слову логопеда подбирать слово противоположного значения;
NB: первоначально нужно работать на материале глаголов (пришел –ушел).
- научить детей к словам логопеда подбирать обобщающее слово (с опорой на то, что делает воспитатель – воспитатель проводит занятия: мебель, животные, птицы, посуда).
- научить к слову логопеда подбирать несколько слов, обращать внимание, какие слова ребенок подбирает (преобладание ситуативной или парадигматической связи);
- научить детей придумывать слова, близкие по смыслу к заданному (синонимические связи);
NB: работа проводится на материале глаголов и прилагательных, так как к существительным трудно подобрать синонимы.
- научить детей подбирать слова только по части речи (только названия предметов или только названия действий);
- научить детей в ряду слов находить лишние слова; первоначально логопед предлагает детям слова, в основе которых лежит грубая дифференцировка, затем переходят к тонким дифференцировкам, например:
Рук – рукавица – варежка
Река – болото – лягушка
Включаем слова омофоны (слова, близко звучащие):
Корм – карман – кормушка
Стол – столб – столовая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_organizatsii_logopedicheskoy_raboty_s_motornymi_alalikami.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.
Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем Гриншпуном.
- Принцип работы на онтогенез (на развитие в норме); Б.М.Гриншпун пишет, что логопеду необходимо ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: логопед должен помнить:
а) развитие смысловой стороны речи опережает развитие собственной речи (непроизвольной ее стороны); развитие восприятия речи всегда предшествует появлению собственной речи.
б) нормативное звукопроизношение у ребенка с нормальным речевым развитием формируется только на базе фразовой речи.
в) необходимость развития предикативной функции речи, так как предметный словарь не формирует систему речи, систему языка формируют глаголы, так как обладают валентностью – продолжение.
г) развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, так как фонематический слух выступает здесь в качестве основного ориентира, он руководит артикуляцией.
2) Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.
Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет – предметную, с 3-х до 7-ми лет – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.
3) Принцип системности.
Предполагает, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи.
Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.
4) Принцип комплексного подхода.
Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник).
5) Принцип научности.
Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.
Перспективный план. Разделы.
- Развитие психологической базы речи.
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.
Так как в структуре нарушения этих детей имеются и речевые нарушения, план коррекционной работы предполагает сделать эти процессы произвольными, так как они запускают речь и организуют учебную деятельность ребенка.
- Развитие восприятия и понимания речи.
Цель: преодоление импрессивного аграмматизма.
- Развитие собственно экспрессивной речи.
Цель:
- формирование базовых параметров слова;
- формирование фразовой речи;
- формирование навыков и умений связной монологической речи.
IV. Подготовка детей к обучению грамоте.
Цель: формировать те виды языкового анализа, который обеспечивает усвоение навыков письма и чтения.
Виды анализа:
- формирование операций лексико – семантического анализа, который предполагает научить ребенка осознавать структурные компоненты предложения;
- фонемный анализ: обучение фонемному анализу предполагает научить ребенка осознавать, как слово звучит в фонемном отношении;
- формирование операции морфемного анализа.
- Развитие психологической базы речи.
Первый вариант организации работы.
Развитие психических процессов предшествует развитию речевых навыков.
Второй вариант работы.
Разделение психических процессов и формирование речи осуществляется параллельно.
Третий вариант работы.
Формирование речевых навыков опережает развитие психических процессов.
В.К. Воробьева предпочитает первый вариант, так как психические процессы являются предпосылкой для нормального речевого развития.
NB: задачи, обозначенные в этом разделе, реализуются различными специалистами (логопедом, психологом, воспитателем) и родителями. Логопед занимает центральное место в системе специальной коррекционной работы, также он осуществляет функцию контроля (на логопедических занятиях логопед включает такие задания, которые определяют степень сформированности психологической базы речи).
Задача раздела: научить ребенка общаться с другими детьми в процессе развития психических процессов.
Развитие восприятия.
Развитие зрительного восприятия.
Соотнесение слова с предметом – предметный гнозис. Эта работа является чрезвычайно важной, так как формирует основу семантики слова и регулирующую функцию речи. С этого начинается работа над пониманием речи. Длительное время логопед работает с реальными предметами, постепенно заменяя их денотатами. 90% информации ребенок получает через зрительный анализатор, в связи с этим логопед учит ребенка дифференцированно воспринимать материал и большое место в работе уделяется обучению ребенка соотносить часть и целое. Целесообразно проводить игры на нахождение недостающего элемента: лото обязательно на сюжетной картинке. После этого можно будет перейти к синтезу предметов из частей (разрезные картинки, составление предмета из вырезанных по контуру его частей).
Первоначально учат детей соединять части предмета по функциональному признаку, чтобы повысить энергетику правого полушария, так как оно питает левое.
Далее учим детей соединять части предметов по прямой линии (контурная картинка, разрезанная по прямым линиям), а затем по ломаной линии.
Развитие тактильного восприятия.
Задачи:
- Научить детей находить предмет на ощупь (стереогноз), опознавать предмет по контуру.
- Формировать дифференциацию тактильного восприятия. Это предполагает наличие такого дидактического материала, когда предметы и похожи между собой, и отличаются незначительными деталями.
- Накопление пассивного словаря прилагательных, когда логопед просит ребенка достать все колючее или пушистое.
Таким образом, формируя речевую функцию у детей, необходимо подкреплять работой всех анализаторов.
Развитие слухового восприятия.
Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.
Развитие слухового восприятия является важной задачей, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.
Цели:
- Обучение идентификации предмета (опознать предмет по характерному шуму, издаваемому этим предметом)
- Научить детей определять направление шума («Найди часики/ ключики и т.д.»), тренирует целенаправленное звуковое восприятие, отслеживание звуковой дорожки.
- Научить различать шумы, различные между собой по силе, высоте, тембру.
- Научить дифференцировать неречевые шумы, похожие друг на друга.
Развитие памяти.
Зрительная память.
- Довести объем зрительной кратковременной памяти до норматива (возраст +/- единица – у дошкольников; у школьников +/- двайка).
NB: тренируя объем зрительной памяти, логопед должен помнить, что наглядный материал не должен разполагаться в линейку – в разнообразном положении. Можно использовать смешанный материал: картинки и пустые карточки, картинки + геометрические фигуры. Мотивация достигается путем смены дидактических пособий.
- Развитие зрительной линейной памяти. Необходимо учить детей запоминать по порядку. Здесь нельзя работать на случайном материале. Дидактический материал должен быть подобран так, чтобы его расположение подчинялось каким-либо правилам (заяц, капуста, огород, собака). Запоминание такой линейной последовательности опирается на картинку, которую ребенок запоминает. Необходимо научить детей запоминать материал дифференцированно. Самый простой вариант – логопед предлагает материал для запоминания в начале и середине занятия, а в конце в игровой форме просит вспомнить то, что показывали детям.
Слуховая память.
- Развитие объема слуховой памяти;
- Развитие способности запоминать по порядку.
NB: при развитии памяти на слова чрезвычайно важно в качестве лексического материала использовать глаголы. Первоначально развитие слуховой памяти осуществляется с опорой на наглядный материал (И: играл – упал- заплакал; ребята, подберите к словам картинки).
Развитие мышления.
Приоритет отдается воспитателю. В начале формируются операции обобщения (фрукты, овощи, транспорт), т.е. учим детей группировать предметы по ведущему признаку.
Если ребенку 2г 7месяцев, а он не говорит, то сначала необходимо развивать категориальное мышление, умение обобщать словом по всем признакам (все гладкое, красное).
- формирование понятий у ребенка (об окружающей действительности);
- операции сериации, как и линейная память готовят ребенка к школе.
Операции сериации неоднотипны. Необходимо научить детей соотносить 2 ряда предметов по размеру. На основании этой операции формируются слова, близкие по значению.
- операция сравнения (сличения): сравнение предметов, которые окружают ребенка (например, чашка и стакан).
Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Массаж рук.
При моторной алалии всегда имеет место задержка моторного развития, поэтому массаж важен и на его основе формируется операция захвата дифференцированно, пальчиками.
- Формирование координированности движений руки и глаза, чтобы глаз прослеживал движения руки (счет на счетах, обведение предметов).
- Формирование умения производить символические действия (покажи, как режут ножницами, как размешивают сахар в чашке; пальчиковые театры – логоритмика, лепка, вырезание, аппликация).
Развитие общей моторики.
- Работа по развитию координации движений. Специфика состоит в том, что первоначально у ребенка необходимо создать зрительный образ ситуации (сейчас мы будем ходить как великаны и т.п.)
- Совершенствование ритма действия, т.к. это обеспечивает усвоение слоговой структуры слова (занимается музыкальный работник)
- Развитие равновесия движений.
II.Развитие восприятия и понимания речи.
Задачи:
- Научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай,принесу – одно действие);
- Научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий; первые инструкции не являются предложением;
- Научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные»)
- Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно, выделяют 3 ступени:
а) логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);
I – группа простых предлогов (в, на, над, под)
II – группа сложных предлогов ( из , из-за, к ,из-под, между, через,около)
б) логопед учит детей понимать отношение предметов на основе соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В подготовительной группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения.
5) Научить детей понимать сложные логико-грамматические конструкции (Саша обогнал Петю. Покажи, где Саша?), научить понимать сказки, рассказы, сопутствующие возрасту.
III.Развитие собственной экспрессивной речи.
Слово – многокомпонентная единица, складывающаяся из 4-х компонентов: слоговая структура слова, семантическая структура.
Развитие семантической структуры слова (методы семантики слов).
В работе с ребенком, у которого речь не актуализировалась, логопед применяет такие методы, которые не предполагают, чтобы ребенок активно участвовал, но необходимо создать такую ситуацию, которая дала бы возможность активизировать речь.
- Метод реконструкции ситуации по типу аппликации предполагает обоснование /объединение тематической группировки словаря.
Логопед совместно с ребенком заполняет пустое поле фланелеграфа. Это поле начинаем заполнять предметными изображениями, которые представлены определенным банком изображений. Причем эти изображения могут как относиться к ситуации, так и не относиться. Часть картинок - лишняя для того, чтобы ребенок осуществил выбор. Логопед таким образом подбирает сюжетные картинки, чтобы их названия соответствовали первым четырем классам слов по слоговой структуре.
Например: дерево, рыба, река (все картинки контурные).
Названия картинок логопед обязательно проговаривает. Можно предложить раскрасить предметные картинки.
- Если ребенок относительно говорящий, в этом случае логопед использует другой метод семантики слова – ассоциативные вербальные игры.
У этих игр двойная функция. С одной стороны – накопить словарь (языковые средства), а с другой стороны – научить детей актуализировать словарь, необходимый для данной ситуации.
- Метод группировки слов. Работа по группировке слов начинается в рамках метода, который называется методом реконструкции ситуации и проводится первоначально на пассивном словаре.
Логопед: кто мне найдет картинку, про которую я говорю: чистая, голубая (вода); молодое, зеленое (дерево) ?
После этого можно перейти к ассоциативным играм. Вариантов игр много. Их цели таковы:
- научить детей в ответ на слово логопеда подбирать свое слово;
NB: первоначально логопед не обращает внимания на то, подходит слово по смыслу к заданному слову или нет.
- научить детей к слову логопеда подбирать слово противоположного значения;
NB: первоначально нужно работать на материале глаголов (пришел –ушел).
- научить детей к словам логопеда подбирать обобщающее слово (с опорой на то, что делает воспитатель – воспитатель проводит занятия: мебель, животные, птицы, посуда).
- научить к слову логопеда подбирать несколько слов, обращать внимание, какие слова ребенок подбирает (преобладание ситуативной или парадигматической связи);
- научить детей придумывать слова, близкие по смыслу к заданному (синонимические связи);
NB: работа проводится на материале глаголов и прилагательных, так как к существительным трудно подобрать синонимы.
- научить детей подбирать слова только по части речи (только названия предметов или только названия действий);
- научить детей в ряду слов находить лишние слова; первоначально логопед предлагает детям слова, в основе которых лежит грубая дифференцировка, затем переходят к тонким дифференцировкам, например:
Рук – рукавица – варежка
Река – болото – лягушка
Включаем слова омофоны (слова, близко звучащие):
Корм – карман – кормушка
Стол – столб – столовая.
Воробьева В.К.
Курс лекций по предмету «Алалия»
Лекции, 2004-2005 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации логопедической работы.
Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных спосо...
Игры Лото в работе с моторными алаликами.
Представлен личный опыт использования игр по типу Лото для вызывания, активизации и стимулирования экспрессивной речи у детей с моторной алалией....
Принципы организации логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Из опыта работы....
Доклад на ГМО Организация логопедической работы с алаликами
Доклад на ГМО Организация логопедической работы с алаликами...
Организация логопедической работы с моторными алаликами.
Коллеги, представляю вашему вниманию лекции Воробьевой В.К. по предмету «Алалия» (2004-2005 годы). Наука не стоит на месте и в этой области тоже появились новые наработки. Однако, надеюсь,...
Организация логопедической работы с моторными алаликами
Практический материал для неговорящих детей...
Публикация на тему: "Коррекционно-логопедическая работа при моторной алалии"
Описание мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений при моторной алалии...