Игры Лото в работе с моторными алаликами.
учебно-методическое пособие по логопедии

Бакаева Марина Николаевна

Представлен личный опыт использования игр по типу  Лото для вызывания,  активизации и стимулирования экспрессивной речи у детей с  моторной  алалией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loto_v_rabote_s_motornymi_alalikami.doc782 КБ

Предварительный просмотр:

Бакаева Марина Николаевна

учитель - логопед МБДОУ №310

г. Ростова-на-Дону.

Лото в работе с моторными алаликами.

Лото – это разновидность настольно-печатных игр, которые находят широкое применение в практике работы со старшими дошкольниками, расширяя и актуализируя их кругозор, развивая произвольное внимание и память. Дети любят лото за то, что здесь можно соревноваться.

Я  тоже включаю  лото в свою работу с детьми - алаликами, но преследую при этом  совсем другие цели. Предлагая детям этот вид настольно-печатных игр, на определенном этапе работы с ними , а именно, на этапе появления  слов, использую лото  для активизации активного словаря ребенка - алалика, поддержания его  интереса к говорению, общению с окружающими с помощью речи.

Моторная алалия – это одно из тяжелых  речевых нарушений детского возраста, которое характеризуется нарушением и несформированностью всех систем языка. Звукопроизношение формируется у таких детей довольно сложно, речь развивается  очень медленно. В какой-то момент у ребенка-алалика  начинают появляться  слова – названия конкретных предметов, действий, которые нужно чаще активизировать, закреплять в экспрессивной речи.

Для этого я использую  лото , которое делаю сама  каждому конкретному ребенку. В них включаю те слова, которые данный конкретный  ребенок-алалик может говорить осознанно, сохраняя при этом абрис самого слова. У кого-то - это двусложные слова, у кого-то – односложные, у кого-то – трехсложные, а у кого-то – их сочетание, то есть тот речевой материал, который есть в активном лексиконе конкретного ребенка. Первоначально делаю лото предметов, затем – лото действий.

В лото играем вдвоем  по нашим особым правилам. Сначала в роли ведущего выступает взрослый, который показывает ребенку, как будем играть в эту игру. Каждому  игроку дается карта -  поле, разделенное на четыре части, каждая из которых закроется такой же картинкой. В начале игры называем все имеющиеся предметы (действия),  знакомимся с ними, узнаем их. Далее ведущий выкладывает поочередно все  картинки , спрашивая : - Что (кто) это?

                        - Кому … пес? Чей… пес ?, - в зависимости от речевых возможностей ребенка. Так закрываем все предметы ( действия).

В нашем лото действуют свои правила : картинки на поле закрываются карточкой  изображением вниз. При этом после  заполнения всего поля  ребенок не видит, где спрятана и находится каждая конкретная  картинка. Далее взрослый меняется с ребенком полями. Нужно поочередно открывать все окошки и рассказывать, кто (что) тут,  это.

Таким образом,  активизируется лексика ребенка -  алалика. С каждой парой карт-полей  в нашем лото играем 2-3 раза. Далее, на знакомом материале, ведущим может быть сам ребенок, повторяя в игре действия ведущего.   Для поддержания интереса к игре в лото, одно поле  или оба сразу можно обновлять.

Со временем накапливается много карт-полей в нашем лото. Тогда можно предлагать ребенку самостоятельно выбирать основные карты и себе, и взрослому, играющему с ним вместе.

В такое лото мы играем на логопедическом занятии, в эту же игру дети играют дома с родителями, что позволяет многократно активизировать одну и ту же лексику ребенка - алалика в непринужденной естественной обстановке, стимулируя и поддерживая его экспрессивную речь.

                 

                   

                     

                       

                   

                     

                       

                       

Бакаева Марина Николаевна

учитель-логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называе­мого первого уровня речевого недоразвития. При относитель­ной сформированности импре...

Индивидуальный план работы с ребенком-алаликом

                         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ...

Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.

Принципы организации логопедической работы  с моторными алаликами.            Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Никол...

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....

Организация логопедической работы с моторными алаликами.

Коллеги, представляю вашему вниманию лекции Воробьевой В.К. по предмету «Алалия» (2004-2005 годы). Наука не стоит на месте и в этой области тоже появились новые наработки. Однако, надеюсь,...

Организация логопедической работы с моторными алаликами

Практический материал для неговорящих детей...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Отличное лото!!!!! Подходит для работы с детьми с разными речевыми нарушениями.