Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР 3 уровня
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Анализ фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Общая характеристика процессов фонематического анализа и синтеза.

В усвоении звуковой стороны русского языка входят два взаимосвязанных процесса:        а) Процесс произношения звуков, б) Овладение фонематической системой языка, что предполагает усвоение и развитие восприятия звуков языка ()фонематическое восприятие) и функций: смыслоразличительной, слухоразличительной, фонематическим анализом и синтезом.

Смыслоразличительная функция фонематической системы языка предполагает использование фонем для различения смысла сказанного. Слухоразличительная функция осуществляет различие фонем по акустическим признакам.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, сложная психическая и речевая деятельность.

Изучением фонематического анализа и синтеза занималась Е.Н. Винарская и выделила следующие его формы:

  1. Узнавание звука на фоне слова,
  2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове,
  3. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.

Последняя форма является сложной аналитико-синтетической деятельностью, которая появляется в результате специального обучения. Эта последняя форма не может быть сформирована без наличия предыдущих двух. Её сформированность важна для овладения ребенком процессами письма и чтения.

Нарушения звукового анализа и синтеза проявляются в различной степени в зависимости от тяжести речевого нарушения и от времени возникновения дефекта. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи грубые нарушения артикуляции звуков, что приводит к неправильному развитию восприятия звуковой речи. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствием четкого кинестетического образа звука, приводят к заметным трудностям в овладении звуковым анализом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1.     Формирование фонематического восприятия2.     Развитие ...

Публикация «Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи»

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произнос...

Состояние фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (сло...