Консультация для педагогов "Нейрофизиологическая взаимосвязь развития мелкой моторики и речевой функции"
консультация по логопедии по теме

Санькова Христина Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Нейрофизиологическая взаимосвязь

развития мелкой моторики

и речевой функции

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов»,- писал Джордано Бруно.

В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и проекция остального тела. Функции кисти уникальны и универсальны. Она — основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

При отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Чем длиннее слог, а тем более слово, тем больше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма. Как подчеркивает M.M. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, так функциональным  дозреванием   и   налаживанием   работы координационных уровней. Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни человек продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Очень большую работу по составлению карты речевых зон мозга провел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось показать взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм. Движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки — она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью: эта связь дает о себе знать и у современного человека.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Данный период имеет особое значение, так как с этого момента и движения остальных пальцев становятся более свободными. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными. На седьмом – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т.д. В восемь-девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывает такую же активацию в правом полушарии. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На данном этапе развития человека около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, раcположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки. Давно известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека страдает не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев остается незатронутой. Однако были описаны случаи поражения лобной доли левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные — левши, и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки.

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь — пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Следовательно, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду тренировку не только артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к peчевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь мелкой моторики с речевыми функциями.

статья - в продолжение начатой мною темы о мелкой моторике руки....

Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.

Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.Изучение уровня развития мелкой моторики в стенах дошкольного учреждения, является стандартной процедурой. Она входит в блок диагностики степени ...

"Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи"

Взаимосвязь мелкой моторики рук и речи ребенка....

Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме....

связь мелкой моторики с речевыми функциями

связь речи и мелкой моторики...