Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Юлия Леонидовна Колесникова

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx65.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики

 у детей старшего дошкольного возраста»

Разработала:

 Колесникова Ю.Л.,

учитель-дефектолог.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учителя-дефектолога

детского сада № 26 «Кораблик» комбинированного вида

Колесниковой Юлии Леонидовны

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их   пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В. А. Сухомлинский

     Тема «Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Речь является важнейшей психической функцией человека.                                     Хорошая речь - это необходимое условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Недостатки речи отражаются на умственном развитии ребенка, могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах, нередко влияют и на формирование характера ребёнка (дети часто бывают раздражительными, замкнутыми). Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи, период её интенсивного совершенствования: обогащается словарь, правильным становится звукопроизношение, развивается связная речь.  В этом возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи и т. д. Старший дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Ученые,  изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что уровень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.  Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).

Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. 

     

     На основе вышеизложенного моя педагогическая деятельность направлена на достижение основной цели: стимулирование речевого развития дошкольников путём тренировки движений пальцев рук.

     

     Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
  2. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики руки.
  3. Развивать координацию движений, ручную умелость, аккуратность, внимание, умение согласовывать слова и жесты, творческое воображения детей.
  4. Вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

     На начальном этапе необходимо  изучить теоретические аспекты развития мелкой моторики в работах специалистов.

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Важной роли здоровья в обучении и воспитании детей отдавали предпочтение Аристотель, Я.Коменский, Ж.Руссо, Г.Песталоцци и многие другие педагоги-мыслители. Педагогические принципы организации жизни и деятельности детей заключались в следующей идее “...если хотите развивать ум вашего ребенка, развивайте силы, которыми он должен управлять” (Ж.Ж.Руссо).

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга».

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. Павлов И.П. отмечал: «Речь — это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».  По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Павлов подчеркивает: "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

Ряд работ отечественных психологов и физиологов подчеркивает влияние двигательного анализатора на речь (Бехтерев В.М., Бернштейн Н.А., Лурия А.Р., Выготский Л.С., Кольцова М.М.). Авторы отмечают, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время  как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению Кольцовой М.М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Аксенова М.Я., Бот О.С., Рузина Л.С., Ткаченко Т.А., Цвынтырный В.В. и другие).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Развитие мелкой моторики является составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Оно обеспечивает формирование необходимых функциональных предпосылок, связанных с общим состоянием организма и его отдельных систем, без которых оказывается невозможным полноценное осуществление всего комплекса коррекционно-педагогических мероприятий.

Следующим этапом моей работы стало формирование 2 групп детей с нарушением речи. Прежде чем приступить к диагностике и педагогическому эксперименту, я заручилась письменным согласием родителей детей данных групп. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет с заключением учителя-логопеда: диагноз – дизартрия. Согласно этическим нормам все имена и фамилии детей зашифрованы, мальчики обозначены - *, девочки - **. Диагнозы детей представлены в таблице 1, 2 (Приложение 1).

С целью диагностики развития мелкой моторики рук у детей, имеющих нарушение речи, были использована методика Н.В. Нищевой  в экспериментальной и контрольной группах  (Приложение 2).

Диагностические задания оценивались по балльной системе. Диагностические таблицы 1, 2 экспериментальной и контрольной групп отражены в приложении (Приложение 3).

Таким образом, подводя итог диагностике мелкой моторики, можно отметить, что явных отличий средних показаний по каждому направлению нет. Вычислим среднюю по каждому диагностическому направлению для построения итогового графика и оформим в рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнение средних значений показателей шкал Методики исследования мелкой моторики рук детей с нарушением речи Н.В. Нищевой по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам

После проведенной диагностики можно сделать вывод, что дети с дизартрией имеют различные степени нарушения развития мелкой моторики рук. Отмечается неточная координация и общая недостаточность движений, дети часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Показатели высокого уровня развития мелкой моторики отсутствуют, все дети имеют низкий или средний уровень. В контрольной группе у детей наблюдались те же самые ошибки при выполнении заданий, что и в экспериментальной группе детей.

Из этого можно сделать следующий вывод: для коррекции всех недостатков необходима постоянная работа по развитию мелкой моторики.

Проанализировав полученные данные первичной диагностики уровня развития мелкой моторики в обеих группах, выявили, что на констатирующем этапе экспериментальная и контрольная группы однородны.

Следующим шагом на данном этапе было диагностирование связной речи в двух группах. В работе мы использовали серию заданий для исследования речи из "Методики развития речи детей дошкольного возраста" пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы: Ушакова О. С, Струнина Е. М. Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей (Приложение 4). Данные диагностического обследования связной речи детей экспериментальной и контрольной групп внесены в таблицы Приложение 5.        

Таким образом, подводя итог диагностике связной речи, можно отметить, что явных отличий в средних показаний по каждому направлению нет. Вычислим среднюю величину по каждому диагностическому направлению для построения итогового графика и оформим в рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнение средних значений показателей шкал

Методики исследования связной речи в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.

 Полученные результаты показали, что многие дети с речевым недоразвитием испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов, ошибки окончаний. При оценке выполнения последующих заданий на составление различных видов рассказов нами учитывался ряд общих показателей, характеризующих уровень владения детьми навыками рассказывания. Определялись: степень самостоятельности при составлении рассказа, связность, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.

Таким образом, проанализировав полученные данные первичной диагностики уровня развития связной речи в обеих группах, выявили, что на констатирующем этапе экспериментальная и контрольная группы однородны.

На третьем этапе  осуществлен подбор игр и упражнений, способствующих развитию координации движений и мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними, введение этих упражнений в режимные моменты и занятия. Работа проводилась только в экспериментальной группе.

При планировании педагогического процесса необходимо включать в режим дня следующие формы работы:

1. Для совершенствования ручной моторики использую физические упражнения и игры. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
    Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.                                                                          1)
«Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
2)
«Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
3)
«Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, "как веревочки".
2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.
Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные роли:
"Петрушка" (слегка наклонившись, прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются), "Маятник" (слегка наклонившись, руки вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево), "Балерина»
(стоя, широкий взмах руками, разведенными в стороны, подняться на носки, опустится на пяточки с одновременным опусканием рук).
   
Очень полезны игры и упражнения с мячом:
- перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля  его после дополнительных движений. 
    Развитию силы кистей рук способствуют
упражнения с кистевым экспандером, а также физические упражнения, основанные на хватательных движениях. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки или пола на пальцах рук, подтягивание на перекладине.


2.      Развитие  ручной умелости невозможно без своевременного овладения
навыками самообслуживания:    к    старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.п. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т.д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.


3.    Для развития тонкой ручной координации необходимо систематически заниматься  
разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, вышивание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
       Одно из направлений - 
это игры со счетными палочками, спичками.  В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
      Большое значение для «постановки руки» имеет
развитие графической моторики. Особое место здесь  занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.  Помимо подготовки руки к письму  штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании        не              выходить             за               их                 пределы,

соблюдая одинаковое расстояние между линиями.  Все виды заданий лучше проводить в игровой форме, что вызывает у детей интерес и не приводит к переутомлению.

4.Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

        Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и  работоспособности детей нужно включать в занятия воспитателей, проводить также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.
    Мною накоплен и систематизирован материал по использованию физкультминуток в соответствии с лексическими темами комплексно-тематического планирования ДОУ
. Например, планируя работу по лексическим  темам, мы тут же планируем работу и по формированию мелкой моторики. Тема: «Домашние животные», тут же подбираем пальчиковую гимнастику «Кошка», речедвигательную игру «Лошадка», игры с использованием спичек- выложить «домик для собаки» и назвать его – конура; штрихуем контуры животных; используем игры на развитие речи «Доскажи словечко», «Загадки».  И так по каждой теме.
  5.  Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук можно использовать разнообразные
упражнения без речевого сопровождения:

  • «Пальчики здороваются» (кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и  мизинца, "поздороваться" пальчиками  на левой руке, а затем одновременно на двух руках);
  •  «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, затем и левой руки "бегает"  по столу);
  • «Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а           указательный и безымянный – ноги, "идет" по столу);
  • «Оса» (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им) и др.

       6. Большое внимание в работе нужно уделять пальчиковым играм с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
       Пальчиковые игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей,   повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде  деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

        "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо   рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.  
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

7. Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей важны
различные виды инсценирования. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. При помощи пальчикового театра можно показывать небольшие игры–инсценировки, сказки, придумывать и разыгрывать различные сюжеты. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

8.  Можно использовать  элементы ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

  • Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.
  • Лепка с использованием природного материала: семян овощей и фруктов, камешков, ракушек и т.д.
  • Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
  • Конструирование из бумаги - оригами.

9. Важны в работе кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие активизировать межполушарное воздействие,  различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, улучшают у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

  • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
  • «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).
  • «Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. и др.

10. Стимуляция точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулируя работу всех внутренних органов. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Стимуляция точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулируя работу всех внутренних органов.При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Массаж кистей и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, катушки и др.).

11. Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе. Мною были подготовлены папки-передвижки по данной теме, консультации, проведены родительские собрания, на которых знакомила родителей с системой работы по развитию мелкой моторики детей нашей группы, провела мастер-класс по пальчиковым играм, для родителей были представлены спектакли с участием детей «Репка», «Муха-цокотуха», «Теремок».

        Заключительным этапом своей работы по развитию мелкой моторики и связной речи дошкольников явилась итоговая диагностика в двух группах.

После окончания формирующего этапа, в котором участвовали только дети экспериментальной группы, я провела повторную диагностику уровня развития мелкой моторики рук и связной речи в двух группах, используя комплекс методик, проводимых при первичной диагностике.

В ходе проведения контрольного этапа исследования мы получили вторичные экспериментальные данные, как экспериментальной группы, так и контрольной группы. Показатели детей на контрольном этапе исследования мелкой моторики и связной речи приведены в таблицах Приложения 7 и Приложения 8.

По результатам выполнения заданий на мелкую моторику пятеро детей показали высокий уровень и пять детей вышли на средний уровень, на низкий уровень не вышло ни одного ребенка. По сравнению с первичной диагностикой мелкой моторики у троих детей повысился уровень от низкого к среднему и у пятерых детей от среднего к высокому.

Выполняя задания по диагностике связной речи, пять детей показали высокий уровень, и пять детей средний уровень, а на низкий уровень также не вышел ни один ребенок. По сравнению с первичной диагностикой словарного запаса четверо детей улучшили свои показатели, поднялись с низкого к среднему уровню и пятеро детей от среднего к высокому.

Из вышесказанного следует, что после проведения формирующего этапа, у детей экспериментальной группы уровень развития мелкой моторики и связной речи заметно повысился. При выполнении заданий у детей не возникало трудностей, дети отвечали самостоятельно, уверенно и быстро. Помощь при ответах детям со стороны экспериментатора  требовалась незначительная.

Это говорит об эффективности влияния коррекционно-развивающих занятий.

При повторной диагностике мелкой моторики дети контрольной группы  показали некоторые улучшения по сравнению с первичной диагностики, но эти улучшения не так значительны, как в экспериментальной группе: трое детей улучшили уровень от низкого к среднему.

При повторной диагностике связной речи также имеются некоторые улучшения: те же трое детей улучшили свои показатели от низких к средним.

Рисунок3. Сравнение средних значений показателей шкал Методики исследования мелкой моторики рук детей с нарушением речи Н.В. Нищевой по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам

Анализируя полученные данные, я выяснила, что уровень развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы.

По данным диагностирования связной речи детей на контрольном этапе построены графики, где зафиксированы средние значения показателей.

Рисунок 4. Сравнение средних значений показателей шкал Методики исследования связной речи в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах на контрольном этапе

Таким образом, уровень развития связной речи у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы.

          Проведённая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

  • Улучшила состояние развития мелкой моторики.
  • Речь детей стала более выразительной и внятной.
  •  Улучшилось звукопроизношение.
  • Дети стали более общительными.

Дети с удовольствием участвуют во всех видах изобразительной деятельности, конструируют из различных материалов. К концу года дети хорошо владеют карандашом, выполняют графические задания, с интересом выполняют «графический диктант».

После проведения коррекционной работы в течении 9 месяцев можно увидеть не только улучшения в развитии мелкой моторики, но и в развитии речи.

Дети исследуемой  группы стали более общительными. У всех детей улучшилось звукопроизношение, они стали уверенней общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Речь стала более интонированной, стихи и потешки стали рассказывать более выразительно, ритмично.

        Экспериментальная работа, проводившаяся с детьми экспериментальной группы,  показала, что все дети достигли определённых успехов в развитии мелкой моторики, показатель уровня развития связной речи детей повысился. Своевременное и правильное применение различных дидактических игр и игровых упражнений, подобранных с учетом индивидуального развития и возможностей детей в воспитательной практике обеспечило решение поставленных задач.

Заключение

Подводя итог проделанной работы, хотелось бы обратить внимание на то, что эффективность развития мелкой моторики рук у детей зависит от следующих важных условий: системы упражнений, их содержания, доступности, объёма, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения упражнений, сочетания индивидуальных и групповых форм упражнений, мотивации и стимулирования упражнений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверина И.В. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2000. –  256 с.
  3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. — М.: Наука, 1990.— 494 с.
  4. Богатеева З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. –  № 8. – С. 32-43.
  5.  Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение,1992.
  6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –  М: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. –  М., 1982. –  С. 59-66.
  8. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие/ Лысова Н.Ф., Айзман Р.И.  – Новосибирск: АРТА, 2011.
  9. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
  10. Выготский Л. С Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. –  224 с.
  11. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -– М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  12. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 400 с.
  13. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
  14. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. —М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  15. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг. – СПб. : Речь, 1998. – 245 с.
  16.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  17. Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб, Литера, 2005. – 64 с.
  18.  Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
  19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Подготовительная группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. – 208 с.
  20. Новиковская О.А. Стихи для развития речи. – М.: Астрель, 2009. – 32 с.
  21. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
  22. Ткаченко Т. А. Речь и моторика.  ̶  М.: Эксмо, 2007. ̶  224 с.
  23. Узорова О., Нефёдова Е. 500 узоров.  ̶  М.: Астрель-АСТ, 2010.  –  36 с.
  24. Ушакова О. С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.  ̶  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  25. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995 – 28 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...

Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как  метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников....

Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста.

Практические рекомендаци для педагогов ДОУ...

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....