Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
материал по развитию речи (старшая группа)

Короткова Светлана Александровна
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности  движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д.Б.Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Были проанализированы методические условия - это как осуществляется процесс развития мелкой моторики детей старшего возраста. 
Организация развивающей предметно–пространственной среды в соответствии с ФГОС и возрастом детей; 
Постановка цели, разработка содержания воспитательно-образовательного процесса;
Поиск  эффективных методов работы с детьми;
Использование проектной деятельности; 
Привлечение родителей для проекта. 
 
По мере накопления опыта работы я делилась своими педагогическими находками и 
представила опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством использования нетрадиционного материала  в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими                                       общее недоразвитие речи» на педсовете. 
Участие в мастер –классах  в ДОУ.  
Обмен опытом с коллегами ДОУ.
Публикации материалов на персональном сайте и обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 22»

«Развитие мелкой моторики рук как средство

активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Выполнила:

воспитатель Короткова С.А.

г.Балахна

2021 г.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. По мнению И.П. Павлова: "Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга".

М.М. Кольцова  подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.  Автор  пишет:  "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей". Т.А. Ткаченко считает, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в  физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. 

Ведущей целью моей работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития я считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе,  коррекция речевого развития ребенка.  Для достижения этой цели я поставила перед собой  следующие задачи: максимальное использование разнообразных видов детской деятельности для  повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса,  стимулирование  развития детей во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой), оказание консультативной и методической помощи родителям  по вопросам развития мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Развитие ручной деятельности невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребенка  не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей системати-ческой тренировкой для пальцев руки. Наиболее часто при выполнении мелких движений ребенок с ОНР плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, дети с ОНР затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.

Развитию тонких движений рук способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающих силу кисти.  Дети, занимающиеся на домашнем мини стадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.   В коррекционной группе  я регулярно провожу работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Огромное значение для развития мелких мышц руки имеет пальчиковая гимнастика. Что же происходит, Что когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

· Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

· Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

· Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

· У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

· В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

Традиционные:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

· Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

· Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

        Комплекс пальчиковой гимнастики разучиваем в течение недели. Предварительно запоминаем с детьми название пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешки. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки дети побуждаются к договариванию слов потешки, названию действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят её, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно, синхронно.

          Очень эффективны и увлекательны  упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, дети имитируют процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача - вызвать у детей ощущение контраста. Напор нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения более сосредоточенные и напряженные. Струйка "отощала": с силой втираем воду в кожу, движения торопливые. Неожиданно напор вновь становился нормальным: моем руки привычным способом. Задание повторяется.

         Также использую рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнения "Радужные брызги" развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Можно встряхивать расслабленными кистями в разном ритме, имитируя разбрызгивание капель, обрызгивая друг друга. Очень любят дети "лечить" руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Это своего рода массаж.

         Дети - "скульпторы" лепят умелую и уверенную руку. Сначала "руку"-"глину" разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец, придавая ему особый "характер". Большой палец - добрый, сильный (папа). Указательный - строгий, следящий за порядком (мама). Средний - главный помощник родителей (старший брат). Безымянный – кроткая, но трудолюбивая сестричка. Мизинец – маленький помощник всех членов семьи, непослушный (младший брат). После того, как "скульптор" поработал с пальцами, он оценивает свое "творение" в целом (ощупывает, поглаживает и пальцы, и ладошку, и тыльную сторону руки). Можно предложить вылепить из собственной руки (путем ее разглаживания, разминания, похлопывания) добрую и нежную руку близкого человека – мамы, папы, дедушки, бабушки. Также предлагаю детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, совершать круговые движения по воображаемому стеклу (вверх – вниз, из стороны в сторону).

Пальчиковые игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов. Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток.

Использование физкультминуток на занятиях с детьми имеет большое значение. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения утомляемости. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

 Длительность физкультминутки на одном занятии составляет 3-5 минут. Я провожу физкультминутки на каждом  занятии. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составляет 10 - 15 минут в день. Проводятся физкультминутки примерно в середине занятия. Дети при этом стоят и вместе с воспитателем проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук. В каждой физкультминутке  содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами. Поначалу у детей движения были неточны, темп выполнения упражнений замедлен. Но со временем дети овладели самыми сложными упражнениями. В ходе наших физкультминуток дети как бы "конструируют" из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.д. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребенка ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики

Интересны игры – сказки, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп. "Эта команда – белочки, а эта команда зайчики" - говорит воспитатель, показывая левую и правую руки. "Это капитан белочек, а это капитан зайчиков" - показывает большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасание большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения сначала делается только с белочками, затем с зайчиками. Спустя несколько дней, обе руки одновременно выполняют это задание. Следующий этап - обе команды руки здороваются друг с другом (поочередное касание парных пальцев обеих рук.  Сначала зайчики и белочки здороваются, стоя прямо, а потом с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой). Дети копируют несложные движения. Дети любят  упражнения "Котенок", "Скакалка" (для тренировки большого пальца руки),  "Строим дом". Много времени уделяется на разучивание с детьми движений персонажа – сказка "Зайчики и волк". Дети осваивают движение пальцев рук почти всех персонажей сказки "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок", "Колобок", "Три медведя", "Лиса, заяц и петух" и др. Играм – сказкам я уделяю внимание в течение 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях, на прогулке. Важно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения  даю малышам порциями, но делаем их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Особое внимание  уделяю тренировке движений повышенной сложности. 

Теневой театр

Дети моей группы очень любят игры, напоминающие театральное представление, где одна часть детей является артистами, а другая – зрителями. Небольшие пьесы – инсценировки я создаю вместе с детьми на основе сюжетов народных сказок, песенок, художественных рассказов, стихотворений.  Сначала сама исполняю  спектакль. Техника исполнения, "оживления" героев остается за экраном, невидимой для детей, именно поэтому у них возникает ощущение "чуда". Посмотрев несколько таких спектаклей, детям непременно хочется попробовать роль артистов. Когда возникает такое желание, я показываю детям, как можно получить изображения животных: при складывании определенным образом пальцев.  В процессе такого интересного занятия у детей развиваются движения кистей и пальцев рук, и пробуждается положительное эмоциональное отношение к игре. Для развития детской фантазии, свободы и координации движений рук, а также эмоциональности и выразительности речи можно использовать театр картинок, настольный театр, театр Петрушки.  

Игры с карандашом

Дети нашей группы с удовольствием играют в следующие игры:  

  • Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
  • Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
  • Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки,  встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
  • «Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Использование нетрадиционной техники рисования

У детей с ОНР  долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев, замедленное формирование пространственных представлений, несформированность техники рисования. Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Я совмещаю коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные техники рисования. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Используя нетрадиционные техники рисования, я  развиваю сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными  видами изобразительных материалов.   Развитие наглядно-образного,  словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей происходит за счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.  Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.  Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, я корректирую его эмоционально - волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.  Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Техники нетрадиционного рисования, используемые в работе с детьми моей группы:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование ладошками и из ладошек;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование пластилином;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
  • кляксография с трубочкой.

Кроме того, я развиваю  навыки  лепки, конструктивной деятельности, работы с ножницами.

Графические упражнения.

Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.  Дети с ОНР не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, неправильно удерживают карандаш или ручку. Прежде всего, я учу ребенка правильному захвату карандаша. На первом этапе работы по формированию графических навыков ребенок чертит горизонтальные и вертикальные линии, следя глазами за движением своей руки. Затем  учу его копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движениями своей руки, направление движений идет слева направо. На следующем этапе учу  его копировать буквы. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость, поэтому для рисования я выбираю в своей работе такие объекты как волны, радугу, клубы дыма, чешуйки у рыб. Один из видов графических заданий, используемых в моей практике, это дорисовывание недостающих деталей у предмета.

Я предлагаю детям два вида графических упражнений:

-упражнения на нелинованной бумаге;

-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.

 Эти упражнения провожу на протяжении двух лет работы  с постепенным усложнением заданий.

Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:

- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные  линии  в середине  «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;

- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;

-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаю  различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.

В тетрадях в крупную клетку дети  выполняют задания:

- рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий.  В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения,  я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выходить» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.

Штриховке  в работе я отвожу особое место. Штриховка развивает мелкую моторику рук, внутреннюю и внешнюю речь, общую культуру, активизирует творческие способности. Вначале  использую трафареты с геометрическими фигурами и лекало. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют их не только круговыми линиями, но и полуовалами, петлями. Учу детей не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно, легко проводить им движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их в штриховке. Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы. Все упражнения  выполняем в занимательной форме. В результате упражнений в рисовании узоров, движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. В орнаментальной деятельности дети познают приемы расположения элементов на плоскости, учатся правильно определять направление линий и движений руки, знакомятся с протяженностью, овладевают умением измерять на глаз.        

 Оригами

 В работе с детьми с ОНР я применяю оригами для создания коллективных работ. Оригами положительно воздействует на развитие не только мелкой моторики, но и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей. Складывание фигурок я сопровождаю словесными инструкциями, познавательными рассказами различной направленности, что способствует расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР. Создавая бумажные модели, ребенок работает с геометриче6скими фигурами, преобразуют одну фигуру в другую, закрепляет знания об их строении   и различия. Изготовленные поделки мы используем также в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, что также способствует развитию речевой активности детей.

Работа с природным материалом

Большое внимание в работе с детьми на развитие мелкой моторики рук я уделяю изготовлению поделок из природного материала. Природную мастерскую можно организовать в детском саду и дома. Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность. Для изготовления поделок мы используем  шишки, хвою, орехи, каштан, желуди, кору, листья, семена деревьев и кустарников, мак, солому, траву, мох, птичьи перья, ракушки. В качестве дополнительных материалов для поделок используется бумага различной фактуры и цвета, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей, цветные лоскутки ткани, щетинки, бусинки, пуговицы, мелкие камешки, косточки

Игры с песком

Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук в работе с детьми нашей группы являются игры с песком:

-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

В повседневной индивидуальной работе я предлагаю детям с ОНР разные виды мозаики (крупную и мелкую), всевозможные пирамидки, волчки, наборы коробочек для собирания в них камешков, наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки), наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень, пособия по застегиванию пуговиц разной величины, кнопок, крючков, наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь), дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, крупы; пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми - вкладками, разрезными картинками, пазлами.  Пособия подбираю с учетом лексической темы. Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с резиновыми мячиками с шипами (су-джок). С их помощью  дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. В комплекс самомассажа я включаю упражнения с  палочками, «сухой массаж», игры с  бусами, клубочками.  Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики.

                                             

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

При работе с детьми, имеющими ОНР, на развитие тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; необходимо сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время. Следует  повышать у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру; вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. Начинать эту работу необходимо  с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе); все упражнения выполнять сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять. Я рекомендую проводить подобную работу всем воспитателям логопедических и коррекционных групп.

Использованная и рекомендуемая литература

1. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.

2. Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007г.

3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.

4. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика», Астрель, М-2005г.

5. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М - 2008г.

6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Родничок, М-2002г.

7. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Литера, СПб-2005г.

8. «Игры с бельевыми прищепками». Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь - октябрь 2006г.

9. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.

10. Косимова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», Эксмо, М-2006г.

11. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М - 2008г.

12. Ворбьёва Л.В. «Развивающие игры для дошкольников», Литера, СПб - 2009г.

13. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М -2010г.

14. Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика», Корона Принт, М - 2008г.

15. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют», Паритет, Екатеринбург – 2005г.

16. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

17.Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхрон...